"Альтернатива"

Объявление

 

 

 

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "Альтернатива" » Русские художники ХIХ века » Орест Адамович Кипренский


Орест Адамович Кипренский

Сообщений 51 страница 84 из 84

51

https://img-fotki.yandex.ru/get/15567/92936793.9/0_10cf2e_9713990c_XXL.jpg
Портрет Иоганна Вольфганга фон Гёте. 1823 год.
Литография с рисунка  Ореста Кипренского.

       Иоганн Вольфганг фон Гёте - (28 августа 1749, Франкфурт-на-Майне — 22 марта 1832, Веймар) — немецкий поэт, государственный деятель, мыслитель и естествоиспытатель.

52

https://img-fotki.yandex.ru/get/38180/92936793.9/0_10cf2f_3a38171c_XXL.jpg
Портрет Ивана Андреевича Крылова. 1816 год.
Бумага, итальянский карандаш. 16,9 х 11,6 см.
Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.

53

https://img-fotki.yandex.ru/get/9092/92936793.9/0_10cf30_e3fd3b23_XXL.jpg
Портрет итальянского художника-пейзажиста
Грегорио Фиданца. Начало 1820-х годов.
Холст, масло.
Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.

54

https://img-fotki.yandex.ru/get/15537/92936793.9/0_10cf31_50a887ac_XXL.jpg
Портрет княгини  Анастасия Валентиновна  Щербатовой. 1808 год.
Холст, масло. 68 х 52,5 см.
Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.

55

https://img-fotki.yandex.ru/get/5208/92936793.9/0_10cf40_b9220c74_XXL.jpg
Портрет князя Hикиты Петровича Трубецкого. 1826 год. (Верх-полуовал).
Холст, масло. 93,5 x 76,5 см.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.

       Двадцатидвухлетний Никита Трубецкой представлен в образе камер-юнкера. Выбранная заниженная линия горизонта позволяет увидеть юношу на фоне неба. Оно не безмятежное и безоблачное, его цвет приближен к грозовому: художник-романтик Кипренский стремился передать внутреннее состояние модели. Но в картине заложено и стилистическое противоречие: привлекательное лицо не несёт следов внутреннего волнения и переживания. Он – сводный брат декабриста Сергея Петровича Трубецкого, оказался свидетелем трагических событий и суда над восставшими. Может быть, это только внешняя поза, ибо герой романтического портрета должен уметь "смирять чувства". Сегодня остаётся только любоваться блистательно написанной парадной формой, благородным жестом руки, классической красотой молодого офицера и размышлять о сложностях и превратностях судьбы.

56

https://img-fotki.yandex.ru/get/69681/92936793.9/0_10cf34_fb78a7d8_XXL.jpg
Портрет князя Александр Михайлович Голицына. 1819 год.
Холст, масло. 97,3 x 74,5 см.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.

       В родословной князей Голицыных Александр Голицын значится 48-м в VIII колене потомков князя Го́лицы.
       Александр Михайлович был сыном заслуженного полководца времён Петра I генерал-фельдмаршала князя Михаила Михайловича Голицына и Татьяны Борисовны, урождённой Куракиной. По традиции знатных родов юный князь ещё в детстве был записан в гвардию. На тринадцатом году жизни он лишился отца. Голицыны в то время находились в немилости у императрицы Анны Иоанновны, и Александр Михайлович не мог рассчитывать на высокое покровительство. В 17 лет Голицын отправился за границу, в Австрию, где блистал генералиссимус Евгений Савойский. Волею судеб сын русского фельдмаршала вступил на военное поприще в рядах австрийской армии.

57

https://img-fotki.yandex.ru/get/6430/92936793.9/0_10cf33_ffdc9143_XXL.jpg
Портрет князя Евгения Григорьевича Гагарина ребёнком. 1816-1817 годы.
Холст, масло. 56 х 49,5 см.
Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.

       На портрете изображён сын князя Григория Ивановича Гагарина, одного из самых просвещённых и интересных людей в наиболее культурных кругах Петербурга. Весной 1816 года был назначен советником русского посольства в Риме. До него эту должность занимал Андрей Яковлевич, относившийся к русским художникам недоброжелательно и даже несколько злобно. Григорий Иванович Гагарин поддерживал молодых русских художников. В доме посланника устраивались дружеские вечера, он посылал в Россию письма с просьбой увеличить художникам содержание. Орест Кипренский был с ним знаком ещё в Петербурге и искренне порадовался встрече с ним.

       На портрете изображён Евгений Гагарин в возрасте около пяти лет, написанный в бытность Кипренского в Риме, в конце 1816 года или в начале 1817 года. Евгений Григорьевич Гагарин (1811- 1886 гг.), по отзывам знавших его современников был "человеком самого счастливого характера". Став камер-юнкером, он жил жизнью богатого сибарита. В 1838 году он женился и поселился в Одессе.

58

https://img-fotki.yandex.ru/get/5404/92936793.9/0_10cf37_504404e_XXL.jpg
Портрет князя Ивана Алексеевича Гагарина. 1811 год.
Холст, масло. 80 х 69 см.
Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.

       Князь Иван Алексеевич Гагарин (16 сентября 1771 года, Москва — 12 октября 1832, Москва) — действительный тайный советник, сенатор, театрал из княжеского рода Гагариных.

59

https://img-fotki.yandex.ru/get/4100/92936793.9/0_10cf38_3ab76858_XXL.jpg
Портрет лейб-гусарского полковника
Евграфа Владимировича Давыдова. 1809 год.
Холст, масло. 162 х 116 см.
Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.

       Давыдов изображён стоящим в небрежно-свободной позе, гордо подбоченясь, с рукой положенной на эфес сабли. Одухотворённость мужественного и одновременно мечтательного воина усилена романтической атмосферой полумрака, пронизанного скользящими пятнами света. Яркие и нарядные цветовые сочетания придают портрету парадность. Всё это вместе создает образ, полный энергии и внутреннего достоинства.
       С портретом связана целая эпопея поисков. Около 130 лет считалось, что на портрете изображён известный герой-партизан Денис Давыдов, "поэт, рубака, весельчак". Однако тогда он был в чине ротмистра. Некоторые исследователи утверждали, что Кипренскому позировал младший брат Дениса - Евдоким, красивый, мужественный офицер, участник многих битв, в том числе и под Бородино, имевший семь ранений. Вскоре после войны он получил чин генерал-майора. Но Евдоким был кавалергард, а не гусар.
       В настоящее время считают, что изображён двоюродный брат Дениса - Евграф Владимирович Давыдов (1775 - 1823 гг.), тоже герой войны, боевой офицер, полковник, награждённый золотой шпагой и званием генерал-майора в 1813 году, друг Петра Андреевиче Вяземского и Николая Ивановича Тургенева. За этот и другие портреты в 1812 году Кипренский получил звание академика.

60

https://img-fotki.yandex.ru/get/26001/92936793.9/0_10cf3b_2898a009_XXL.jpg
Портрет  Марии Ардальоновны  Кикиной. 1816 год.
Бумага, итальянский карандаш, сангина, тушь. 22,2 х 17,5 см.
Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.

       Кикина Мария Ардальоновна (1787-1820-е гг.), урождённая Торсукова, жена Петра Андреевича Кикина.

61

https://img-fotki.yandex.ru/get/6418/92936793.9/0_10cf39_d1e20ba9_XXXL.jpg
Портрет Михаила Васильевича Шишмарёва. 1827 год.
Холст, масло. 209 х 132 см.
Государственная Третьяковская галерея.Москва

Михаил Васильевич Шишмарёв (1791 г. - 6 Февраля 1863 г.).
Сын Василия Михайловича Шишмарёва и Екатерины Дмитриевны Суминой.
Муж Надежды Сергеевны Шишмарёвой.
Отец Екатерины Михайловны княгини  Волконской.
Отставной гвардии штабс-ротмистр.

62

https://img-fotki.yandex.ru/get/15537/92936793.9/0_10cf3c_514a8b00_XXL.jpg
Портрет мальчика. 1819 год.
Галерея изобразительного искусства Узбекистана. Ташкент.

63

https://img-fotki.yandex.ru/get/6210/92936793.9/0_10cf35_e1eb7d97_XXL.jpg
Портрет молодой девушки. 1829 год.
Бумага, итальянский карандаш. 30,3 x 22,7 cм.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.

64

https://img-fotki.yandex.ru/get/4713/92936793.9/0_10cf36_14e9d665_XXL.jpg
Портрет Натальи Викторовны Кочубей.  1813 год.
Бумага, итальянский карандаш, акварель. 31 x 22 см.
Музей-квартира Александра Сергеевича Пушкина
(Набережная реки Мойки, 12)

       Будущая законодательница мод, муза Пушкина, красавица Наталья Викторовна Кочубей. В 1813 году ей было всего двенадцать лет. Тогда и нарисовал её портрет Орест Адамович Кипренский - живописец мирового уровня, создавший много портретов. Именно он один из первых начал создавать портреты детей, до этого их не принято было рисовать.
       Отлично видно, что эта девочка обладает сильным характером. Её грация, которая так поразила Александра Сергеевича Пушкина видна на этом портрете. Это в будущем Наталья станет многолетней музой поэта, вдохновит его на создание поэмы "Бахчисарайский фонтан", именно ей поэт посвятит свои строки, её образ он опишет в Татьяне Лариной, но это всё будет ещё не скоро. А пока на старинном стуле сидит девочка, одетая в простое шёлковое платье, ворот открыт, показывая грациозную шею, на груди перекрещиваются ленты голубого цвета.
С неподражаемым искусством выписана каждая складка платья, положение рук позволяют нам предположить, что в руках у неё платок и, может быть, она его теребит, чтобы немного успокоиться. Прекрасный портрет прекрасного художника.


https://img-fotki.yandex.ru/get/26827/92936793.9/0_10cf3d_8c40e80e_XXL.jpg
Портрет Натальи Викторовны Кочубей.  1813 год.
Бумага, итальянский карандаш, акварель. 31 x 22 см.
Музей-квартира А. С. Пушкина (наб. реки Мойки, 12)

       Наталья Викторовна Кочубей. Это имя знакомо всем любителям поэзии А.С. Пушкина. Долгие годы Наталья Викторовна была музой поэта, вдохновила его на создание знаменитого «Бахчисарайского фонтана». В «Полтаве», «Кавказском пленнике» можно найти строки, навеянные образом Натальи. Татьяна Ларина тоже обязана некоторыми чертами характера Н.В. Кочубей:
Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей…
Всё тихо, просто было в ней…

       О том, как выглядела эта девушка, мы можем судить, познакомившись с портретом, созданным кистью одного из известнейших портретистов девятнадцатого века Ореста Адамовича Кипренского. Портрет был написан в 1813 году. Тогда юной Наталье Кочубей исполнилось 12 лет. Но черты, так поразившие Александра Сергеевича, уже вырисовались чётко. Красивое юное лицо с ясными, светлыми глазами, высокий, чистый лоб, гладко зачёсанные тёмные волосы. Она прекрасна и чиста.
       В облике девушки-подростка уже есть та величавость и спокойная грация, которые позволили ей в будущем стать «законодательницей зал». На портрете Наталья Кочубей одета в домашнее платье, не завязанные тесёмки которого открывают красивую шею. Девушка сидит в пол-оборота к зрителю. Она чем-то недовольна. Губы сердито сжаты, в глазах вспыхивает гнев. Создается впечатление, что она повернулась на слова того, кто стоит или сидит сбоку. На этого человека направлен гнев девушки. Но и сердитое выражение лица не портит девушку.
       Как и любому подростку, Наталье нелегко хранить неподвижность, позируя художнику. Да и не позирует она вовсе. Портрет выполнен итальянским карандашом и акварелью. Как будто Кипренский, находясь в гостях, делал быстрые зарисовки. Может быть, поэтому девушка получилась такой живой, такой подвижной. Даже сложенные на коленях руки говорят о том, что девушка, возможно, в гневе теребит нетерпеливо платок.
       Такой увидел Наталью Кочубей Кипренский. Такой увидел её и Александр Сергеевич Пушкин. Они встретились в Царском селе, где семья Кочубей в то время проживала, а поэт учился в лицее. Любовь для Пушкина была неразделённой. Наталья Кочубей отвергла поэта. Она стала женой графа Строганова. Но ещё долгие годы Пушкин черпал вдохновение в этом прекрасном образе – Наталье Викторовне Кочубей-Строгановой.

65

https://img-fotki.yandex.ru/get/69681/92936793.9/0_10cf3e_a96b3ab6_XXL.jpg
Портрет неизвестного мальчика. 1812 год.
Бумага, итальянский карандаш, пастель.  42 х 31,5 см.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.

66

https://img-fotki.yandex.ru/get/6211/92936793.9/0_10cf3f_9293f31d_XXL.jpg
Портрет неизвестной. 1820 год.
Холст, масло.   
Пархомовский историко-художественный музей. Украина.

67

https://img-fotki.yandex.ru/get/4121/92936793.9/0_10cf3a_9f98e35b_XXL.jpg
Портрет Олимпиады Александровны Рюминой. 1826 год. (Овал).
Холст, масло. 62,3 х 53,5 см.
Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.

       Неоспоримое мастерство, с которым выполнен портрет, неоднократно отмечали современники. В портрете Рюминой особенно чувствуется способность художника проникать в мир человеческих чувств. Однако ощущается и некоторое ослабление напряжённости, снижение его поэтичности.

68

https://img-fotki.yandex.ru/get/16173/92936793.a/0_10cfc6_bcf9c322_XXL.jpg
Портрет поэта Василия Андреевича Жуковского. 1816 год.
(Круг в прямоугольнике).
Холст, масло. 64,8 х 58,1 см.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.

      Жуковский Василий Андреевич (1783–1852), поэт, переводчик. Начал публиковаться с 1802 года. В 1808–1809 годах редактировал журнал "Вестник Европы", автор баллад "Людмила", "Светлана" и других. Участвовал в Отечественной войне 1812 года в московском ополчении. Автор переводов и переложений европейских поэтов. Его перевод "Илиады" Гомера считается образцовым. Был наставником наследника престола, будущего императора Александра II. Перед нами изображение поэта – человека, стоящего над обыденностью. Поэзию связывали со сферой чудесного, отсюда изображение загадочного пейзажа с грозовым облаком и башней-руиной. Жуковский будто прислушивается к голосам природы, он словно внимает тайнам высшего мира.Портрет не окончен. Заказчик граф С.С.Уваров просил не дописывать левую руку, чтобы "слишком тщательная отделка портрета не лишила его видимого вдохновения".

69

https://img-fotki.yandex.ru/get/2709/92936793.a/0_10cfc7_3487f347_XXL.jpg
Портрет Петра Алексеевича Оленина. 1813 год.
Бумага на картоне, итальянский карандаш, пастель. 51 х 38,8 см.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.

      Пётр Алексеевич Оленин родился в семье Алексея Николаевича Оленина и Елизаветы Марковны, урождённой Полторацкой. При крещении, которое состоялось 28 декабря в церкви Успения Пресвятой Богородицы на Сенной, восприемниками значились генерал-майор Иван Фёдорович Дмитриев-Мамонов и Агафоклея Александровна Полторацкая, бабка новорожденного.
       С рождения, как и старший Николай, был записан отцом в лейб-гвардии Семёновский полк, но с воцарением императора Павла братья были исключены из списков как «не явившиеся по вызову налицо». Детские годы Оленина прошли в родительском особняке на Фонтанке, а также в небольшом семейном имении Приютино, которое служило местом летнего отдыха для семьи и их столичных знакомых: К. Н. Батюшкова, П. А. Вяземского, А. С. Грибоедова, В. А. Жуковского, Н. И. Гнедича, И. А. Крылова. Пятнадцатилетний Пётр Алексеевич также увлекался сочинительством: в 1809 году результатом путешествия автора из городского дома в усадьбу стало произведение «Тринадцать часов, или Приютино».
      С 1807 года Оленин на действительной военной службе: колонновожатый в свите Его Императорского Величества по квартирмейстерской части. 25 апреля 1809 года переведён в лейб-гвардии Семёновский полк в звании портупей-прапорщика. Прапорщик (9.03.1812). Пётр Алексеевич был произведён в первый офицерский чин в день выступления в поход лейб-гвардии Преображенского и Семёновского полков из Санкт-Петербурга в Вильно (9.03.1812), но приказ по полку состоялся лишь 20 апреля. После проведения 29 и 31 мая парада и манёвров полк должен был вернуться обратно, но 13 июня император Александр объявил войну Франциии и полк направился в Свенцяны, где собиралась пехота. Отправляя «юных сыновей» на войну, Алексей Николаевич передал им наставление: «Будьте набожны без ханжества, добры без лишней нежности, тверды без упрямства; помогайте ближнему всеми силами вашими, не предаваясь эгоизму, который только заглушает совесть, а не успокаивает её. Будьте храбры, а не наянливы, никуда не напрашивайтесь, но никогда не отказывайтесь, если вас куда посылать будут, хотя бы вы видели перед собою неизбежную смерть, ибо, как говорят простолюдины, „двух смертей не бывает, а одной не миновать“». Братья Оленины были переданы родителями под опеку батальонного командира полковника Максима Ивановича де Дама, а также двух крепостных дядек — Михаила Карасёва и Тимофея Мешкова.

70

https://img-fotki.yandex.ru/get/3314/92936793.a/0_10cfc8_3ef30513_XXL.jpg
Портрет принца Георгия Петровича Ольденбургского. 1811 год.
Дерево, масло. 29,5 х 24,2 см. 
Большой Екатерининский дворец. Пушкин. Ленинградская область.

71

https://img-fotki.yandex.ru/get/15569/92936793.a/0_10cfc9_ffa9620a_XXL.jpg
Портрет Сергея Никифоровича Марина. 1812 год.
Бумага, пастель . 25,3 х 19,8 см.
Литературно-художественный музей-усадьба "Приютино".
Ленинградская область, г. Всеволожск.

       Сергей Никифорович Марин (29 января 1776 г., Воронеж — 21 февраля 1813 г., Санкт-Петербург) — русский офицер во время наполеоновских войн, оставивший по себе память главным образом как поэт-сатирик.
       Родился в Воронеже в старинной дворянской семье Мариных. Отец — Никифор Михайлович Марин — воронежский вице-губернатор, с 1798 года — назначен губернатором в Новгородскую губернию. Мать — Мария Ивановна урождённая Невежина. Помимо Сергея, в семье воспитывались три младших брата — Евгений, Аполлон и Николай, а также две сестры — Татьяна и Варвара.

72

https://img-fotki.yandex.ru/get/6615/92936793.a/0_10cfca_db06cd12_XXL.jpg
Портрет Софьи Степановны Щербатовой
(урождённой Апраксиной). 1819 год.
Бумага, итальянский карандаш, сангина. 36,3 x 27,6 см.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.

      Мужем Софьи Степановны был князь Алексей Григорьевич Щербатов, после его смерти Софья Степановна, в девичестве Апраксина,  владела  усадьбами в Литвиново и Наре. К этому ещё Щербатовым принадлежала в Наро-Фоминске своя часть бумагопрядильной фабрики.
       Когда не стало супруга, княгиня Софья Степановна всецело посвятила себя благотворительности. Она учредила первую в Москве общину сестёр милосердия для ухода за больными. А в 1852 году купила себе дом на Садово-Кудринской, где и провела свою оставшуюся часть жизни, продолжая заниматься благотворительностью. До самой своей кончины  оставалась в ясном уме и умерла 3 февраля 1885 года. Похоронили её рядом с могилой мужа. Императрица Мария Фёдоровна писала её сыну князю Александру Алексеевичу: "Известясь о кончине матушки Вашей, не могу не выразить глубокой скорби моей об утрате, столь чувствительной для семьи покойной и для Москвы, которая лишилась в ней всеми чтимой и уважаемой благотворительницы". Московский дом Софьи Степановны был передан её сыном  в дар городу, в котором размесилась детская больница, получившая  впоследствии название Софийской имени Н.Ф. Филатова.

73

https://img-fotki.yandex.ru/get/15482/92936793.a/0_10cfcb_16871267_XXL.jpg
Портрет Сергея Семёновича Уварова. 1815-1816 годы.
Холст, масло. 117,3 x 90,8 cм.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.

74

https://img-fotki.yandex.ru/get/55/92936793.a/0_10cfcc_80d02378_XXL.jpg
Портрет Софии  Фёдоровна Ростопчиной.
(В замужестве графиня де Сегюр). 1823 год.
Бумага, итальянский карандаш, пастель.
Музей Карнавале. Париж. Франция.

       Софья Фёдоровна Ростопчина, в браке графиня де Сегюр (фр. Sophie Rostopchine, comtesse de Ségur, 1 августа 1799, Санкт-Петербург — 9 февраля 1874, Париж) — французская детская писательница русского происхождения. Её сочинения пользовались в XIX—XX веках огромной популярностью, они продолжают переиздаваться в XXI веке. Самое известное среди них — «Сонины проказы» (Les Malheurs de Sophie; 1858); роман был адаптирован для кино (1946 и 1979 годах) и театра (2008 год), балета (1935 год) и музыкальной комедии (2011 год).
       Оказавшись в Париже, Софья окунается в светскую жизнь, пользуется успехом у поклонников, посещает салон Софьи Свечиной. В 1818 году она знакомится с графом Эженом де Сегюром; их свадьба состоялась в июле следующего года. Теперь она живёт в аристократическом особняке на улице Варенн. Убеждённая католичка, Софья де Сегюр становится прихожанкой храма Святого Сульпиция. В апреле 1820 рождается её первенец, Луи—Гастон де Сегюр. Отношения между супругами были чрезвычайно прохладными. Поскольку столичная жизнь крайне угнетает Софью, год спустя отец приобретает для неё усадьбу Нуэтт в Нормандии (36 лье от Парижа), чем-то неуловимо напоминающую Вороново. Фёдор Васильевич Ростопчин возвращается в Россию, где и умирает в январе 1826 года; его дочь больше туда ни разу не возвращалась. Зато её сын Луи—Гастон в 1841 году совершил путешествие на землю предков, побывал в Вороново и привёз оттуда ряд интереснейших зарисовок. Большая часть её жизни во Франции прошла в Нуэтт, однако в 1872 году Софья Фёдоровна неожиданно продала усадьбу и последние годы жизни провела в замке Кермадиоё, принадлежавшем зятю Арману Френо и дочери Геннриэтте, — в Бретани, департамент Морбиан. Похоронена по соседству с замком, на городском кладбище Плюнере. Над её могилой установлена статуя Девы Марии. Вместе с ней похоронен Луи Гастон де Сегюр и дочь Генриэтта (1829—1908 г.г.). В честь писательницы названы улицы в нескольких французских городах, аллея в парижском парке Монсо.

75

https://img-fotki.yandex.ru/get/10138/92936793.a/0_10cfcd_94134654_XXL.jpg
Портрет танцовщицы Екатерины Александровны Телешовой
в роли Зелии. 1828 год.
Холст, масло. 64 х 56 см.
Государственная Третьяковская галерея. Москва

       Романтический характер Кипренского отличался великой широтой, "безрассудный Орест" не желал заключать себя в какие бы то ни было жесткие рамки - и в жизни, и в творчестве. Поэтому иногда ему страшно не нравилось то, что окружающие считают его лишь портретистом - пусть и выдающимся, и он начинал тяготиться собственным "портретизмом", пытаясь совершить побеги за границы этого жанра. Например, в жанровую картину, предполагающую живой сюжет, историю, театральную сцену. Тогда появлялись вещи, подобные картине "Е. А. Телешова в роли Зелии", созданной где-то на стыке традиционного портрета и жанровой "вещицы". Такая "межеумочность" позволяла более свободно обращаться с приёмами портретного письма, варьируя психологические мотивировки.
       Екатерина Александровна Телешова (1804 г.—1857 г.) — русская балерина, любимая ученица Дидло и Е. И. Колосовой.
       В начале XIX века Екатерина, — наследница обедневшего дворянского рода, — поступила в Петербургское театральное училище. Впервые она, тогда ещё ученица театрального училища, появилась на петербургской сцене в балете своего учителя Шарля Дидло «Зефир и Флора» в 1820 году. После окончания училища её принимают солисткой в труппу петербургского Большого театра, где Телешова вскоре занимает ведущее положение. Она с успехом танцует в балетах Дидло. В 1824 году исполняет партию Волшебницы в балете Шольца по поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника».
       Телешова была изящная, привлекательная женщина: высокого роста стройная брюнетка, она была пантомимной танцовщицей с чрезвычайно выразительной мимикой, притом обладала замечательной лёгкостью в танцах. Она особенно отличалась в балетах «Дезертир» на музыку Монсиньи, «Федра и Ипполит» Кавоса и Турика, в комедии «Батюшкина дочка», в опере «Фенелла» Обера. Несмотря на успех в балете, она была известна своей привязанностью к драматическому искусству. Родственница известной Е. И. Ежовой, «домоправительницы» князя Шаховского, Телешова пользовалась расположением закулисного начальства, и услужливый Дидло назначал ей те роли, которые ей нравились.

76

https://img-fotki.yandex.ru/get/3913/92936793.a/0_10cfce_4efb335a_XXL.jpg
Портрет Юлия Помпеевича Литты. 1813 год.
Холст, масло. 74 х 62 см.
Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени. Москва.

      Юлий Помпеевич Литта (1765 г. - 1839 г.), итальянец. В России с 1789 года; служил во флоте, был послом от Мальтийского ордена, управлял Гоф-интендантской конторой, с 1830 года председательствовал в департаменте экономии. Был женат на Екатерине Васильевне Скавронской, урождённой Энгельгардт.

77

https://img-fotki.yandex.ru/get/6506/92936793.a/0_10cfc5_df4d241b_XXL.jpg
Цыганка с веткой мирта в руке. 1819 год.
Дерево, масло. 49 x 34 см.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.

78

https://img-fotki.yandex.ru/get/3812/92936793.a/0_10cfcf_762af3f6_orig.jpg
Читатели газет в Неаполе. 1831 год.
Холст, масло. 64,5 х 78,3 см.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.

       Создание групповых портретов связано с необходимостью художника пристально всмотреться в своего героя, посвятить время изучению его характера. В картине "Читатели газет в Неаполе" Ореста Кипренского – другая задача. Все четверо изображённых являют грани одного душевного состояния: потребность вслушаться и проникнуться смыслом услышанного, тревожность, размышление и глубокая грусть. Дав картине нейтральное название и написав Везувий в дальней части пейзажа, художник наивно зашифровал сообщение, что портретируемые – польские эмигранты, стремящиеся из газет узнать подробности политических событий на родине. Они изображены на открытой террасе (их домашняя одежда указывает на камерный характер встречи), но напряжённость лиц подчеркивает, насколько важны изгнанникам вести из Польши.

79

https://img-fotki.yandex.ru/get/9818/92936793.a/0_10cfd0_48e7bbfd_XXL.jpg
Юпитер и Меркурий, посещающие в виде странников
Филимона и Бавкиду. 1802 год.
Холст, масло. 124,7 х 101,8 см.
Латвийский Национальный художественный музей. Рига.

80

https://img-fotki.yandex.ru/get/5502/92936793.a/0_10cfd1_89ac3616_XXL.jpg
Портрет Ивана Ивановича Козлова. 1840 год.
Рисунок.
Бумага, итальянский карандаш.

       Иван Иванович Козлов (11 (22) апреля 1779 годо, Москва — 30 января (11 февраля) 1840 года, Санкт-Петербург) — русский поэт и переводчик эпохи романтизма.
       Происходил из дворянского рода Козловых, внук сенатора и генерал-рекетмейстера Ивана Ивановича Козлова-старшего. Его отец Иван Иванович имел чин действительного статского советника. Мать Анна Апполоновна, урождённая Хомутова, тётка казачьего атамана, воспитывая сына дома, сумела дать будущему поэту прекрасное, разностороннее образование.
       На шестом году от роду с октября 1784 года он был зачислен сержантом в Измайловский полк, а на шестнадцатом году 19 февраля 1795 года был произведён в прапорщики. Служил три года в лейб-гвардии, а затем вышел в отставку и поступил на гражданскую службу в 1798 году с переименованием в губернские секретари.
       С 24 октября 1798 года, будучи переведённым в коллежские асессоры, был зачислен в канцелярию генерал-прокурора Петра Лопухина. С 1799 года служил в герольдии. С 1807 года находился в канцелярии московского главнокомандующего Тутолмина, где 13 ноября получил чин надворного советника.
       В 1809 году Козлов женился на дочери бригадира С.А. Давыдовой, от которой у него родились сын Иван и дочь Александра. С 20 июня по 30 августа 1812 года он работал в комитете для образования московской военной силы. Будучи уволенным со службы вместе с другими чиновниками за три дня до вступления Наполеона в Москву, Иван Иванович уехал с семьей в Рыбинск к Хомутовым, родным матери.
       По изгнании французов из России, Козлов не вернулся в разорённую Москву, а переехал в Санкт-Петербург. 24 июля 1813 года Иван Иванович получил место помощника столоначальника в Департаменте Государственных Имуществ. 7 октября 1814 года получил чин коллежского советника.
       Около 1818 года паралич лишил его ног. В 1819 году Козлов начал терять зрение, а к 1821 году окончательно ослеп. Тогда он занялся поэзией и переводами с итальянского, французского, немецкого и английского языков.
       В 1821 году появилось в печати его стихотворение «К Светлане», за ним послание «Поэту Жуковскому», «Байрон» и т. д. Поэма «Чернец», напечатанная в 1824 году поставила имя Козлова в ряд самых популярных поэтов того времени.
       Несмотря на слепоту и неподвижность, Козлов держался с редким мужеством: сидя в инвалидной коляске, он всегда был изысканно одет, захватывающе ярко говорил, наизусть читал всю европейскую поэзию. Никто не догадывался о том, что по ночам его терзали жестокие боли.
       Умер 30 января 1840 года. Погребён на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре недалеко от могилы Карамзина, где возле него похоронен впоследствии друг и покровитель его Василий Андреевич Жуковский.

https://img-fotki.yandex.ru/get/16178/92936793.a/0_10cfd2_f8ce5c7_XXL.jpg
Иван Иванович Козлов (слепой). Гравюра на стали по рисунку
Ореста Кипренского. 1840 год.

81

https://img-fotki.yandex.ru/get/4111/92936793.a/0_10cfd3_8222145e_XXL.jpg
Портрет Кондратия Фёдоровича Рылеева.
Карандашный рисунок.

       Кондратий Фёдорович Рылеев, один из главных организаторов декабрьского восстания 1825 года, был казнён 13 (25) июля 1826, причём дважды, поскольку верёвка под ним оборвалась.

82

https://img-fotki.yandex.ru/get/5505/92936793.9/0_10cfc4_68f02b28_XXL.jpg
Портрет Алексея Ивановича Корсакова. 1808 год.
Холст, масло. 64 х 55 см.
Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.

       Алексей Иванович Корсаков (1 сентября 1751 года — 28 августа 1821 года) — государственный деятель, генерал от артиллерии, директор Артиллерийского корпуса, президент Берг-коллегии, сенатор, коллекционер, знаток и ценитель предметов искусства.
       Последние годы своей жизни Корсаков прожил в Санкт-Петербурге, присутствуя в Сенате, проводя время в небольшом кружке близких знакомых, отдавшись своему увлечению искусством. У него хранилось большое собрание различных редкостей, скульптур и картин.
       Сослуживцы Корсакова свидетельствуют о мягкости его характера, доброте, гостеприимстве и деликатности. В то же время Алексей Иванович отличался самомнением, болезненным честолюбием и «крайней леностью, вследствие чего в служебных делах у него был большой беспорядок».

83

https://img-fotki.yandex.ru/get/15517/92936793.c/0_10f3e3_83f251b1_XL.jpg
Портрет Анны де Сагюр.

84

https://img-fotki.yandex.ru/get/66384/92936793.c/0_10f3e2_2c4cb110_XXL.jpg
Портрет художника Петра Васильевича Басина. 1829 год.
Холст, масло.
Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.

       Художник изобразил своего сотоварища по профессии. Петр Васильевич Басин (1793-1877 гг.) - живописец, профессор II степени по классу исторической и портретной живописи Академии художеств. На протяжении сорока лет занимался педагогической деятельностью. Работал над живописным оформлением Зимнего дворца, Исаакиевского собора.


Вы здесь » "Альтернатива" » Русские художники ХIХ века » Орест Адамович Кипренский