"Альтернатива"

Объявление

 

 

 

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "Альтернатива" » Русские художники ХIХ века » Владимир Иванович Гау


Владимир Иванович Гау

Сообщений 201 страница 229 из 229

201

https://img-fotki.yandex.ru/get/27612/92936793.32/0_121813_75162c08_XXXL.jpg
Дети Сергея Ивановича Мальцова (1810-1898) от брака с княж. Анастасией Николаевной Урусовой (1820-1894): Капитолина (1839-после 1918), в первом браке кн.Мещерская; Мария (1942-1904), в замуж. кн. Урусова; Сергей (1845-1908); Иван (1846-1920); Николай (1849-1938).

202

http://cultobzor.ru/wp-content/uploads/2014/08/1429.jpg
Портрет пастора Майера (?)»
1836
Картон, акварель, белила, темпера, графитный карандаш
23,3х18,7
Ярославский художественный музей

203

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/a6/AK_Vorontsova-Dashkova.jpg
Графиня А. К. Воронцова-Дашкова (1817-1856)

204

https://img-fotki.yandex.ru/get/29256/92936793.32/0_121810_b27217fc_XXXL.jpg
Портрет Екатерины Голицыной. 1846 год.

       Екатерина Васильевна Голицына (1826-1853 годы), дочь графа В.В.Левашова от второго брака с Е.В.Пашковой, с 1846 года жена князя Бориса Дмитриевича Голицына (1819-1878 годы).

205

https://img-fotki.yandex.ru/get/28032/92936793.32/0_121018_132ae910_orig.jpg
Портрет неизвестного. 1847 год.
Картон, акварель 25,7 х 20,2 см.
Тульский музей изобразительного искусства

206

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/39/E._Mengden.jpg
Баронесса Екатерина Николаевна Менгден (1818-1897)
Литография с оригинала В. Гау

207

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/4d/M._Sollogub.jpg
Графиня Мария Николаевна Соллогуб, ур. Руссет-Розновано (1815—1890).

208

http://upyourpic.org/images/201405/t3kahwiy4e.jpg
Елизавета Михайловна Хитрово, урожденная Кутузова (1783–1839), дочь М.И.Голенищева-Кутузова, в первом браке за графом Ф.И.Тизенгаузеном, во втором — за Н.Ф.Хитрово, русским поверенным в делах во Флоренции

209

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/12/Baranov_P.T._by_Hua.jpg
Павел Трофимович Баранов (1814—1864), генерал-майор.
Павел Трофимович Баранов родился в 1815 году. Окончив курс в Пажеском корпусе, в 1833 г. начал службу прапорщиком в Измайловском полку, откуда перешел адъютантом к военному министру, а с производством в полковники, занял должность вице-директора провиантского департамента Военного министерства. Неоднократно направлялся в различные губернии России (в том числе и Тверскую) для инспектирования, сбора сведений об урожае, закупки провианта для армии.

Семейство Барановых - из приближенных к императорскому двору и трону. Мать Павла Трофимовича была сестрой министра императорского двора Адлерберга. За заслуги в воспитании царских детей имела высокий придворный чин и вместе с четырьмя своими сыновьями получила графский титул. Известный русский эмигрант князь П.В. Долгоруков в своей книге “Петербургские очерки” назвал Адлербергов и Барановых “царской дворней”, а младшего из братьев - П.Т. Баранова охарактеризовал так: “...в сущности добрый малый, и если бы он не родился Барановым, то бы мог быть прекрасным человеком. Но скверная атмосфера Зимнего дворца кружит головы и поздоровее и посильнее, чем голова графа Павла Баранова”.

26 августа 1856 г. П.Т. Баранов был зачислен в чине генерал-майора в свиту Его Величества. С 29 октября 1857 г. исполнял должность тверского гражданского губернатора, а с 10 ноября того же года - и военного губернатора Твери. 9 сентября 1858 г. утвержден тверским гражданским губернатором и военным губернатором г. Твери. Оставался в этой должности до 1862 г.

С конца 1850-х годов в среде прогрессивно настроенной общественности города началось движение за устройство публичной библиотеки. Губернатор П.Т. Баранов, известный своими либеральными взглядами, поощрял эти усилия. Губернский статистический комитет, им возглавляемый, принял на себя основные хлопоты, и на заседании 15 января 1860 г. решено приступить к созданию публичной библиотеки в Твери.

Годы губернаторства П.Т. Баранова - время подготовки и начала осуществления в России крестьянской реформы, уничтожившей крепостное право. Но Павел Трофимович был человеком, воплотившим в себе противоречия времени, в котором жил и трудился. Так с опубликованием царского Манифеста от 19 февраля 1861 г. об освобождении крестьян и с началом реформы усиливается участие губернатора в административном, насильственном и даже вооруженном усмирении тверских крестьян, недовольных условиями своего “освобождения”. Тверские события и действия П.Т. Баранова, как должностного лица, нашли яркое отражение в произведениях М.Е. Салтыкова-Щедрина, в 1860-1862 гг. служившего вице-губернатором в Твери. Тем не менее, в годы губернаторства Баранова завершено строительство здания тверской гимназии, организована публичная библиотека в Твери, в городах губернии открылись учебные заведения для девушек, воскресные школы для подростков.

За годы службы в Тверской губернии Павел Трофимович Баранов удостоен наград: орденов Св. Станислава 1-й степени и Св. Анны 1-й степени.

210

https://img-fotki.yandex.ru/get/27612/92936793.32/0_121811_af22ed_orig.jpg
Завадовская Елена Михайловна (1807-1874)

https://img-fotki.yandex.ru/get/26439/92936793.32/0_121812_af0aaac3_orig.jpg

https://img-fotki.yandex.ru/get/108497/92936793.32/0_121ab9_2f3d9de4_orig.jpg

211

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/de/D.I._Skobelev.jpg
Дмитрий Иванович Скобелев
В. И. Гау

212

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/69/Golovkin_by_Hau.jpg
Граф Юрий Александрович Головкин (1764-1846)
Портрет графа Юрия Александровича Головкина (?). 1836
Картон, акварель, свинцовые белила, графитный карандаш
19.2 х 16.2 Справа подпись и дата: W Hau 1836
Дар неизвестного в 1922 г.
Государственный Исторический музей. Москва.

213

http://vsdn.ru/images/data/mus/9880_big_1359979242.jpg
Портрет графа А.Ф. Орлова. 1837 год.
Бумага, акварель. 16,7 х 12,8 см.
Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург

214

http://upyourpic.org/images/201405/sj66sog1xr.jpg
Графиня Елизавета Петровна Потёмкина, ур. Трубецкая (1794-187.), дочь действительного статского советника князя Петра Сергеевича Трубецкого и первой его жены княжны Дарьи Александровны Грузинской, сестра декабриста князя С. П. Трубецкого; первым браком была замужем за графом Сергеем Павловичем Потемкиным (1787-1857), во втором с 1858 года за сенатором Ипполитом Ивановичем Подчаским (1794-1879), побочным сыном графа Л.К.Разумовского.

215

http://artru.info/il/img.php?img=60416
Мужской портрет. - Гау В.И. 1874
холст, масло

216

http://artru.info/il/img.php?img=60405
Портрет доктора Гинца (Хинце)
1857
20х16,5

http://artru.info/il/img.php?img=60397
Портрет жены доктора Гинца (Хинце)
1857
19х15

217

http://upyourpic.org/images/201405/symih78odx.jpg

Анна Григорьевна Философова, ур. Столыпина (1815—1892)

218

гау

219

https://img-fotki.yandex.ru/get/54799/92936793.31/0_120e9d_11ea38c0_XXXL.jpg
Портрет женщины в синем платье. 1846 год.
Бумага, карандаш, гуашь, акварель, белила. 18,4 х 14,6 см.
Из собрания П.С. Романова.

220

https://img-fotki.yandex.ru/get/60015/92936793.31/0_120e9e_6b0302f9_orig.jpg
Женский портрет.
Бумага, карандаш, гуашь, акварель, белила.

221

https://img-fotki.yandex.ru/get/56406/92936793.32/0_12101e_e699d744_orig.jpg
Портрет неизвестной в чепце.
Бумага, карандаш, акварель, белила.

222

https://img-fotki.yandex.ru/get/45704/92936793.32/0_12106a_dc8f13d4_XXXL.jpg
Портрет Марии Павловны Леонтьевой.
Бумага, карандаш, акварель.

       Мария Павловна Леонтьева, начальница Смольного института в 1839—1875 годах.

223

http://upyourpic.org/images/201405/c8gtrz2gh5.jpg
Авдотья Васильевна Левашова, ур. Пашкова (1798-1868), вторая жена генарала В.В.Левашова.

224

https://img-fotki.yandex.ru/get/53211/92936793.32/0_12102a_eede8528_orig.jpg
Портрет Анны Михайловны Бороздиной.
Бумага, карандаш.

        Анна Михайловна Бороздина (Раевская) (1819-1883 годы) родилась 29 декабря 1819 года в родовом имении в селе Красном Новохопёрского уезда Воронежской губернии (другое наименование - слобода Красненькая) в семье генерал-лейтенанта М.М. Бороздина. Происходила она из древней княжеской семьи.
       Её отец отличился в последней Русско-турецкой войне, а в годы Отечественной войны 1812 года был командующим Восьмым пехотным корпусом в составе Второй Западной армии (ею командовал П.И. Багратион) и принимал личное участие в важнейших сражениях.
       Кроме того, в генеалогическом древе своего рода она являлась прапраправнучкой М.В. Ломоносова. А корни генеалогического дерева семьи были представлены, с одной стороны, Еленой Глинской (матерью царя Ивана Грозного), а с другой – Прасковьей Раевской (бабушкой царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной и прабабушкой Петра I).
       В отрочестве и юности Анна Михайловна получила блестящее и разностороннее по тем временам домашнее образование. Она свободно владела многими иностранными языками, что и развило в ней, по оценкам современников, «пытливый и серьёзный ум».
       Рано осиротев, по достижении шестнадцатилетнего возраста, при дворе Николая I она стала фрейлиной императрицы Александры Фёдоровны. А в 1839 году вышла замуж за представителя древнейшего боярского рода, генерал-лейтенанта Николая Николаевича Раевского (1801-1843 годы) – младшего сына генерала от кавалерии Н.Н. Раевского (1771-1829 годы), брата М.Н. Волконской.
       Понятно, что обе семьи Бороздины и Раевские – просто не могли не проявлять интереса друг к другу, тем более что отцы новобрачных были однополчанами. Обе семьи являлись близкими знакомыми Александра Сергеевича Пушкина.
       Первое знакомство Раевских с будущим великим поэтом произошло в 1815 году в Киеве, где старший Раевский начальствовал расквартированным в этом городе армейским корпусом. Его сын познакомился с Пушкиным годом позже на вечеринке у Чаадаева в Царском Селе, где был расквартирован полк, которым тот командовал. Завязалась крепкая дружба, о чём свидетельствует переписка, в которой они называли себя «милыми друзьями» (Н.Н. Раевский-сын): «друг друга мы любили» (А.С. Пушкин). Поэт всячески ценил мнение своего друга по самым различным вопросам.
       Интерес к археологическим древностям, зародившийся у Анны Михайловны Бороздиной в девические годы ещё на родине, получил новый импульс в 1837-1841 годы, когда её муж получил назначение в Керчь в качестве начальника 1-го отделения Черноморской береговой линии. Назначение оказалось весьма удачным: оно сопровождалось проживанием Анны Михайловны в имении, которое, как героям Отечественной войны, отцам молодожёнов в районе южного берега Крыма подарил Александр I.
       Хозяином небольшого участка близ Фороса являлся свёкор А.М. Бороздиной-Раевской. Здесь она впервые познакомилась с античными древностями юга России и раскопками курганов, которые по поручению правительства вели в Восточном Крыму и на Таманском полуострове чиновник кабинета Его Императорского Величества Д.В. Карейша и директор Керченского музея истории и древностей А.Б. Ашик.
      Помимо личного участия в полевых работах под руководством маститых по тем временам археологов, Анна Михайловна стала коллекционировать памятники, найденные в поместьях двух семей в Крыму. И более того, занималась спасением античных древностей, скупая предметы, как тогда их называли, у «счастливчиков» (по нашему «чёрных археологов»). Это явилось только началом её приобщения к археологии, позволившим приобрести профессиональные навыки раскопщика, классификатора и коллекционера памятников античной культуры.
       После четырёх лет её замужества случилась беда: А.М. Раевская овдовела. Её супруг скончался 24 июля 1843 года в возрасте 42 лет. Больше она замуж никогда не выходила, посвятив себя детям и археологии. Материальные средства позволили ей вместе с малолетними сыновьями уехать в Италию, где она прожила пять лет в Риме.
       Здесь Анна Михайловна продолжила знакомство с античными памятниками, изучала труды зарубежных учёных и с большинством из них вела интенсивную переписку, полемизируя по самым различным вопросам. Знаменательно и то, что, приобретая и изучая монеты этрусков – одного из древнейших народов Италии, сыгравших цивилизующую роль в истории страны – она, сама того не подозревая, стала основоположницей этрусской нумизматики.
       Проведённые за рубежом годы позволили А.М. Бороздиной сформировать свои научные интересы, которые, как следует из архивных документов рукописного отдела Института русской литературы РАН (Пушкинского дома), помимо археологии и нумизматики, распространялись и на минералогию с палеонтологией.
       Но наиболее ценную часть архива представляет переписка Бороздиной (Раевской) с известными учёными России, руководившими её занятиями археологией. Из неё следует, что освоением антропологии и этнографии она занималась под руководством петербургского академика К. Бэра, по плану которого осуществила экспедиционное путешествие по Прибалтийскому краю.
       По древностям Финляндии её консультировал Игнациус, а по древностям Олонецкой губернии - крупный археолог и востоковед, иранист П.И. Лерх. В области славянской археологии её наставником стал чешский учёный В. Ганка.
       Не оставляла Анна Михайловна без внимания и памятники античной древности. Профессор Московского университета П.М. Леонтьев, директора Керченского музея А.Б. Ашик и А.Е. Люценко ровно четверть века курировали её занятия в области археологии, эпиграфики и нумизматики Северного Причерноморья.
       Приобретение достаточной квалификации в области археологического знания обеспечило для А.М. Бороздиной проведение самостоятельных раскопок в своих многочисленных имениях от Петербурга до Воронежской губернии и Крыма. Вещи, а также те из них, которые Анна Михайловна продолжала приобретать для своей коллекции древностей, составили основу фондов созданного ею частного археологического музея. По словам академика К. Бэра, он представлял собой настоящее сокровище.
       А когда председатель Московского археологического общества граф А.С. Уваров познакомился с присутствующими в нём раритетами и в особенности с систематическим их размещением в экспозиции по периодам истории, его решение было безапелляционным: 14 февраля 1872 года А.М. Бороздина единогласно была избрана членом-корреспондентом руководимого им Московского археологического общества. В знак признательности основную часть своего собрания новый член общества подарила Московскому публичному и Румянцевскому музеям.
       В наши дни эти коллекции хранятся в Государственном историческом музее Москвы.
       При активном содействии Анны Михайловны знаменитой научной экспедиции Н.Н. Миклухо-Маклая на острова Новой Гвинеи, половину бюджета которой она профинансировала из своих личных средств. После этого наряду с членством в Археологическом обществе она стала деятельной участницей общества любителей естествознания, антропологии и этнографии и кроме того, действительным членом Русского географического общества.
      Анна Михайловна Бороздина (Раевская) скончалась в 1883 году в Петербурге, но была похоронена на воронежской земле – в своём родовом имении Красненькое, рядом с могилой мужа Н.Н. Раевского-младшего. Существует соответствующее завещание с её пожеланием быть захороненной рядом с ним в склепе Архангельской церкви (не так давно энтузиасту воронежского краеведения Н. Чаплиевой удалось обнаружить останки их могил в разрушенном склепе позапрошлого века).

225

https://img-fotki.yandex.ru/get/56796/92936793.32/0_12102b_fe008258_XXXL.jpg
Портрет Бориса Дмитриевича Голицына.
Бумага, карандаш.

       Борис Дмитриевич Голицын (1819-1878 годы), внук княгини Н.П.Голицыной, сын Д.В.Голицына от брака с Т.В.Васильчиковой. Генерал-лейтенант, генерал-адъютант, в юности входил в состав "Кружок 16-ти", был женат на Екатерине Васильевне Левашовой (1826-1853 годы).

226

https://img-fotki.yandex.ru/get/124786/92936793.32/0_12101d_5c7f6fde_XXXL.jpg
Портрет Алексея Петровича Донаурова.
Бумага, акварель.

         Алексей Петрович Донауров(1830-1897 годы) генерал-майор.
       Сын Петра Михайловича Донаурова и Натальи Алексеевны Донауровой, урождённой Хитрово.

227

https://img-fotki.yandex.ru/get/54306/92936793.31/0_120ddb_98d3e319_orig.jpg
Портрет Александра Матвеевича Мусина-Пушкина. 1841 год.
Картон, карандаш, акварель.

       Мусин-Пушкин Александр Матвеевич (18?--18?) генерал-майор свиты Его Императорского Величества флигель-адъютант.

228

https://img-fotki.yandex.ru/get/48278/92936793.32/0_121abd_a839771f_orig.jpg
Портрет неизвестной.

229

https://img-fotki.yandex.ru/get/46114/92936793.32/0_121ac0_dddbbdb2_orig.jpg
Портрет неизвестной в красной феске. 1860 год.
Бумага, акварель. 57 х 46 см.
Частное собрание

       В 1860 - х годах Гау пишет «Портрет неизвестной в красной феске». Гау - непревзойденный мастер акварельной техники, его кисть уверенно и достоверно передаёт тяжесть чёрного шёлкового кринолина, воздушную лёгкость рукавов, тонкий узор кружева и золотого шитья на черном бархатном жакете и красной феске.
       Прекрасно написана матовая бледность лица молодой женщины, которую эффектно оттеняют вьющиеся тёмные волосы и крупные серьги, украшенные камнями с бирюзово - изумрудным отливом. Этот дополнительный цветовой акцент в наряде героини удачно перекликается с пейзажным фоном, где в обрамлении роз, ипомей, листьев олеандра и виноградных лоз открывается вид на гладь воды и горную вершину. Прелестная,почти идиллическая картина.
       При всем живописном великолепии этого довольно редкого зрелого произведения В.И. Гау приходится заметить, что оно написано уже в эпоху, когда жанр камерного и миниатюрного портрета достиг высшей точки своего развития.
       На портрет достаточно только посмотреть, чтобы увидеть близость его композиционной схемы ко многим литографированным листам Анри Греведона, а использование элементов восточного костюма только усиливает это сходство.


Вы здесь » "Альтернатива" » Русские художники ХIХ века » Владимир Иванович Гау