"Альтернатива"

Объявление

 

 

 

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "Альтернатива" » Русские художники ХIХ века » Василий Андреевич Тропинин


Василий Андреевич Тропинин

Сообщений 51 страница 100 из 228

51

https://img-fotki.yandex.ru/get/4310/92936793.d/0_10f991_d01c01d5_XXL.jpg
Портрет Анны Ивановны Тропининой. Около 1809 года.
Холст, масло. 51,5 х 40,4 см.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.

52

https://img-fotki.yandex.ru/get/16132/92936793.d/0_10f992_15e86820_XXL.jpg
Портрет Анны Ивановны Тропининой. После 1829 года.
Холст, масло. 41 х 33 см.
Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.

53

https://img-fotki.yandex.ru/get/65759/92936793.d/0_10f993_731edd94_XXL.jpg
Старуха, стригущая ногти. (Портрет жены художника). 1850 год.
Холст, масло. 76,9 х 62,5 см.
Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.

       
      В.А. Тропинин создал тип картины, в которой соединились черты интимного портрета и жанра. «Старуха, обрезающая себе ногти»  – одно из лучших произведений такого рода. Облик старой женщины благороден, значителен, овеян лирическим чувством. Жест очень естествен, пластически выразителен. Черты лица выписаны с удивительной теплотой и нежностью (возможно, художнику позировала жена – Анна Ивановна). Картина написана в сдержанной гамме красно-коричневых тонов. Гуманизм Тропинина, его уважение к простому человеку отразился в ней ярко и убедительно.

54

https://img-fotki.yandex.ru/get/55/92936793.d/0_10f9e3_9bd48a51_XXL.jpg
Портрет с курицей. (Портрет жены художника). 1856 год.
Холст, масло. 68,5 х 56 см.
Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.

       Пронзительно-щемящее чувство рождает образ старухи с курицей (1856 год). Не просто бытовой мотив, но нечто гораздо большее звучит в этом произведении. В нём нет, конечно, трагизма "стариков" Рембрандта, но есть философское приятие заката человеческой жизни - неизбежного и печального угасания. Сравнительно, например, с более ранней работой А. Г. Венецианова "Старая крестьянка с клюкой" (1830-е годы), представляющей в сущности натурный этюд, тропининские образы воспринимаются типическим портретом старости. Тему развивает глубокий и как бы всё более поглощаемый тенями цвет.

55

https://img-fotki.yandex.ru/get/16122/92936793.d/0_10fa0c_e3dbfde9_orig.jpg
Портрет купчихи Елизаветы Владимировны Мазуриной. 1844 год.
Холст, масло. 67,5 x 58,5 см.
Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени. Москва.

56

https://img-fotki.yandex.ru/get/3313/92936793.d/0_10fa06_102b45e3_orig.jpg
Портрет Екатерины Александровны Сисалиной. 1846 год.
Холст, масло. 75,2 х 60,8 см.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.

57

https://img-fotki.yandex.ru/get/3708/92936793.d/0_10fa05_aaaff04_orig.jpg
Портрет Натальи Павловны Паниной. 1855 год.
Холст, масло.74 х 61,5 см. 
Воронежский областной художественный музей.

58

https://img-fotki.yandex.ru/get/63842/92936793.d/0_10fa08_cc7b5f09_XXXL.jpg

Портрет Анны Фёдоровны Мазуриной-Карзинкиной. 1839 год.
Холст, масло. 98 х 76 см.
Томский областной художественный музей.

       Купчиха Анна Фёдоровна Мазурина добродушна. Портрет её, более строгий в колористическом отношении, также относится к пластически-линеарному направлению. Он построен на основе уже знакомого принципа сопоставления затенённой массивной фигуры и ярко освещённого, скульптурно промоделированного лица. Тропинин нашёл здесь дополнительный эффект, выразительно сопоставив монолитную, поглощающую свет фигуру Мазуриной и дробно вышитое прозрачное кружево воротника, рюшей её богатого чепца.

https://img-fotki.yandex.ru/get/9814/92936793.d/0_10fa09_7c3a7c67_XXXL.jpg
Портрет Анны Фёдоровны Мазуриной-Карзинкиной. 1844 год.
Холст, масло. 98,7 х 76,2 см.
Национальный Художественный музей. Рига.

59

https://img-fotki.yandex.ru/get/9302/92936793.f/0_110980_7cd475b0_XXXL.jpg
Портрет балерины Татьяны Сергеевны Карпаковой. 1828(?) год.
Холст, масло. 143 х 98 см.
Государственный музей изобразительных искусств
Республики Татарстан. Казань.

       Татьяна Сергеевна Карпакова, в замужестве Богданова (около 1812 года — 31 октября [12 ноября] 1842 года) — русская балерина 1-й половины XIX века.
       В 1831 году окончила Московское театральное училище (педагог Ф. В. Гюллень-Сор). С 1824 года выступала на сцене Большого театра в дивертисментах, в детских партиях балетных спектаклей, в водевилях. В 1831-40 годах танцовщица Большого театра.
       Основные партии исполняла в постановках Гюллень-Сор: Розальба («Розальба»), Фенелла («Фенелла», 1836 год). В различных ролях, от лирико-комедийных до трагедийных проявилось ее мимическое дарование и высокой техникой.
       О лёгкости её танца писал Сергей Аксаков.

60

https://img-fotki.yandex.ru/get/4308/92936793.d/0_10fa0b_3a5e8bf0_orig.jpg
Портрет Е.В. Мешковой урождённой Билибиной. 1832 год.
Холст, масло.
Художественный музей Республики Беларусь. Минск.

61

https://img-fotki.yandex.ru/get/3600/92936793.e/0_1108e8_d97b1948_XXXL.jpg
Портрет Елены Дмитриевны Щепкиной. Этюд. Около 1826 года.
Бумага, итальянский карандаш. 25,7 х 21,2 см.
Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени. Москва.


https://img-fotki.yandex.ru/get/6406/92936793.d/0_10fa0a_236118ad_XXXL.jpg
Портрет Елены Дмитриевны Щепкиной. 1826 год.
Холст, масло. 72 Х 57 см.
Псковский государственный историко-художественный музей.

        Елена Дмитриевна Щепкина (1789 г. - 1859 г.) - жена Михаила Семёновича Щепкина, который был  известным русским актёром-универсалом. В своей работе он не ограничивался драматическими ролями. Так, не все знают, что Михаил Семёнович Щепкин пел на сцене Большого театра, исполняя заглавную партию в опере Л.Керубини «Водовоз». Более того, актёр считал эту роль одной из своих самых любимых.
       Елена Дмитриевна, родом турчанка, она в 1791 году, во время взятия Анапы, была найдена среди развалин русскими солдатами, которые взяли её с собою. Так девочка попала к генералу Чаликову - начальнику отряда, занявшего Анапу. Детские и отроческие годы Елены Дмитриевны прошли в семье княгини Саликовой, где она жила на положении "экзотической сиротки". Когда девушка полюбила крепостного Щепкина и объявила княгине о своём желании выйти за него замуж, её долго отговаривали, пугая тем, что ей, как жене "господского человека", грозят бесправие и нищета. Однако та настояла на своём. Жили они в дружбе и согласии, их семейная жизнь была счастливой, несмотря на многие испытания, которые довелось выдержать.В пятидесятые годы Щепкина, человека уже пожилого, особенно мучили болезни, но она по-прежнему была в курсе интересов мужа и детей, заботилась о каждом, вела деятельный образ жизни.

https://img-fotki.yandex.ru/get/15583/92936793.e/0_1108e9_a46ee7cb_orig.jpg
Портрет Михаила Семёновича Щепкина. 1826 год.
Холст,масло.

62

https://img-fotki.yandex.ru/get/3313/92936793.d/0_10fa07_4c767240_XXXL.jpg
Портрет мальчика. 1820-е годы.
Холст, масло. 51 х 40 см. 
Национальный художественный музей Республики Беларусь. Минск.

       В «Портрете мальчика» замечательно передано непосредственное душевное движение. В этих картинах В.А. Тропинин выступает как последователь идей сентиментализма с его призывом к «естественности нравов и поведения».
       Сентиментализм, утверждающий внесословную ценность человеческой личности, внимательный к миру чувств, настроений, переживаний, был близок самой натуре художника. Тропинина прежде всего привлекает конкретный человек в частной жизни, в домашней обстановке.

63

https://img-fotki.yandex.ru/get/3311/92936793.e/0_1108ea_6ed30962_orig.jpg
Девушка-украинка, собирающая сливы. 1820 год.
Дерево, масло. 24 x 18,8 см.
Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени. Москва.

64

https://img-fotki.yandex.ru/get/6309/92936793.e/0_1108eb_c5a46453_orig.jpg
Портрет Боцигетти. Гувернантки детей Морковых. 1818 год.
Холст, масло. 67 х 55 см.
Самарский областной художественный музей.

65

https://img-fotki.yandex.ru/get/6427/92936793.e/0_1108ec_8453ee93_orig.jpg
Автопортрет. 1824 год.
Холст, масло. 53 х 41,4 см.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.

https://img-fotki.yandex.ru/get/6508/92936793.11/0_111a82_3e9dca2d_orig.jpg
Автопортрет. 1830-е годы.
Холст, масло. 46 х 37 см.
Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.

https://img-fotki.yandex.ru/get/30/92936793.11/0_111a9b_b8a3f052_XXXL.jpg
Автопортрет c кистями и палитрой на фоне окна с видом на Кремль. 1844 год.
Холст, масло. 106 х 83,5 см.
Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени. Москва.

https://img-fotki.yandex.ru/get/6309/92936793.11/0_111b6f_2097dc17_XXXL.jpg
Автопортрет. 1850 год.
Холст, масло. 54,5 х 43,5 см.
Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.

66

https://img-fotki.yandex.ru/get/6601/92936793.d/0_10fa04_a173514b_XXXL.jpg
Девочка с канарейкой. Портрет княжны Горчаковой. 1810-е годы.
Холст, масло. 46 х 35,5 см.
Сергиево-Посадский музей игрушек.

67

https://img-fotki.yandex.ru/get/6425/92936793.d/0_10fa0f_7b194e93_XXXL.jpg
Девочка с собакой. Копия картины Ж.-Б.Грёза. 1820-1830-е годы.
Холст, масло. 73 х 55 см. 
Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени. Москва.

68

https://img-fotki.yandex.ru/get/9153/92936793.e/0_1108ed_ebba29cd_orig.jpg
Девочка с яблоком. 1800-е годы.
Дерево, масло. 34,7 х 27,5 см.
Частное собрание.

69

https://img-fotki.yandex.ru/get/5002/92936793.e/0_1108ee_a96cc7bc_XXXL.jpg
Женщина с яблоком. Этюд. 1840-е годы.
Холст, масло. 48,8 х 39 см.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.

70

https://img-fotki.yandex.ru/get/9108/92936793.e/0_1108ef_bdc7879_orig.jpg
Девушка украинка в пейзаже. 1820-е годы.
Холст, масло. 41,5 х 33 см.
Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени. Москва.

71

https://img-fotki.yandex.ru/get/9809/92936793.e/0_1108f0_cde91f22_XXXL.jpg
Екатерина Семёновна Семёнова.
По гравюре И.С.Уткина с оригинала О.А.Кипренского. 1815(?) год.
Бумага, итальянский карандаш. 25 х 18,8 см.
Всероссийский музей А.С.Пушкина. Санкт-Петербург.

72

https://img-fotki.yandex.ru/get/17911/92936793.e/0_1108f1_61e17b45_orig.jpg
Портрет Екатерины Васильевны Киреевской
(урождённой Нелидовой). 1839 год.
Холст, масло. 72 х 60 см.
Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.

73

https://img-fotki.yandex.ru/get/4117/92936793.e/0_1108f2_d12df15f_orig.jpg
Крестьянин, обстругивающий костыль. 1834 год.
Холст, масло. 71 х 57,4 см.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.

https://img-fotki.yandex.ru/get/5410/92936793.e/0_1108f3_7353813_orig.jpg
Крестьянин, обстругивающий костыль. 1830-е годы.
Холст, масло. 76 х 56 см.
Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени. Москва.

74

https://img-fotki.yandex.ru/get/67577/92936793.e/0_1108f4_c308a8f0_orig.jpg
Мальчик с пушкой.
Портрет князя Михаила Александровича Оболенского (?) ребёнком.
Около 1812 года.
Жесть, масло. 14 х 12 см.
Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени. Москва.

75

https://img-fotki.yandex.ru/get/64820/92936793.e/0_1108f5_56035ff5_orig.jpg
Молодой украинский крестьянин. 1820-е годы.
Холст, масло. 21,4 х 18 см.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.

76

https://img-fotki.yandex.ru/get/16184/92936793.e/0_1108e7_10983cfb_XXXL.jpg
Нищий старик. 1823 год.
Холст, масло. 67,5 х 53 см.
Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.

77

https://img-fotki.yandex.ru/get/4313/92936793.f/0_11094f_3aeef923_XXXL.jpg
Портрет Петра Ивановича Багратиона. 1816 год.
Холст, масло. 93,5 х 72,5 см.
Государственный Исторический музей. Москва

https://img-fotki.yandex.ru/get/6622/92936793.f/0_110950_a976545e_orig.jpg
Портрет Петра Ивановича Багратиона. Эскиз. Около 1816 года.
Бумага, графитный карандаш. 33 х 22 см.
Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени. Москва.

https://img-fotki.yandex.ru/get/4507/92936793.f/0_11094d_173d7d95_orig.jpg
Пейзаж с военным лагерем под Смоленском.
Эскиз фона к портрету Петра Ивановича Багратиона. Около 1816 года.
Бумага, сангина. 32 х 26 см.
Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени. Москва.

78

https://img-fotki.yandex.ru/get/4803/92936793.e/0_1108fd_97140972_orig.jpg
Покупка яблок у разносчика. Этюд. 1830-е годы.
Холст, масло. 29,5 х 23,5 см.
Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.

79

https://img-fotki.yandex.ru/get/64624/92936793.d/0_10fa10_ce79630_orig.jpg
Портрет Александры Алексеевны Оболенской
(урождённой Мазуриной). 1845 год.
Музей искусств Узбекистана. Ташкент.

80

https://img-fotki.yandex.ru/get/47606/92936793.e/0_1108fe_4f4cd125_orig.jpg
Портрет Александра Фёдоровича Заикина.
Этюд. Около 1837 года.
Холст, масло. 25 х 21 см.
Государственный Исторический музей. Москва.

81

https://img-fotki.yandex.ru/get/6744/92936793.e/0_1108ff_7dac461f_orig.jpg
Портрет Алексея Алексеевича Тучкова. 1843 год.
Холст, масло. 73 x 62 см.
Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени. Москва.

82

https://img-fotki.yandex.ru/get/6712/92936793.e/0_110900_5eb8d7d1_XXXL.jpg
Портрет архимандрита Феофана. 1837 год.
Холст, масло. 99 x 78 см.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.

83

https://img-fotki.yandex.ru/get/9313/92936793.e/0_110902_f02d1434_orig.jpg
Портрет Петра Александровича Булахова. 1823 год.
Холст, масло. 66 х 55 см.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.

         Московский приятель Тропинина Пётр Александрович Булахов был известным оперным певцом, которого боготворили слушатели за очень гибкий "золотистый" тенор. Его дебют на оперной сцене состоялся за два года до создания этого портрета. Именно он впервые исполнил алябьевского "Соловья". П. А. Булахов стал основателем музыкальной династии - один его сын, Павел Петрович, подобно отцу, пел в опере, а другой, Пётр Петрович, написал музыку известнейших романсов "Гори, гори, моя звезда", "Не пробуждай воспоминаний", "Тройка" и пр.
       Эта работа Тропинина свидетельствует о нарастании романтических тенденций в его творчестве. Оставаясь приверженцем "интимного", "домашнего" изображения (Булахов, как и многие другие герои художника, здесь написан в халате), Тропинин преодолевает некоторую статичность своих ранних произведений. Всё в этом портрете несёт печать непрестанно движущейся, изменяющейся жизни; живописец более смело лепит форму; его палитра, бывшая прежде довольно скупой, на глазах будто разгорается, расцветает яркими красками.

84

https://img-fotki.yandex.ru/get/9828/92936793.e/0_110901_c46c40a_XXXL.jpg
Портрет Василия Андреевича Каратыгина. 1842 год.
Холст, масло. 129 х 98 см.
Государственный центральный театральный музей им.Бахрушина. Москва.

        Василий Андреевич Каратыгин (26 февраля (10 марта) 1802 года, Санкт-Петербург — 13 (25) марта 1853 года, Санкт-Петербург) — знаменитый российский актёр, трагик, сын Андрея Васильевича и Александры Дмитриевны Каратыгиных. Дебютировал в 1820 году в петербургском Большом театре в роли Фингала (одноимённая трагедия В. А. Озерова). Был знаком с Александром Пушкиным, Александром Грибоедовым, Кондратием Рылеевым, Вильгельмом Кюхельбекером.
       В 1820-е годы определились характерные черты его актёрского стиля — приподнятая героика, монументальная парадность, напевная декламация, живописность, скульптурность поз. С момента открытия петербургского Александринского театра (1832 год) Каратыгин — ведущий трагик этого театра.
       Самый первый исполнитель роли Чацкого («Горе от ума» А. С. Грибоедова) — 26 января 1831 года, Александринский театр.

85

https://img-fotki.yandex.ru/get/15510/92936793.10/0_111674_66795936_orig.jpg
Портрет тульского помещика Портрет Василия Ивановича Бибикова. 
Около 1825 года.
Холст, масло. 45,5 х 37,5 см.
Нижнетагильский музей изобразительных искусств.

       Когда-то этот портрет, написанный художником в первые годы освобождения от крепостной зависимости, значился как «Портрет неизвестного».  Но на то и музейная наука, чтобы не только бережно хранить бесценные сокровища, но и пристально изучать их. И неизвестный «заговорил», оказавшись натурным портретом епифанского помещика Тульской губернии Василия Ивановича Бибикова, древний род которого ведёт свою родословную от золотоордынских ханов. Встреча художника с отставным поручиком Василием Бибиковым, слывшим редким в уезде библиофилом, была очевидным фактом биографии того и другого. Именно в это время В. А. Тропинин снискал себе заслуженную славу великого портретиста среди  московских заказчиков, кисти которого добивались люди разных сословий.  Видимо, и тульский барин, предвкушая будущий шедевр, принарядившись в белую атласную манишку и начесав модные вихры и бакенбарды, преисполненный собственного достоинства, усердно позировал художнику в его творческой студии.
       Именно на таких работах небольшого формата с особой силой проявился природный талант мастера, способного уловить индивидуальность модели и предвосхитить художественную цельность портрета с первого сеанса. И не случайно, спустя многие годы, когда Тропинин был уже стар, да и сам Бибиков убелен сединой, эта давняя встреча повторилась вновь. Но это уже другая история.


https://img-fotki.yandex.ru/get/5208/92936793.e/0_110903_389b8e61_orig.jpg
Портрет Василия Ивановича Бибикова. 1839 год.
Холст, масло. 73,5 х 60,5 см.
Тульский музей изобразительного искусства. Тула.

86

https://img-fotki.yandex.ru/get/26827/92936793.e/0_110904_24091e38_XXXL.jpg
Портрет Василия Марковича Яковлева.
Конец 1820-х — начало 1830-х годов.
Холст, масло. 83,3 х 65,9 см.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.

       Василий Маркович Яковлев - Сибирский купец. Позировал Василию Андреевичу Тропинину.

87

https://img-fotki.yandex.ru/get/5008/92936793.e/0_110905_344c2cd2_orig.jpg
Портрет гусара Мосолова. 1830-е годы.
Холст, масло. 83 х 69 см.
Ивановский областной художественный музей.

88

https://img-fotki.yandex.ru/get/47606/92936793.f/0_110906_15dec90d_XXXL.jpg
Портрет Дмитрия Павловича Татищева. 1838 год.
Холст, масло. 72,5 х 57 см.
Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств.
Санкт-Петербург.

         В молодые годы Дмитрий Павлович Татищев (1767 –1845 гг.) участвовал в походах Суворова 1794-1795 гг., награждён орденом св. Георгия IV степени. Оставив военную службу, стал талантливым дипломатом, отдав этой работе 40 лет. Дмитрий Павлович Татищев получил все русские ордена, а из иностранных – испанский орден Золотого Руна, неаполитанский – святой Януары и австрийский – святого Стефана I степени.
       В 1807 – 1808 гг. он был послом в Неаполе, в 1812 году – в Мадриде, с 1821 года – в Гааге, с 1822 по 1841 год – в Вене. В последние годы жизни стал терять зрение и в 1845 году умер в Вене.
       Татищев вошёл в историю России больше как тонкий знаток и страстный коллекционер произведений искусства. Для этого нужны были большие деньги. В юности его огромные долги порой оплачивала княгиня Дашкова, которая приходилась ему родной тетей, и дядья – графы Воронцовы. Даже сам Александр I и его преемник Николай I иногда уплачивали за своего посла значительные суммы.
       Свою бесценную коллекцию Татищев завещал императору, имея в виду создававшийся в те годы Эрмитаж. Из 185 картин лучших художников Европы 60 отправил в Москву, где они украсили залы Кремлевского дворца, часть скульптур перевезли в Петербург, коллекцию редкого оружия – в Царскосельский арсенал, резные камни - в Эрмитаж. В собрании картин Татищева были настоящие шедевры Ван Эйка, Рафаэля, Леонардо да Винчи и многих других гениев западноевропейской живописи.
       Татищев собрал и уникальную по своей ценности коллекцию резных камней (гемм) в количестве 160 экземпляров. Но, кроме гемм, Татищев собрал и 833 цветных отливки из гипса и стекла знаменитых резных камней из других собраний, в которых представлены архаический и ранний греческий период, эпоха греческой классики и итальянские мастера III - I веков до н.э., эпоха поздней республики и лучшие работы европейских мастеров XVIII - XIX вв.
       Сегодня произведения искусства, собранные Д. П. Татищевым, украшают лучшие музеи страны.

89

https://img-fotki.yandex.ru/get/69324/92936793.e/0_110907_7351c77c_orig.jpg
Портрет Николая Семёновича Селивановского. 1843 год.
Холст, масло. 105 х 84 см.
Государственный исторический музей. Москва.

       Николай Семёнович Селивановский, как и его отец, был известным деятелем культуры своего времени. В 1827 году он окончил Московский университет и стал помогать отцу в его деле. Около 1835 года Николай Семенович женился на Евгении Антоновне Гизетти, которая, по откликам современников, была красавицей. В браке у них родились дочери: Юлия (31 октября 1836 года) и Евгения (около 1838 года). Кроме издательской деятельности, Николай Семёнович занимался литературною критикою, он сотрудничал в "Московском вестнике", "Московском телеграфе", "Телескопе", "Молве", "Сыне отечества". Литературные связи Николая Семеновича, как и его отца, были обширными. Н.С. Селивановский являлся "главным комиссионером" А.С. Пушкина по "Современнику" в Москве. Большую роль в общественной жизни Москвы 30-х годов играли субботние вечера Селивановского, на которых собирались представители разночинской интеллигенции. В круг знакомых Николая Семёновича входили: В.П. Андросов, В.П. Боткин, А.Ф. Вельтман, А.Д. Галахов, А.В. Кольцов, Н.Х. Кетчер, Ф.А. Кони, К.А. и Н.А. Полевые, художник К.И. Рабус (им были написаны картины к историческому описанию Симонова монастыря В.В. Пассека), Н.М. Сатин, А.И. Полежаев, М.П. Погодин, композитор А.Е. Варламов, врачи И.Е. Дядьковский и Ф.И. Иноземцев, профессор Д.Л. Крюков, И.П. и П.П. Клюшниковы, артисты П.А. Мочалов, М.С. Щепкин и П.Г. Степанов. В типографии Селивановского печатались журналы "Телескоп" и "Молва".  По делу о письмах Чаадаева, которые были напечатаны в 15 номере "Телескопа" (1836 год), Селивановский попал под следствие. Помогло ему заступничество генерал-губернатора Д.В. Голицына. Постоянным посетителем литературного кружка Селивановского с января 1835 года становится В.Г. Белинский, кружок Николая Семёновича сыграл не последнюю роль в формировании молодого критика. Первоначально между ними были дружеские отношения, но затем произошёл разрыв.
       О вечерах у Н.С. Селивановского рассказывает в письме Н.В. Беклемишев, из которого следует, что летом гости собирались на даче под Симоновым: "У Селивановского всегда подавались гостям два напитка: домашний квас и красное вино. Летом мы ездили к нему в Симоновскую слободу, и там я встречал у него за столом и больших и малых людей.
       Часто там бывали Щепкин, Дядьковский, И. и П. Клюшниковы, Иноземцев, Крюков, Степанов и Мочалов. Там же я встречал Белинского, раза два Кольцова, сидевшего рядом с Мочаловым. Многих литераторов и музыкантов видел я там. Всех их привечал Николай Семёнович. Хорошо нам бывало у Селивановских. Много здесь бывало рассуждений о том, о сём и о прочем. Лилось вино, велись беседы, читали повести и стихи. Мочалов с Щепкиным читали монологи". В этом письме Беклемишев характеризовал Николая Семеновича как "доброго, гостеприимного, оказывавшего и добрым знакомым и мало знакомым идущую от сердца хлеб-соль." Такую же характеристику он дал и жене Селивановского Евгении Антоновне.

https://img-fotki.yandex.ru/get/15549/92936793.f/0_11090d_74981df2_orig.jpg
Портрет Евгении Антоновны Селивановской (урождённой Гизетти). 1852 год.
Холст, масло. 105 х 84 см.
Государственный Исторический музей. Москва.

      Евгения Антоновна (1817-1896 гг.) была дочерью купца 3-й гильдии Антона Адамовича Гизетти (1763-1841 гг.) и Елизаветы Андреевны Крюгер (1883-1852 гг.). Отец её был родом из Венеции, из дворян. Известны брат Евгении Антоновны - сенатор и общественный деятель Герман Антонович Гизетти, и её сестра, которая вышла замуж в 1833 году за Ивана Дмитриевича Бартенева (знакомый Белинского и Герцена).

90

https://img-fotki.yandex.ru/get/5011/92936793.f/0_110909_880ffa2c_XXXL.jpg
Портрет Елизаветы Ивановны Нарышкиной. Не позднее 1816 года.
Дерево, масло. 62,7 х 44,3 см.
Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени. Москва.

91

https://img-fotki.yandex.ru/get/15562/92936793.f/0_11090a_805bb141_XXXL.jpg
Портрет  Егора Осиповича Скотникова. 1821 год.
Дерево, масло. 58,5 х 42,5 см.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.

       Скотников Егор Осипович (1782 (1780?) - 1843 гг.), художник-гравёр. Учился в ИАХ (1788-1803 гг.) у И.С.Клаубера. В 1805 году за гравюру "Распятие" с оригинала Ш.Лебрена награждён большой золотой медалью. В 1809 году удостоен звания академика. Товарищ В.А.Тропинина по ИАХ. Работал рисовальщиком и гравёром при московской Оружейной палате.

92

https://img-fotki.yandex.ru/get/69681/92936793.f/0_11090b_1c12f181_orig.jpg
Портрет Евдокии Петровны Ростопчиной.
Холст, масло. 34 х 28,5 см.
Тульский музей изобразительного искусства. Тула.

https://img-fotki.yandex.ru/get/4104/92936793.f/0_11090c_d2f0cd78_orig.jpg
Портрет Евдокии Петровны Ростопчиной. Этюд.
Холст, масло. 27,6 х 21,8 см.
Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.

https://img-fotki.yandex.ru/get/5801/92936793.12/0_11208f_5b46ce73_XXXL.jpg
Портрет Евдокии Петровны Ростопчиной. Эскиз. 1853 год.

https://img-fotki.yandex.ru/get/31/92936793.c/0_10f7f4_936aa837_orig.jpg
Портрет Евдокии Петровны Ростопчиной. 1853 год.
Холст, масло. 78,5 х 63 см.
Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.

       

       Графиня Евдокия Петровна Ростопчина, урождённая Сушкова (1811 – 1858 гг.) – поэтесса, переводчица, драматург и прозаик. Дочь действительного статского советника Петра Васильевича Сушкова (1783 – 1855 гг.) и Дарьи Ивановны, урождённой Пашковой (1790 – 1817 гг.). Потеряв рано мать, вместе с двумя младшими братьями, росла в Москве в богатой семье своего деда, отца матери, Ивана Александровича Пашкова (одного из наследников мясниковских миллионов). Девочка много читала и изучила немецкий, французский, итальянский и английский языки. В 1831 году князь П. А. Вяземский, друг дома, опубликовал в альманахе «Северные цветы» её первое стихотворение «Талисман» с подписью «Д-а». Двадцати двух лет от роду, чтобы избавиться от домашнего гнёта, решилась принять предложение молодого и богатого графа Андрея Фёдоровича Ростопчина (1813 – 1892 гг.), сына бывшего московского главнокомандующего. Свадьба состоялась в мае 1833 года, и молодые зажили весело и открыто в своём доме на Лубянке, принимая всю Москву. По собственному признанию, была, однако, очень несчастна с грубым и циничным мужем и стала искать развлечений в свете, была окружена толпою поклонников, к которым относилась далеко не жестоко. В 1836 году семья переехала в Петербург. Ростопчина начала подписывать свои публикации «Р-а», а потом своим полным именем. В творчестве её поддерживали Лермонтов, Пушкин, Жуковский. Ей посвящали свои стихотворения Огарёв, Мей и Тютчев. Гостями её литературного салона бывали Жуковский, князь Вяземский, Гоголь, Мятлев, Плетнёв, князь В. Ф. Одоевский и другие. Большую часть её лирики составляли стихи о неразделённой любви. В 1839 году издала книгу «Очерки большого света», которая была проигнорирована и читателями, и критикой. Писала также повести и комедии, но её проза не пользовалась особым успехом. В свете она была предметом многих сплетен и злословия, к которым светская жизнь её нередко подавала повод. В то же время, будучи необычайной доброты, она много помогала бедным и всё, что получала от своих сочинений, отдавала князю Одоевскому для основанного им благотворительного общества. Вернувшись в 1847 году из заграничного путешествия, вконец разорённая мужем, поселилась в Москве (Николай I запретил ей появляться в столице), в доме своей свекрови графини Е. П. Ростопчиной, ярой католички. Последние годы жизни прошли в крайне тяжёлой домашней обстановке и постоянной глухой борьбе со свекровью, беспощадно осуждавшей её светские увлечения и православное воспитание, даваемое ею детям. В последние годы своей жизни поэтесса высмеяла различные литературные движения в России, в итоге оказавшись в изоляции. Из Москвы она выезжала летом только в подмосковное имение Вороново. Почти забытая публикой, после двух лет болезни, умерла 3 декабря 1858 года и была похоронена на старом Пятницком кладбище в Москве.

93

https://img-fotki.yandex.ru/get/6421/92936793.e/0_1108fc_715b6367_orig.jpg
Портрет Иоанны Антоновны Грудзинской.
Ж.Лович. Этюд. 1810-е годы.
Картон, масло. 24 х 19 см.
Государственный Исторический музей. Москва.

         Женщина, отчасти изменившая ход российской истории, родилась 17 мая 1795 года в городе Познань, «в семействе благородном, но несчастливом».
       Иоанна была старшей из трёх дочерей графа Антона Грудзинского и Марианны Дорповской.
       Девушка получила отличное воспитание в одном из лучших, в начале XIX века, пансионов в Варшаве; то был пансион французской эмигрантки девицы Vаuсhеr (Воше). Пансион этот отличался, превосходно нравственным направлением; главным руководителем этого учебного заведения был умный и учёный французский аббат Маlhеrbеs (Малерб).
       Именно этому человеку Иоанна была обязана …теми твёрдыми зачатками религиозных убеждений, без примеси ханжества и фанатизма, на прочном основании которого создалось впоследствии всё её нравственное развитие и образование; воспитание своё довершила она в Париже, под руководством умной и талантливой гувернантки мисс Коллинс.
       О высоких душевных качествах и твердых моральных принципах Иоанны, свидетельствуют её собственноручные заметки о различных религиозно-нравственных правилах.
       Превосходно образованная и блестящая красавица Жаннета (так на французский манер стали называть Иоанну) вернулась из Парижа в Варшаву в конце 1815 года и в течении пяти лет пребывала предметом поклонения многих, но держала себя с таким тактом и достоинством, что пред нею смолкало всякое злословие и она пользовалась самою высокою репутациею.
       В том же, 1815 году Жаннета впервые встретилась с цесаревичем Константином, наместником Царства Польского.
       Цесаревич был мгновенно очарован её красотой: «Роста среднего, с прекрасными голубыми глазами и правильными чертами лица она была прозвана царицею всех балов. Необыкновенного цвета пепельно-белокурые волосы и чудная коса придавали её лицу большую оригинальность».  «Белокурые, струистые и густые кудри её, голубые выразительные глаза, улыбка умная и приветливая, голос мягкий и звучный, стан гибкий и какая-то облекающая её нравственная свежесть и чистота. Она была Ундина. Все соединилось в ней и придавало ей совершенно отдельную и привлекающую внимание физиономию в кругу подруг и сверстниц её». «Хорошо сложённая, хотя и небольшого роста, с белокурыми кудрями, с бледно-голубыми глазами, обрамлёнными более светлыми, чем волосы, ресницами, и кротким личиком, она напоминала портрет, сделанный пастелью.
       Она была необычайно грациозна, особенно в танцах, напоминая нимфу, которая “скользила по земле, не касаясь её”. Остряки говорили, что, танцуя гавот, она проскользнула в сердце великого князя».
       Константин не скрывал своего намерения обладать понравившейся ему девицей, однако, встретил решительный отпор — Жаннета ханжой не была, но отличалась истинно польской гордостью, была глубоко религиозна, получила строгое католическое воспитание.
       Наверное, впервые в своей жизни, Константин Павлович испытал настоящее чувство. Чем иначе можно объяснить тот факт, что он ухаживал за Жаннетой целых пять лет, причём с самыми серьёзными намерениями.
       Правда, злые языки (а они всегда найдутся) видели тут тонкую интригу Жаннеты, которая «пустила в ход все хитрости ума и кокетства», чтобы увлечь Константина.
       Тем не менее, цесаревич твердо решил сделать эту девушку своей женой, и был намерен добиваться согласия родственников любой ценой.
       Наконец, все преграды были преодолены: императрица-мать Мария Фёдоровна и Александр I дали согласие на этот брак.
       Бракосочетание состоялось в Варшаве 12 мая 1820 года, (после манифеста о разводе великого князя с первой супругой, великой княгиней Анной Фёдоровной). Венчание происходило сначала по православному обряду в церкви Королевского замка, а затем по католическому, в каплице замка, присутствовали при венчании только четыре лица: генералы граф Куруеа, Альбрехт, Кнорринг и Нарышкин. Цесаревич приехал в замок из своего дворца Бельведера совершенно один, в кабриолете, запряжённом парой лошадей, которыми, как он обыкновенно ездил, он сам и правил.
       В этом же кабриолете после венчания возвратился он в Бельведер с молодой женой. Тем не менее, весть о венчании разнеслась по всему городу, и улицы были покрыты густой толпой народа, сердечно приветствовавшего на обратном пути великого князя и его супругу.
       Положение её было определено манифестом императора Александра от 8 июля 1820 года, опубликованным только в Царстве Польском, а не в Империи. В манифесте этом было объявлено, что супруге великого князя цесаревича и могущим родиться от их брака детям не может быть ни в коем случае придаваем титул, принадлежащий великому князю Константину Павловичу, и повелено было именовать «супругу возлюбленного брата нашего, великого князя Константина Павловича, Иоанну Грудзинскую княгиней Ловицкой» (или Лович) — по названию имения, пожалованного великому князю.
       Впрочем, довольно прохладное поначалу, отношение венценосных родственников к Жаннете постепенно сменилось тёплыми чувствами: император Александр говорил о ней - «Это ангел, у неё редкий характер, мой брат весьма счастлив»; великий князь Михаил Павлович и его супруга относились к ней чрезвычайно хорошо; она пользовалась уважением и расположением и великого князя Николая Павловича, и его супруги; сама императрица-мать, по-видимому, не сочувствовавшая браку своего сына не с принцессой царствующего дома, впоследствии относилась к ней очень хорошо и, оставляя ей по завещанию некоторые драгоценности, писала, что оставляет их «своей дорогой невестке».

94

https://img-fotki.yandex.ru/get/6203/92936793.f/0_110946_74ab4a5b_orig.jpg
Портрет  Ивана Ивановича Дмитриева. 1835 год.
Холст, масло. 73,5 х 66 см.
Всероссийский музей А.С.Пушкина. Санкт-Петербург.

       Иван Иванович Дмитриев (1760-1838 гг.), которого современники называли "Действительным поэтом первого класса", с 14 лет служил в Семёновском полку. Автор многих басен и сказок , с 1806 года сенатор, с 1810 по 1814 годы - член государственного совета и министр юстиции, в 1816-19 годах руководил помощью пострадавшим от нашествия Наполеона москвичам. За эту деятельность Дмитриев получил чин действительного тайного советника.
       В своих стихах и баснях он стремился к лёгкости и изяществу и воспринимался, наряду с Карамзиным, как реформатор литературного языка.
       Иван Иванович, давний, чрезвычайно почитаемый покровитель семьи родителей А.С Пушкина, часто посещал их дом и знал его с детства. До сих пор известна анекдотическая история той поры:
       Известный русский писатель Иван Иванович Дмитриев однажды посетил дом родителей Пушкина, когда последний был ещё ребёнком. Подшучивая над оригинальным типом лица мальчика и его кудрявыми волосами, Дмитриев сказал:
- Какой арапчик!
В ответ на это вдруг десятилетний внук Ганнибала неожиданно отрезал:
- Да зато не рябчик!
Можно представить себе удивление и смущение присутствующих, которые поняли, что мальчик Пушкин подшутил над физиономией Дмитриева, обезображенной рябинками (оспинками).

95

https://img-fotki.yandex.ru/get/15483/92936793.f/0_11094e_f594ce27_orig.jpg
Портрет Иоакима Лазаревича Лазарева. 1822 год.
Холст, масло. 89,3 х 75,5 см.
Государственный Исторический музей. Москва.

       Граф Иоаким Лазаревич Лазарев (1743-1826 гг.) в 1815 году основал в Москве училище для армянских и русских юношей, в 1827 году преобразованное в Лазаревский институт восточных языков. Преподавались арабский, персидский, турецкий, армянский, азербайджанский, грузинский языки. С 1919 Армянский институт, с 1921 Московский институт востоковедения (существовал до 1954 года).

96

https://img-fotki.yandex.ru/get/4212/92936793.f/0_110948_24cff34c_orig.jpg
Портрет Карла Александровича Леберехта. 1824 год.
Холст, масло. 136 х 109 см.
Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств.
Санкт-Петербург.

       В 1824 году, написав «Портрет К.А.Леберехта», В.А.Тропинин становится академиком.
       Леберехт, Карл Александрович, (1755-1827 гг.) русский медальер, родом из Германии, академик, с 1799 года личный медальер Санкт-Петербургского Монетного двора. Им созданы медали на раздел Польши, 100-летие Санкт-Петербурга и многие другие.

97

https://img-fotki.yandex.ru/get/6112/92936793.f/0_110949_5068ea5_XXXL.jpg
Портрет композитора Александра Александровича Алябьева. 1840-е годы.
Холст, масло. 62 x 47 см.
Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени. Москва.

       Александр Александрович Алябьев (4 [15] августа 1787 года, Тобольск — 22 февраля [6 марта] 1851 года, Москва) — русский композитор, пианист, дирижёр.
       В XIX веке Алябьев пользовался большим успехом, написал около 200 романсов, 7 опер, 20 музыкальных комедий, множество других музыкальных произведений. Среди лучших произведений Алябьева можно назвать романс «Соловей» (1826 год) на слова А. А. Дельвига, «Зимняя дорога», «Два ворона» на стихи Пушкина, «Вечерний звон» на слова И. Козлова.
Александр Александрович Алябьев родился 15 августа 1787 года в семействе дворян в Тобольске в семье вице-губернатора Александра Васильевича Алябьева (1746—1851).
       В 1801 году начал службу унтер-шихтмейстером 3 класса в Берг-коллегии (1801 год) в Санкт-Петербурге, затем шихтмейстером 14 класса (1803 год) в Москве. В 1810 году опубликовал первые музыкальные сочинения.
       Александр Алябьев участвовал в Отечественной войне 1812 года и заграничных походах русской армии в 1813-14 годах (3-й Украинский казачий полк — 1812 год, Иркутский и Ахтырский гусарский полк — 1813—1814 годы). Участвовал во взятии Дрездена, организованном партизаном и известным поэтом Денисом Давыдовым. При взятии Дрездена был ранен. Принимал участие в сражении под Лейпцигом, боях на Рейне и взятии Парижа. Награждён двумя орденами св. Анны 3-й степени, орденом св. Владимира 4-й и медалью в память войны 1812 года. Окончил войну в чине ротмистра. Продолжил военную службу в Петербурге, где он сочинил, в 1815 году, одно из самых ранних своих произведений — гусарскую песню «Один ещё денёк».
       В 1823 году Алябьев, в чине подполковника, вышел в отставку с мундиром и полным пенсионом. Проживал в Москве и Санкт-Петербурге. В это время сблизился с писателем Михаилом Загоскиным, композитором Алексеем Верстовским.
       В начале 1825 года Алябьев был арестован по подозрению в убийстве помещика Т. М. Времева и, несмотря на недоказанность обвинения, приговорён к ссылке в Сибирь с лишением всех прав и дворянского звания. Основной причиной сурового приговора послужила, по-видимому, близость Алябьева к декабристским кругам. Николай I неоднократно отклонял ходатайства о смягчении участи Алябьева.
       В 1828 году, после 3-летнего заключения в крепости, Алябьев был направлен в Тобольск. Здесь он организовал симфонический оркестр «казачьей музыки», руководил симфоническими и хоровыми концертами, выступал как дирижёр и пианист. К этому времени относятся широко известные романсы Алябьева, опубликованные в сборнике «Северный певец» (1828 год, 1831 год), и ряд оркестровых произведений.
       В 1832-33 годах Алябьев жил на Кавказе, в 1833-34 годах — в Оренбурге, затем в Московской губернии. Живо интересуясь музыкой народов России, композитор записал кавказские, башкирские, киргизские, туркменские, татарские народные песни, составил и опубликовал (совместно с украинским историком-фольклористом М. А. Максимовичем) сборник «Голоса украинских песен» (1832 год, издан в 1834 году). Лишь в 1843 году Алябьев получил разрешение проживать в Москве под надзором полиции. Здесь он снова входит в театральную среду, пишет музыку к драматическим спектаклям. В 1847 году завязывается его дружба с А. С. Даргомыжским.
       Алябьев — автор музыки ко многим операм-водевилям: «Путешествующая танцовщица-актриса, или Три сестры-невесты» П. Н. Арапова, «Забавы Калифа, или Шутки на одни сутки» А. И. Писарева.
       Алябьев был женат с 1840 года на Екатерине Александровне Офросимовой, урождённой Римской-Корсаковой (1803—1854 гг.), с которой композитора связывала давняя симпатия. Своих детей у Алябьевых не было, но они заботились о Леониле Пассек (сестре Вадима Пассека, историка Симонова монастыря), ко­торую будущая жена композитора взяла на воспитание около 1831 го­да. Умер композитор в Москве 22 февраля 1851 года, похоронен в Симоновом монастыре в усыпальнице Алябьевых.

98

https://img-fotki.yandex.ru/get/9226/92936793.f/0_11094a_445bcc65_orig.jpg
Портрет генерал-майора Леонтия Яковлевича Неклюдова. 1825 год.
Холст, масло. 73 х 58 см.
Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.

       Леонтий Яковлевич Неклюдов (1748—1839 гг.) — генерал-майор, герой Измаильского штурма.
       Происходил из дворян Ярославской губернии и родился в слободе Задах в городе Ростове близ Крестовского погоста в 1748 году.
       В 1766 году Неклюдов поступил в военную службу в Азовский пехотный полк, где и проходил постепенно всю строевую школу с нижних чинов. Полк этот стоял в то время в Переяславле-Залесском и, когда началась русско-турецкая война, выступил в поход и принял деятельное участие во многих сражениях. Неклюдов в чине сержанта находился при взятии Хотина и за отличие был произведён в прапорщики.
       В 1770 году под предводительством Румянцева-Задунайского он сражался при Рябой Могиле на берегах Прута, участвовал в разбитии татарского хана и взятии его лагеря, в битвах под Кагулом, Журжей, Браиловым.
       В 1771 году был послан с частью войск на разведку за Дунай и находился с егерями в целом ряде сражений под Турной при местечке Рымник под Бухарестом. При местечке Арагве на Дунае он выдержал упорное столкновение с неприятелем, а 9 июля удачно выполнил под выстрелами неприятеля данное ему поручение сломать Колычанский мост на реке Артыше. Кроме того, в том же году он участвовал в сражении при Салгаре, где ему пришлось прорубаться сквозь неприятельские ряды, причём был ранен дротиком в бок.
       В 1772 году Неклюдов был произведён в подпоручики, а в следующем — в поручики. В этом году он перешёл на службу в кавалерию и отличился в сражениях под Козлуджи, причём обратил на себя внимание графа Каменского, который дал ему в командование отряд арнаутов и казаков.
       6 июля 1774 года Неклюдов, находясь в отряде венгерских эскадронов, принимал участие в столкновениях с неприятелем при Канарже, а 9 мая — в бою при занятии местечка Козлища и взятии всего неприятельского лагеря.
       В 1777 году он в составе Сумского гусарского полка участвовал в усмирении крымских татар; а в следующем году в чине майора принял участие в осаде и взятии крепости Очакова, где за отличие был награждён орденом Св. Владимира 4-й степени. В 1789 году он находился при взятии крепостей Аккермана и Бендер.
       11 декабря 1790 года была взята крепость Измаил; Неклюдов выказал в этом деле особенную неустрашимость и отвагу, но был тяжело ранен пулями и кинжалом в ноги и руку и пикой в грудь. В жалованной грамоте Неклюдову за оказанные им подвиги говорится:

      «Находясь в колонне, предводимой генерал-майором Лассием и быв впереди с стрелками, первый бросился в ров, взошёл без лестниц на бастион, овладел на оном неприятельскими пушками и получил тут многие тяжёлые раны.»
       Мужество Неклюдова и его оригинальный решительный характер сделали имя его широко известным в армии.
       Целый год после этого он лечился от ран и в 1792 году приехал в Санкт-Петербург, где об его подвигах было доложено императрице Екатерине II, которая 26 ноября пожаловала ему орден Св. Георгия 4-й степени (№ 950 по кавалерскому списку Григоровича — Степанова) и 200 душ крестьян, причём он был произведён в подполковники и назначен комендантом в город Рогачёв.
       В 1806 году Неклюдов служил в земском ополчении, нося звание тысячника, в 1807 году служил в подвижном земском войске по пятой области. В 1826 году Неклюдов приехал в Санкт-Петербург и вновь поступил на службу с производством в генерал-майоры и с назначением членом Московской провиантской комиссии, причём император Николай I наградил его орденом Св. Анны 2-й степени.
       Неклюдов умер в Москве 8 апреля 1839 года и похоронен на кладбище Донского монастыря.

99

https://img-fotki.yandex.ru/get/15486/92936793.d/0_10fa0e_3a831fef_orig.jpg
Портрет Любови Корниловны Маковской. Середина 1830-х годов.
Холст, масло. 54 х 46 см.
Саратовский государственный художественный музей

         Маковская Любовь Корниловна (Корнильевна) (1800-1886 гг.) - урождённая Молленгауэр, жена Егора Ивановича Маковского, друга Тропинина, одного из создателей рисовального класса, преобразованного позднее в Московское училище живописи и ваяния. Мать художников Константина, Николая, Владимира и Александры Маковских.
       Когда в 1823 году Тропинин освободился от крепостной зависимости и получил звание академика, он отказался переселиться в Петербург. Чиновничью лямку он считал не лучше неволи крепостной. Москва же всегда оставалась для него городом родным и горячо любимым. Простой, хлебосольный, многодетный дом Маковских был хорошо известен культурной Москве.
       Егор Иванович, глава семьи, зарабатывал на жизнь чиновничьей службой. Но в истории он остался как один из основателей Художественного класса, который позднее превратился в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Настоящей его страстью было искусство.
       Да и вся семья Маковских не была обижена талантами. Три сына и дочь Егора Ивановича стали художниками. Константин и Владимир достигли настоящей славы.
       Их мать, Любовь Корниловна, была одной из первых красавиц Москвы. Она обладала прекрасным сопрано, выступала в концертах, давала уроки. Когда открылась консерватория, Николай Рубинштейн пригласил её в качестве учительницы пения.
       Именно такой — изящной, эффектной — увидел её Карл Брюллов: сохранился рисунок к неоконченному портрету.
       Работа Тропинина исполнена тоже в середине 1830-х годов. Но Тропинин показал Любовь Корниловну совсем иначе. Этот тип портретного изображения, который постепенно сформировался у Тропинина, получил впоследствии название «портрет в халате и туфлях». Писался этот портрет, скорее всего, по просьбе Егора Ивановича, желавшего видеть жену такой, какой она была дома. Гладко причёсанные волосы, домашняя одежда, открытость лица — как ярко выразился в этом портрете собственный женский идеал художника.
       Теперь художник выступает во всей зрелости таланта, во всем обаянии живописного мастерства. Портрет хочется рассматривать долго, наблюдая тонкие переходы цвета, замечая, с каким артистизмом написаны складки пеньюара, лёгкая ткань кружевного шарфика, узоры кружевного воротничка. И всё время ощущаешь особую теплоту образа, созданного почти сто восемьдесят лет назад.

100

https://img-fotki.yandex.ru/get/15578/92936793.f/0_11094b_dc5fa11_orig.jpg
Портрет художника Николая Аполлоновича Майкова. 1821 год.
Холст, масло. 76,5 x 63,5 см.
Государственный Русский музей Санкт-Петербург.

       Николай Аполлонович Майков (1794—1873 гг.) — исторический живописец, академик живописи, отец Аполлона, Валериана, Владимира, Леонида Майковых. Супруга — Евгения Петровна.
       Сын дворянина Аполлона Александровича Майкова (1761—1838 гг.), некогда служившего директором Императорских театров, и Наталии Ивановны Серебряковой (1768—1832 гг.). С 1801 года воспитывался в Санкт-Петербургском 2-м кадетском корпусе, но не успел окончить курс этого заведения, когда вспыхнула Отечественная война 1812 года. Подобно многим из своих товарищей, он был по этому случаю преждевременно выпущен офицером в действующую армию и попал в корпус Багратиона. На Бородинском поле неприятельская пуля пробила ему ногу навылет. Это несчастие послужило причиной его обращения к искусству: он был уволен, для излечения, в ярославское поместье своего отца и там стал самоучкою упражняться в рисовании, которым не перестал заниматься и по возвращении своём, после выздоровления, в армию, преследовавшую Наполеона. Вместе с ней он прошёл Польшу, Германию и Францию, до Парижа, повсюду — в городах, в походе, на стоянках и бивуаках рисуя этюды, портреты сослуживцев, военные сцены и прочее.
       В Париже впервые взялся за масляные краски и мечтал отправиться для своего художественного образования в Италию, но, повинуясь отцовской воле, возвратился в Россию, вышел в отставку с чином майора и поселился в Москве.
       Усовершенствовавшись здесь в живописи копированием картин знаменитых мастеров и этюдами с натуры, перебрался на жительство в Санкт-Петербург, где вскоре обратил на себя внимание любителей искусства и приобрёл благоволение императора Николая I.
       По поручению Николая I Майков написал ряд образов для церкви св. Троицы, что в Измайловском полку, доставивших ему в 1835 году звание академика.
       Другой, ещё более важный высочайший заказ, полученный Майковым, составляли образа для малых иконостасов Исаакиевского собора, над исполнением которых он трудился около 10 лет (впоследствии они были признаны неудобными для воспроизведения мозаикой и заменены оригиналами других художников, отчасти переделанными из композиций Майкова).
       Занимаясь работами для двух названных храмов и для других церквей в Петербурге, в Москве и в провинции (иконы «Сошествие Св. Духа», «Богоявление» и «Поклонение волхвов» для малой церкви Зимнего дворца, «Моление о чаше» для подмосковного имения С. В. Панина, иконостасы для церквей св. Николая Чудотворца и св. Владимира в Севастополе и т. д.), Майков посвящал свои досуги исполнению картин на излюбленные им темы — изображения женских голов и нагих красавиц. Как на образец его произведений в этом роде можно указать на «Отдыхающую купальщицу» в Елагинском дворце, в Санкт-Петербурге. Наконец, следует упомянуть о плафонах и медальонах, которыми он украсил залы в роскошном доме княгини Юсуповой на Литейном проспекте. Сочинение и рисунок Майкова свидетельствуют о том, что он не прошёл серьёзной художественной школы, но колорит его не лишён силы, гармоничен и отличается если не жизненностью, то изящным правдоподобием; в копиях же своих с хороших мастеров он является живописцем добросовестным и более искусным.


Вы здесь » "Альтернатива" » Русские художники ХIХ века » Василий Андреевич Тропинин