"Альтернатива"

Объявление

 

 

 

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "Альтернатива" » Русские художники ХIХ века » Карл Павлович Брюллов


Карл Павлович Брюллов

Сообщений 1 страница 50 из 81

1

https://img-fotki.yandex.ru/get/6716/92936793.4/0_10a4bb_30b82df4_orig.jpg
Автопортрет. 1848 год.
Картон, масло. 64,1 x 54 см.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.

Карл Павлович Брюллов
( 1799 год - 1852 год )

      Карл Павлович Брюллов родился 12 (23) декабря 1799 года в Санкт-Петербурге, в семье академика, резчика по дереву и гравёра французского происхождения Павла Ивановича Брюлло (Brulleau, 1760—1833 годы) и его супруги Марии Ивановны Шредер (Schroeder), имевшей немецкие корни.
      С 1809 по 1821 годы занимался живописью в Академии художеств в Петербурге, был учеником Андрея Ивановича Иванова. Блестящий студент, получил золотую медаль по классу исторической живописи. К 1820 году относится его первая известная работа «Нарцисс».
       В 1822 году Брюллов был откомандирован в Италию на средства Общества поощрения художников. Он посетил Дрезден, Мюнхен; обосновался в Риме. Жанровые картины: «Итальянское утро» (1823 год) и «Итальянский полдень» (1827 год). После копии с фрески Рафаэля «Афинская школа» Брюллов приступает к работе над большой картиной с историческим сюжетом — «Последний день Помпеи» (1827—33 годы), заказанной ему Анатолием Николаевичем Демидовым. Замысел «Последнего дня…» связан с возникшей тогда модой на археологию и с актуальностью: в 1828 году произошло мини-извержение Везувия. Брюллов был в Помпеях и сделал на месте ряд эскизов: пейзажа, руин, окаменелых фигур.
      К этому времени относится его знакомство с Юлией Самойловой, аристократкой из рода Скавронских, т. е. родственников Екатерины I. Портреты: «Ю. Самойловой, с воспитанницей и арапчонком», «Всадница» (1832 год), а также картина «Вирсавия» (1832 год) связаны с этим этапом жизни Брюллова.
      В 1836 году, после путешествия по Греции и Турции, Брюллов возвращается в Россию — через Одессу в Москву и через несколько месяцев — в Петербург. В Москве он знакомится с А. С. Пушкиным; пишет портреты поэта и драматурга А. К. Толстого и А. А. Перовского (писателя Антония Погорельского). В Петербурге его ожидает торжественный приём в Академии художеств и триумф «Последнего дня Помпеи»; картина успела побывать в Париже (Лувр, 1834 год), где была холодно принята парижской критикой: это была (уже!) эпоха Делакруа и французского романтизма. Картина подарена Демидовым Николаю I, который поместил её в императорский Эрмитаж, а затем подарил Академии художеств; в настоящее время она находится в Русском музее.
      До 1849 года Брюллов живёт и работает в Петербурге. Он — профессор Академии художеств, модный портретист; расписывает лютеранскую церковь на Невском проспекте, Исаакиевский собор (1843—47 годы), пишет большую картину «Осада Пскова» (1839—43 годы; не окончена).
      Многочисленные портреты: Нестора Кукольника (1836 год), В. А. Жуковского (1837—38 годы), И. А. Крылова (1839 год); Ю. П. Самойловой с воспитанницей (1839 год); «Автопортрет», (1848 год).
      В Петербурге здоровье Брюллова сильно пошатнулось. В 1849 году он покидает Россию и едет лечиться на остров Мадейру. Художник совершает поездку по Испании.
      В 1850 году Брюллов возвращается в Италию. Наиболее важные работы этого периода — портреты членов семьи Титтони и «Портрет Микеланджело Ланчи».
      Брюллов скончался 11 июня (23 июня по новому стилю)1852 года в местечке Манциана под Римом. Похоронен на Римском протестантском кладбище Тестаччо.

2

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/9d/Brjullov_Italianskoe_Utro.jpg
Итальянское утро. 1823 год.
Холст, масло. 62 x 55 см.
Зимний дворец королевы Вюртембергской, Германия

       В 1823 году, вскоре по приезде в Италию, Брюллов написал "Итальянское утро". Картина экспонируется на выставке в Академии художеств в Петербурге. "Утро" принесло ему широкую известность. Картина покорила всех - итальянскую, а затем и русскую публику, членов Общества поощрения художников и, наконец, Александра I, которому картина была Обществом преподнесена в дар. "Итальянское утро" экспонируется на выставке в Академии художеств в Петербурге. Император Николай I жалует Брюллову бриллиантовый перстень.
       Девушка, умывающаяся под струями фонтана, пронизанная солнечными лучами, воздушно-лёгкая, воспринимается как олицетворение самого утра, утра восходящего нового дня, утра человеческой жизни.
       Картина «Утро» послужила началом жанровых композиций художника. Она была первой попыткой изучения реальной жизни. Работая над картиной, Брюллов писал Обществу поощрения художников:
«Я освещал модель на солнце, предположив освещение сзади, так что лицо и грудь в тени, и рефлектируются от фонтана, освещённого солнцем, что делает все тени гораздо приятнее в сравнении с простым освещением из окна».
Поставленная Брюлловым проблема освещения, то есть изучение натуры в естественном окружении, говорила о реалистических устремлениях художника.
       Брюллов искренне увлекся работой над картиной, отдав её исполнению много вдохновенных творческих минут. Отсылая своё первое произведение, написанное в Италии, в Общество поощрения художников для творческого отчёта, он писал П. А. Кикину:
«. . . осмеливаюсь поручить в ваше покровительство дитя моё, которое жестокий долг почтения к Обществу мог только вырвать из моих объятий».

3

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/87/Brjullov_Italianskij_Poldenj.jpg
Итальянский полдень. (Итальянка, снимающая виноград). 1827 год.
Холст, масло. 64 х 55 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

       "Для вернейшего расположения теней и света я работаю сию картину под настоящим виноградником в саду",- писал Брюллов об этом произведении, подчёркивая, что создавал его на открытом воздухе. Содержание картины составляет чувственное ощущение природы: полуденного жара и прохладной тени, жажды и предвкушения вкуса винограда. Это одно-фигурная композиция, в которой ярко выражено душевное состояние человека. Картина представляет собой высшую точку, достигнутую Брюлловым в этой группе работ, развивающих тему взаимодействия человека и природы. Работа над подобными произведениями связана была, конечно, с неустанным изучением природы.
       В густой тени сада, стоя на лестнице, итальянка снимает виноградную кисть, не в силах оторвать от неё восхищенного взгляда. Вся она, с откинутой слегка головой, блеском увлажнённых глаз и улыбкой на полу-раскрывшихся губах, охвачена радостью бытия. Есть какая-то первозданная гармония в румянце её округлого лица, упругой, полной шее, плечах и руках со спелой, напоённой живительным соком гроздью винограда.
       Пронизанный ощущением неиссякаемых сил и бодрости, образ итальянки слит воедино с природой, щедро расточающей свои дары. Солнечные лучи, проникающие сквозь листву виноградника, освещают лицо и фигуру молодой женщины.
       Великолепно написанная белая ткань рубашки вбирает в себя оттенки окружающей зелени. В холодных тонах выдержано погружённое в полутень левое плечо итальянки. Введённый Брюлловым красный цвет шали, находящий отклик в румянце её щёк, дан в приглушённом звучании.

Э.Ацаркина

4

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/57/Karl_Brullov_02.jpeg
Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя. 1827 год.
Холст, масло. 62х 32,5 см.
Государственный Русский музей,Санкт-Петербург

       В картине Брюллов развил намеченную в «Полдне» тему радости труда, наполняющего человека чувством бодрости и оптимизма. Вновь воспевает он жизнелюбивый и весёлый характер итальянских девушек из народа, радостно приемлющих жизнь
задорно; игриво устремила свой взор на зрителя лежащая на ступенях дома тёмноволосая молодая итальянка, беззаботно положившая голову на большой зелёный арбуз. Высоко в руках она держит бубен, готовая вот-вот покинуть своё ложе, чтобы закружиться в весёлом танце. Изогнув гибкий стан, привстала на кончики пальцев её подруга, как будто не для того, чтобы сорвать созревшую гроздь винограда, а чтобы принять участие в вакхической пляске.

5

http://vse.kz/uploads/monthly_01_2015/post-498603-0-07760700-1420129953.jpg
Последний день Помпеи. 1827-1833 годы.
Холст, масло. 456,5 х 651 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

        Чёрный мрак навис над землей, кровавое зарево пылало у горизонта, вздрагивала земля, рушились здания, тьму разрывала ужасная молния, освещая то, как в ослеплённых страхом людях проявляется истинная ценность человеческих душ. Корыстолюбец, умирая, думает о наживе, сыновья выносят на руках старика отца; юноша, забыв об угрозе, оплакивает смерть любимой; вера в милосердного Бога ставит на колени мать и дочь, не помышляющих о бегстве. Среди испуганной толпы, замерев, стоит художник с этюдником на голове (в нём Брюллов изобразил себя), ловящий все оттенки трагедии. В лицах некоторых фигур узнаются черты современников, а в девушке с кувшином и в матери семейной группы — Юлии Самойловой.
       Все фигуры в картине поражают скульптурной объёмностью и пластикой, кажется, их можно обойти кругом. Колорит резок, «краски горят и мечутся в глаза, дышат внутренней музыкой». В этой работе художник слил воедино тенденции классицизма, пылкость романтизма и черты новой, только зарождающейся школы реализма. И хотя падающие колонны парят в воздухе, пепел не испачкал ни одежд, ни лиц, не видно увечий и крови, впечатление от картины потрясает.

6

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/a6/1832._BRULLOV_VSADNICA1.jpg
Всадница. Портрет Джованины и Амацилии Пачини,
воспитанниц графини Юлии Павловны Самойловой. 1832 год.
Холст, масло. 291,5х206 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

       В последние годы первого пребывания в Италии, в 1932 году  Карл Брюллов написал знаменитую "Всадницу", грациозно сидящую на великолепном скакуне. Скромную воспитанницу графини Ю.Самойловой - Джованину, художник осмелился изобразить так, как до него изображали только титулованных особ или прославленных полководцев.
       Задумав написать «Всадницу», Брюллов поставил перед собой задачу создать большой конный портрет. В нём он использовал мотив прогулки, позволившей передать фигуру в движении.
       На всём скаку останавливает всадница разгорячённого коня. Уверенная ловкость амазонки вызывает неподдельное восхищение у подбежавшей к балкону маленькой девочки, как бы призывая зрителя разделить её восторг.
       Возбуждение передаётся лохматой собаке ожесточённо лающей на вздыбленного коня. Взволнован и пейзаж с накренившимися от пробежавшего ветра стволами деревьев. Тревожно по небу бегут перистые облака, беспокойными пятнами ложатся на землю пробивающиеся сквозь густую листву лучи заходящего солнца.

7

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/97/Karl_Brullov_36.jpg
Портрет Ивана Алексеевича Бека. Около 1839 год.
Холст, масло. 67 х 58 см.
Саратовский художественный музей им.А.Н.Радищева

        Бек Иван Александрович — поэт, переводчик, камер-юнкер, надворный советник.
Переводил на русский язык «Фауста» Гёте, Вергилия.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/00/Karl_Brullov_12.jpg
Портрет Марии Аркадиевны Бек, урождённой Столыпиной. 1840 год.
Холст, масло. 87 х 70 см.
Национальная галерея Армении, Ереван

       Жена Бека Ивана Алексеевича. Возможно, этот портрет был выполнен при создании, в том же году, большого полотна "Портрет М.А.Бек с дочерью".

http://stene.ru/wp-content/uploads/2014/12/R-R-S-S-S-R-S-R-.R-.R-R-R-S-R-R-S-R-S-S-S.jpg
Портрет Марии Аркадьевны Бек с дочерью Марией на руках. 1840 год.
Холст, масло. 246,5 х 193,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

       Равнодушным остался Брюллов в работе над большим портретом, заказанным ему М.А.Бек. Образ светской женщины — М.А.Бек, чей акварельный портрет работы Гау был воспроизведён в альманахе «Утренняя заря на 1841 год» среди изображений блиставших при дворе красавиц, не вызвал у Брюллова поэтического воодушевления.
       Образ «Бекши», как с досадой называл её художник, проникнут холодом и официальным безразличием. Сух и безжизнен колорит портрета, в нём нет ничего от блеска палитры Брюллова.
       Прозаично воспринимается обстановка, окружающая М. А. Бек. Вместо пейзажа, который сообщал образу человека особое лирическое чувство,— появился интерьер с обилием предметов: декоративный ковёр, разостланный на полу, копия картины Карло Дольчи «Св. Цецилия» (написанная, видимо, с гравюры, судя по обратному её изображению), на обитой малиновым штофом стене, камин затейливого рисунка и другие подобные вещи, призванные создать впечатление пышных дворцовых покоев.
      Среди изобилия этих подробностей безжизненно кукольной оказалась сама М.А.Бек, держащая на руках нарядную маленькую дочь.
Старшая дочь - Мария Ивановна Бек (1839–1866 годы), впоследствии вышла замуж за графа Ламсдорфа.

8

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/b/b7/Yuliya_Samoylova.jpg
Портрет графини Юлии Павловны Самойловой,
удаляющейся с бала с приёмной дочерью Амацилией Пачини (Маскарад).
Не позднее 1842 год.
Холст, масло. 249 х 176 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

       Гордая, ослепительно красивая женщина в роскошном бальном туалете, удаляясь с празднества, остановилась на мгновение, сняла маску и, прижав к себе девочку-подростка, свою приёмную дочь, как бы защищая её собою, бросает преисполненный достоинства взгляд на толпу великосветских ряженых. Минуту назад она была другой, свои истинные чувства, сокровенные глубины своей души и своего сердца она открыла лишь человеку, перед гением которого безгранично преклонялась и которого беспредельно любила всю свою жизнь.
       Парадный портрет Самойловой, по замыслу Брюллова, должен был быть раскрыт как сцена на маскараде. Своему изображению художник придавал расширительный смысл. В изображение своего верного друга Юлии Павловны Самойловой, женщины, к которой он искренне был привязан на протяжении всей жизни, Брюллов вложил весь свой вдохновенный талант. Тридцати-семилетняя Самойлова показана в пору расцвета своей зрелой красоты. Брюллов восхищается открытой и смелой натурой женщины, способной бросить вызов официальной общественности. Горд поворот её головы, торжествующе победно выражение сияющих глаз, царственно величава осанка.
Горячему, порывистому облику графини противостоит тихая задумчивость Амацилии Пачини, нежно прижавшейся к своей воспитательнице.
       Портрет Самойловой был задуман как многофигурная композиция с сюжетной завязкой. Блистательно решил Брюллов поставленную сложную задачу. Скульптурно вылеплена величественная фигура графини. Выделенная в картине крупным планом, oна господствует над всем окружением. Присутствующие на маскараде рисуются силуэтом. создавая для неё эффектный фон. Повышенно мажорному звучанию портрета Самойловой отвечает и его живописный строй. Яркими вспышками горят краски на маскарадном платье Самойловой, пламенем полыхает взвившийся позади неё красный занавес. Всё богатство живописных средств использовал Брюллов в своём творении.
       По интенсивности звучания колорит портрета Самойловой близок к колориту полотна "Последний день Помпеи". Однако цветовые оттенки в нём согласованы с большей гармонией, нежели в картине.
       Особенно насыщен любимый Брюлловым красный цвет. Художник передал тончайшие его модуляции—от яркого пламени декоративного занавеса до глубокого бархатистого тона шахматных квадратов на маскарадном платье графини. Тем же богатством оттенков отличается в портрете белый цвет, передающий то холодный блеск атласа, то тёплое, золотистое излучение горностаевого меха.
       Большой портрет Самойловой - одно из совершенных созданий Брюллова. Портрет подкупает взволнованностью и искренностью душевного порыва художника. Начатый в 1839 году, в пору семейных неурядиц Брюллова, портрет Самойловой приоткрывает страницу биографии художника.
       Развод Брюллова, состоявшийся в том же году, не только вверг его в тягостное душевное состояние, но вызвал также опалу со стороны придворных кругов. Светские почитатели искусства мастера решительно от него отвернулись. Император, состоявший шефом Академии художеств, выразил монаршее неудовольствие поведением Брюллова.
       В эту тяжёлую для художника минуту в Петербург явилась блистательная Самойлова в окружении свиты своих поклонников. Приезд графини был вызван смертью гр. Ю.П.Литта, сделавшего её наследницей своего огромного состояния. Появление графини пришлось вовремя для страждущего Брюллова. Смело и открыто выражала Самойлова своё сочувствие опальному художнику. Глубоко тронутый поддержкой своего друга, покорённый её независимой натурой. Брюллов приступил к написанию большого портрета.
       Лишь отъезд Самойловой, проводящей свою жизнь в постоянных путешествиях, да последовавшая вскоре напряжённая работа в Исаакиевском соборе помешали завершить начатое с таким воодушевлением произведение.
       Несмотря на неоднократные просьбы Самойловой, Брюллов не смог окончить портрет.
"...мой неоконченный портрет... я сохраню тщательно" — писала графиня после смерти мастера его брату А.П.Брюллову,— "как реликвию от моего дорогого и оплакиваемого Бришки, которого я так любила и которым я так восхищалась, как одним из величайших когда-либо существовавших гениев". Портрет Самойловой был последним большим полотном Брюллова.

9

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/8d/Elena_Pavlovna_of_Russia_with_daughter_Maria_by_Brullov_%281830%2C_Russian_museum%29.jpg
Портрет Великой Княгини Елены Павловны с дочерью Марией. 1830 год.
Холст, масло. 265 х 185 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

        Блистательно мастерство Брюллова-монументалиста развернулось в большом портрете Великой княгини Елены Павловны с маленькой дочерью. Портрет был написан Брюлловым в 1830 году, но ему предшествовала длительная и упорная работа в течение более двух лет.
       В 1828 году Великая княгиня Елена Павловна, считавшая себя любительницей искусств и покровительницей художников, отправилась в сопровождении своей свиты в путешествие по Италии.
       «Её императорское высочество,— рассказывал своему отцу П .В. Басин, — изволила быть в Ватикане, и русские живописцы, работающие в оном, т. е. Брюллов, Басин, и Марков, имели щастие удостоиться сопровождать её высочество по всем залам Музея и Картинной галлереи».
       Результаты знакомства Брюллова с Великой княгиней не замедлили сказаться. «Во время пребывания своего в Риме, государыня Великая княгиня Елена Павловна благоволила заказать мне свой портрет в рост и несколько копий с него» ", — писал К. Брюллов.
       Многочисленные наброски сепией и карандашом, сделанные в рабочих альбомах, свидетельствовали об упорной работе художника над выполнением своeгo замысла. Бесконечное число раз менял он позу Елены Павловны и её дочери, обстановку, детали. Пытливо искал композиционное решение, изображая Великую княгиню то опирающейся о балюстраду, то сидящей или гуляющей с дочерью по парку.
       В окончательном решении Брюллов пришёл к изображению Великой княгини в движении. Отныне в больших портретах он стал пользоваться этим приёмом. Мастерски показал Брюллов материальность деталей: блеск плотного шёлка платья Великой княгини, кружево его отделки, прозрачность разноцветного шарфа.
       Чётко и выпукло лепит он форму, послушно заставляя мазок передавать мельчайшие особенности фактуры. Чтобы ярче оттенить фигуру Елены Павловны, облачённую в светлое платье, он помещает сзади неё красный занавес, а румянец маленькой дочери в розовом умеряет холодными отсветами её синего раскрытого зонтика. Богатство и звучность колорита усилили зрелищность изображения великой княгини.

Э.Ацаркина

10

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/6c/Ivan_Krylov.jpg
Портрет баснописца Ивана Андреевича Крылова. 1839 год.
Не окончен.
Холст, масло. 102,3 х 86,2 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

      Портрет И. А. Крылова привлекает поэтичностью изображения и глубиной психологической характеристики. В нём поднята лучшая тема Брюллова-портретиста — красота творческого вдохновения. Старчески одутловатое лицо Крылова, с беспорядочно падающими на лоб и виски седыми прядями волос и нависшими бровями преображено немеркнущим светом человеческой мысли.
       По-домашнему прост костюм писателя, неуклюже топорщащийся на его грузной фигуре. Тонко и тактично прикрывает художник бортом сюртука надетые на шею и грудь писателя орденские знаки отличия, точно избегая атрибутов сановного портрета. Чуть-чуть поблёскивает серебро полуприкрытой звезды, глухо звучит красная ленточка Владимирского и Анненского крестов, не нарушая общего впечатления интимности изображения замечательного баснописца.
       Проникновенно передал Брюллов мудрый взгляд Крылова, умевшего под покровом иносказательной шутки метко пускать остро отточенные социальные стрелы.
      Брюллов не окончил своего произведения.

11

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/f7/Bryullov_Portrait_of_General_Petrovsky_V.A..jpg
Портрет генерал-адьютанта графа Василия Алексеевича Перовского.
1837 год.
Холст, масло. 71,3 х 58 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

http://mtdata.ru/u5/photo1F9E/20148921347-0/original.jpg
Портрет генерал-адьютанта графа Василия Алексеевича Перовского.
1837 год.
Холст, масло. 247,2 x 155,2 см.
Государственная Третьяковская галерея

       Одним из первых больших портретов, исполненных Брюлловым в Петербурге, было изображение В.А.Перовского, поклонника и почитателя таланта братьев Брюлловых.
       Уже в этом портрете Брюллов по-новому решил проблему большого полотна. Приподнято взволнованной кажется характеристика Перовского, изобличающая человека сильной воли и решительных поступков. Чётким силуэтом рисуется фигура Перовского на фоне грозового неба с бурно клубящимися облаками. Его облику соответствует динамичный пейзаж со скачущими по широкой степи кочевниками на горячих неосёдланных конях.
       Изображая Перовского на фоне степей, Брюллов как бы напоминал о занимаемой им должности военного губернатора Оренбурга.

12

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/00/Karl_Brullov_30.jpg
Портрет графа Карла-Андрея Поццо ди Борго. 1833—1835 годы.
Холст, масло. 71 х 63 см.
Художественный музей им.Радищева, Саратов

       Поццо ди-Борго (Карл-Андрей) - русский дипломат, родом с Корсики, где был адвокатом. Поццо сопровождал Суворова в Италию. В 1803 году он поступил на русскую службу, но, раздражённый Тильзитским миром, вышел в отставку и поселился в Вене. Его влияние на венский двор заставило Наполеона требовать его выдачи. Австрия отказала в этом, но всё-таки ему пришлось уехать в Лондон, где он хлопотал о примирении Англии с Россией. В 1812 году император Александр I вызвал его в Петербург.

13

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/b/b6/Karl_Brullov_05.jpeg
Портрет члена Государственного совета
князя Александра Николаевича Голицына. 1840 год.
Холст, масло. 194,5 x 142 см.,
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

14

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/fa/Brullov_Pt_Strugovschikova.jpg
Портрет писателя Александра Николаевича Струговщикова. 1840 год.
Холст, масло. 80 х 66,4 см.
Государственная Третьяковcкая галерея, Москва

       В галерее портретов писателей, созданной Брюлловым в Петербурге, самым совершенным является изображение поэта и переводчика Гёте — Александра Николаевича Струговщикова. Брюллова связывала с ним дружба, подкреплённая общими взглядами на искусство. Это ему, Струговщикову, подарил с печатным посвящением свой дивный романс «Жаворонок» Михаил Иванович Глинка.
       В характеристике поэтического облика Струговщикова, в серьёзности его душевных переживаний, отражённых во взгляде карих глаз, в спокойной сосредоточенности лица с мягкой линией широких губ и раздвоенным подбородком нет ничего от эффектов загадочной натуры. Непринуждённа и естественна его поза, правдив жест опущенной в поэтическом раздумье руки с томиком только что прочитанных стихов.
        Лицо Струговщикова, выступающее светлым пятном в обрамлении тёмных волос и чёрного шейного платка, повязанного большим узлом, привлекает красотой человеческого интеллекта, тонкостью чувств.
        Образ поэта, созданный Брюлловым, созвучен тому пониманию творческого состояния, о котором Струговщиков писал в своих стихах «К художнику»:
...То подвиг твой: его свершил
В минуты чистых наслаждений
Из глубины душевных сил
       Вылепленные Брюлловым в портрете с огромным мастерством голова и руки Струговщикова окружены мягкой игрой света и тени. В их моделировке отсутствуют резкие контрасты светлых и тёмных пятен, рассчитанных на экспрессивность образа.
      Сохраняя излюбленную в петербургский период гамму нейтральных тёмных тонов, Брюллов оживил свою палитру насыщенным любимым красным цветом, в который окрашена спинка кожаного кресла, образующего живописный фон для лица и фигуры Струговщикова.

15

http://www.nearyou.ru/kbrullov/galery2/2ABrullov.jpg
Портрет Александра Павловича Брюллова.
1823 - 1827 годы. (Овал в прямоугольнике).
Холст, масло. 45,5 х 35,2 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

       Нежная дружба, продолжавшаяся вплоть до кончины, связывала Карла Брюллова с его братом Александром. Он был всего лишь годом моложе его и потому обучение их в Академии проходило одновременно. Искренне привязанный к своему брату, горячо веря в его талант, Карл Брюллов находил в нём не только верного друга, но также умного и занимательного собеседника. Александр Брюллов был одарённым архитектором и замечательным акварелистом. В ученические годы его считали единственным соперником Карла в искусстве рисования. Всесторонне образованный, он немало содействовал во время своей профессорской деятельности распространению знаний по истории древнерусского зодчества, пропагандируя значение национальных традиций.

https://img-fotki.yandex.ru/get/9250/92936793.4/0_10a4bc_66d6298_orig.jpg
Портрет архитектора и художника
Александра Павловича Брюллова. 1841 год.
Холст, масло. 123,5 х 97,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт--Петербург

       Брюллов Александр Павлович (1798-1877 гг.) - архитектор, художник-портретист, сын скульптора-орнаменталиста П.И.Брюлло, старший брат художника Карла Павловича Брюллова. Учился у отца и в Академии художеств (1810-1821 годы). Вместе с братом послан за границу пенсионером, работал преимущественно в Италии. В 1829 вернулся в Россию. Получил звание академика (1831 год). По его проектам в Петербурге возведены Михайловский театр, лютеранская церковь Св. Петра и Павла, здание Пулковской обсерватории, Штаб Гвардейского корпуса и другие здания. В 1837 году участвовал в воссоздании уничтоженных пожаром интерьеров Зимнего дворца. Мастер акварельного портрета, автор литографированных видов Петербурга.

16

https://img-fotki.yandex.ru/get/6434/92936793.5/0_10a4fc_b6088116_orig.jpg
Портрет герцога Максимилиана-Евгения Лейхтенбергского. 1849 год.
Холст, масло. 97 х 77 см.
Частная коллекция. Лондон

17

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/17/K._A._and_M._Ya._Narishkin_by_Brullov.JPG
Портрет Кирилла Александровича и Марии Яковлевны Нарышкиных.
1827 год.
Бумага, акварель. 44,1 х 35,4 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Кирилл Александрович Нарышкин (1786—1838 годы) и Мария Яковлевна (в девичестве Лобанова-Ростовская) (1789—1854 годы).

       Наряду с Олениными особого внимания заслуживает портрет Нарышкиных. Различные по композиционному решению и колористической гамме (портрет Нарышкиных выполнен в тёплой, Олениных — в холодной), они близки по общности задач, которые ставил перед собой Брюллов.
      Для изображения путешественников Нарышкиных, Брюллов использовал трудную форму конного портрета, проявив в нём свой дар анималиста. Ритмичны и чётки очертания лошадей, как всегда у Брюллова, благородной породы. Их тёмные силуэты красиво выделяются на фоне высокого ясного неба. Избегая назойливых повторов, выдвинув на первый план Нарышкину и тем оттеснив фигуру её мужа, Брюллов внёс в их изображения различные эмоциональные оттенки.
      Спокойно и сдержанно сидит на своём коне, держа в руке поводья, Нарышкина, созерцая несколько суровую природу окрестностей Рима. Иным показан Нарышкин. В оживлённости его лица, в аффектации слегка привставшей на стременах фигуры и в приветственном жесте руки со шляпой, угадываются черты человека, сочетавшего в себе, по характеристике В.А.Соллогуба, ум и остроумие просвещённого человека с причудами и экспансивностью капризного вельможи.

Э.Ацаркина

18

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/b/b4/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B5_%D0%BF%D0%BE%D0%B1%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8F.jpg
Прерванное свидание. (Вода уж чрез край бежит). 1827-1830 годы.
Картон, акварель, графический карандаш. 16,7 х 22,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

19

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/68/Karl_Brullov_11.JPG
Портрет Григория Никаноровича и Варвары Алексеевны Олениных. 1827 год.
Бумага, акварель, графический карандаш. 42,5 х 33,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Оленин Григорий Никанорович (1797—1843 годы), его супруга — двоюродная племянница Варвара Алексеевна Оленина (1802—1877 годы).

      Оленин Григорий Никанорович (1797-1843 годы), отставной капитан c 1827 года, с 1830 года чиновник на специальных миссиях в Министерстве финансов; помощник Госсекретаря в совете Общества поощрения художников, жена - Варвара Алексеевна (1802-1877 годы)
       Акварельный портрет четы Олениных, исполненный с подлинным вдохновением и поэтическим чувством, должен быть отнесён к числу выдающихся произведений русского искусства.
       Прозрачность и чистота акварельных тонов, музыкальность и ритмичность плавных линий портрета удивительно тонко гармонируют с настроением ясного, безоблачного летнего дня. Портрет написан в 1827 году, во время путешествия Олениных по Италии.
       Есть что-то грустное, покорно-ласковое в хрупком облике Варвары Алексеевны, утомлённо присевшей на древние развалины.     
       Проникновенно постиг художник печаль молодой матери, незадолго перед тем потерявшей в Неаполе своего первенца.
       В отличие от жены, Г.Н.Оленин кажется спокойно-уравновешенной натурой, не способной отдаться глубоким чувствам. Бесстрастием и равнодушием проникнут его путевой дневник, который он вёл в это время в Италии. Денежные расходы фиксируются в нём столь же протокольно, как и описания памятников искусства.

Э.Ацаркина

20

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/3d/Brjullov_dzhovaniny.jpg
Портрет Джованины Пачини. 1831 год.
Бумага, карандаш, акварель. 21,1 x 17,1 см.
Частное собрание.

           Джованина Пачини — старшая дочь итальянского композитора Джованни
Пачини (1796—1867 годы).

21

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/50/Karl_Brullov_27.jpg
Портрет великой княжны Марии Николаевны. 1837 год. Этюд.
Холст, масло. 60,2 x 48 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

       Великая княгиня Мария Николаевна (1819-1876 годы) - дочь императора Николая Павловича и Александры Фёдоровны, принцессы Прусской. В 1839 году вступила в супружество с Максимилианом, герцогом Лейхтенбергским. В последние годы царствования императора Николая I она стала принимать личное участие в высшем управлении женскими учебными заведениями, имея в непосредственном своём заведовании, между прочим, Патриотический институт. По смерти своего супруга заняла место президента Академии Художеств; впоследствии приняла и звание председательницы "Общества поощрения художеств".
      Скончалась 9 февраля 1876 года.

22

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/da/Karl_Brullov_38.jpg
Портрет княгини Елизаветы Павловны Салтыковой. 1833-1835 годы.
Бумага, акварель. 44 х 33,6 см. 
Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.

Салтыкова Елизавета Павловна, светлейшая княгиня, урождённая графиня Строганова
(1802—1863 годы).

23

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/f9/Karl_Brullov_14.jpg
Портрет Графини Ольги Павловны Ферзен на ослике. 1835 год.
Бумага, акварель. 51,5 х 39,6 см.
Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.

       Ольга Павловна Фернзен (1808—1837 годы), урождённая Строганова, дочь Софьи Владимировны Голицыной и Павла Александровича Строганова, внучка княгини Н. П. Голицыной.
       В 1829 году, в Петербурге произошёл кpупнейший великосветский скандал: побег гpафини Стpогановой с графом Феpзеном. Побег, вызвавший гнев цаpя и окончившийся военным судом и наказанием участников, засвидетельствован многими совpеменниками.
       Скандал был достаточно буpным, и внимание к нему усугублялось тем обстоятельством, что Ольга Стpоганова была внучкой княгини Натальи Петpовны Голицыной, служившей пpимеpом безупpечного поведения в высшем свете. Бpак, заключенный без благословения и пpотив воли pодителей, был сеpьезным наpушением закона и пpеступлением пpотив Бога и цаpя. Многим было пpиятно, что столь знатным особам гpозит бесчестие и великосветский остpакизм.
       Полна истоpия побега содеpжится в неизданной пеpеписке pодственников Ольги Феpзен и в анналах Военного тpибунала.
Самый подpобный кpаткий pассказ в дневнике Анны Алексеевны Олениной, в записи от 22 августа 1829 года. Аннет Оленина, близкая подpуга Ольги Стpогановой, с самого начала была посвящена в эту любовную истоpию. Лица, замешанные в побеге, были в окpужение Пушкина во вpемя его сватовства к Олениной; сpеди них были некотоpые его пpиятели еще с лицейских вpемен.
       Оpигинал дневниковой записи на фpанцузском языке. Текст в pусском пеpеводе:
"Каpьеpа Ольги Стpогановой кончена. Пpоявив всю возможную ветpеность по отношению к гpафу Феpзену (худшему пpедставителю этого типа), после тайной пеpеписки и таких же встpеч, она пpиняла pешение и заставила себя похитить 1-го числа июля месяца.
        Уже довольно давно pешилась она на этот беспpимеpный шаг. Каждый pаз, катаясь веpхом вместе с сестpами, она пускалась в быстpый галоп и бpосала на землю записку, котоpую подбиpал этот господин. И вот отъезд в Гоpодню pешён. Она пишет ему записку, где говоpится: "женитьба или смеpть".
       Скоpо всё готово для отъезда в деpевню. Вечеpом она пpитвоpяется, что у нее болит голова, выглядит нездоpовой и взволнованной, пpосит pазpешения удалиться, выходит в сад там ожидает ее Бpевеpн, один из сообщников, везет на Чеpную pечку, и они садятся на паpом. Выходя, поскольку они очень спешили, Бpевеpн бpосает Ольгу пpямо с боpта в экипаж, где уже оказывается Феpзен. Они отбывают в Тайцы, там ожидают свидетели, Соломиpский-стаpший и Ланской. Священник согласился венчать лишь с тем условием, что ему заплатят пять тысяч pублей и обеспечат тысячу в год. Обвенчали их только к 5 утpа, после чего они отпpавились в Тайцы, где их ожидала модистка, чтобы пpислуживать Ольге.
       В это вpемя в доме Стpогановых гоpничная, войдя в комнату Ольги и не найдя ее там, сообщила эту новость гpафине. Бедная мать! Так pаскpылся побег. Мать ее пpостила, но Феpзены веpнулись только вечеpом. Ольга pешила ехать с мужем на маневpы. Ай да баба!... "
       Вот как описывает всё это в письмах к мужу гpафиня Софья Александpовна Бобpинская (письмо от 29 мая 1829 годы; оpигинал по-фpанцузски):
       "Роман Феpзена идёт большими шагами к похищению и кончится пpощением pодственников , а потом, как пpежде, "чистым листом" для виновницы. Базиль пpедложил себя для этой экспедиции. Девица сама этого пожелала. Она хочет быть похищенной; он не возpажает, отъезд семьи в Калугу будет сигналом. Надеюсь, Господь мне пpостит, не говоpя уже о Базиле, что наш дом пpедназначен для этого буpного медового месяца."
       Узнав о побеге, Импеpатоp пpиказал судить виновных. Надеялись, что он их пpостит. В то вpемя как Феpзен отпpавлен в гаpнизон, свидетели, за фальшивые подписи, пеpеведены из гваpдии в аpмию. Ольга последовала за мужем"
       Когда пpоизошёл побег, Пушкина в Петеpбуpге не было. Он узнал о нём по возвpащении из Аpзеpума. "Метель" написана в Болдино, в октябpе 1830 года. Из пpосмотpа близкого по вpемени матеpиала, как опубликованного, так и малоизвестного, явствует, что основой повести послужилa эта история.

24

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/a8/Karl_Bryullov_Vsadniki.jpg
Всадники. Парный портрет Евгения и Эмилии Мюссар. 1849 год.
Картон, акварель, итальянский карандаш, лак. 69 х 50,9 см.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.

       Групповой портрет четы Мюссар — подлинная жемчужина акварельного искусства Брюллова. Мюссары совершают прогулку в окрестностях города, любуясь красотой южной природы. Пленительно грациозна Эмилия Мюссар, изображённая Брюлловым на первом плане композиции. Не случайно на выставке 1851 года групповой портрет Мюссаров носил название — "Амазонка". Непринуждённое изящество её посадки, горделивость поворота головы, сияние широко раскрытых глаз и живость лёгкой улыбки наполняют образ Мюссар неповторимым очарованием. В изображении четы Мюссаров Брюллов создал сложную композицию конного портрета. Лошади на портрете, как это обычно для художника, благородной породы, с горячим норовом, раздувающимися ноздрями и гневным взором. Их порывистость, сдерживаемая умелой рукой, противопоставляется спокойствию всадника.

25

http://s7.uploads.ru/t/shTyv.jpg
Автортрет в мундире академиста. 1813 - 1816 годы.
Бумага, итальянский карандаш. 16,9 x 21,8 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

http://aria-art.ru/0/B/Brjullov%20Karl%20Pavlovich%20(1799-1852)/3.jpg
Автопортрет. Не окончен. 1823 год.
Xолст, масло.
Частное собрание.

http://aria-art.ru/0/B/Brjullov%20Karl%20Pavlovich%20(1799-1852)/11.jpg
Автопортрет. 1830—1833 годы.
Бумага, акварель, граф. карандаш. 15 x 14,5 см.
Государственная Третьяковская галерея

http://aria-art.ru/0/B/Brjullov%20Karl%20Pavlovich%20(1799-1852)/13.jpg
Автопортрет. Не окончен. Около 1833 года.
Дерево , масло. 56,5 x 43 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

26

https://img-fotki.yandex.ru/get/9116/92936793.4/0_10a4bd_b7116dca_orig.jpg
Девушка в лесу. 1851—1852 годы.
Xолст, масло.
Собрание Титтони, Рим

27

https://img-fotki.yandex.ru/get/5629/121447594.771/0_16ac0f_ea5cee63_XXXL.jpg
Вирсавия. 1832 год.
Холст, масло. 173 х 125,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

       Легенда о купающейся молодой Вирсавии, которую увидел прогуливающийся под вечер на кровле своего дворца царь Давид, послужила мотивом для изображения обнажённого тела, освещённого в густой зелени косыми лучами заходящего солнца.
       Живая осязаемость сверкающего белизной тела Вирсавии, тончайшая игра светотени, окутывающей её фигуру, пластическая выразительность форм, при чёткой определённости контура — всё это было результатом живого наблюдения натуры.
       В «Вирсавии» Брюллов воспевал красоту, пропорциии и совершенство человеческого тела, использовав при этом эффектный контраст между светлой кожей Вирсавии и чёрнотой её служанки - эфиопки, а также повышенную звонкость цвета брошенных на перила бассейна сандалий и одежд молодой женщины. Около четырёх лет работал над своей картиной художник.
       Найденное решение не удовлетворило взыскательного мастера. Картина «Вирсавия» осталась неоконченной.

28

http://mypresentation.ru/documents/9cd68be0c72f9d1fb55cd4cfe384022c/img11.jpg
Турчанка. 1837—1839 годы.
Xолст, масло. 66,2 x 79,8 см.
Государственная Третьяковская галерея

      В своих работах петербургского периода Брюллов постоянно возвращался к воспоминаниям о своём пребывании на Востоке. Обострённый интерес к восточной экзотике был характерен для всей европейской культуры того времени. В полувосточные наряды часто одеты героини брюлловских портретов; многие изображены им в фантастических восточных интерьерах. Особенно привлекал художника образ «турчанки». В его альбомах встречается множество акварелей и карандашных рисунков «турчанок», которых Брюллов подчас наделял чертами знакомых людей. Эта работа, вероятно, написана с натурщицы, поскольку существует и «Одалиска», изображающая ту же модель.

29

http://fs00.infourok.ru/images/doc/177/202612/img10.jpg
Итальянка, ожидающая ребёнка, разглядывает рубашку,
муж сколачивает колыбель". 1830 - 1831 годы.
Картон, акварель, графический карандаш. 19х22,5 см.
Государственный Русский музей,Санкт-Петербург

30

http://www.intofineart.com/upload1/file-admin/images/new12/Karl%20Briullov-663535.jpg
Итальянка, зажигающая лампаду перед образом Мадонны. 1835 год.
Бумага, акварель ,графический карандаш, тушь. 29х19 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

31

https://artchive.ru/res/media/img/oy800/work/38e/410552.jpg
Портрет графини Ольги Ивановны Орловой-Давыдовой
с дочерью Наталией Владимировной. 1834 год.
Холст, масло. 195 х 126 см.
Третьяковская галерея, Москва

       Муж графини, Владимир Петрович, был хорошо знаком с Брюлловым.
       Из сочинений В.П.Давыдова известны “Путевые записки, веденные во время пребывания на Ионических островах, в Греции, Малой Азии и Турции в 1835 году” в 2-х  частях, изданные в 1839 году в Санкт-Петербурге. Во время путешествия графа сопровождали художники К. П. Брюллов, Н. Е. Ефимов и прусский антикварий Крамер.
       Трудно судить о достоинствах этого произведения Брюллова, дошедшего до нас в искажённом виде. Он подвергся в XIX веке варварской операции, совершенно изменившей первоначальный замысел художника.
       От разрезанного по вертикали холста осталась лишь правая его половина, на которой представлена графиня Орлова-Давыдова с резвящейся на её руках маленькой дочерью. Отсюда та незавершённость композиционного решения и отсутствие действенности, которые составляли наиболее привлекательные стороны всех предшествующих больших работ Брюллова.
       «Реконструкция» портрета Орловой-Давыдовой позволяет говорить ещё об одном вдохновенном произведении Брюллова. Как и в прежних портретах, Брюллов включил в его композицию различные компоненты больших полотен: человека, пейзаж, архитектуру. Групповой портрет раскрывался как жанровая семейная сцена. Будучи обрезан, портрет Орловой-Давыдовой утратил присущую ему сюжетную завязку. Графиня оказалась в положении актёра, лишившегося партнёра, с которым по ходу действия должна была вести диалог. (Э.Ацаркина)

32

https://artchive.ru/res/media/img/oy800/work/e06/410554.jpg
Портрет детей князя Волконского с арапом. 1843 год.
Холст, масло. 146,1 х 124,1 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

       Перед нами образец заказного портрета. Тот случай когда К. Брюллов не мог отказаться от заказа, и писал картину без вдохновения. Холодом и безжизненностью веет от парадного портрета светлейших княжён Волконских.
       Одетые по придворному этикету во фрейлинские платья из пышного бархата и атласа, они кажутся не детьми, а маленькими женщинами. Это чувство торжественности, столь чуждое детской психологии, особенно ощущается в фигурке старшей девочки, чопорно и манерно позирующей перед художником.

33

http://www.artsait.ru/art/b/brulovK/img/63.jpg
Портрет княгини Марии Павловны Волконской, урождённой Кикиной.
1837-1840 годы.
Холст, масло. 103 х 85 см.
Государственный Русский музей, Cанкт-Петербург

      Камерно-интимным портретом можно в известной мере считать и изображение княгини Марии Павловны Волконской, хотя ему в большей степени, нежели другим аналогичным работам Брюллова, присущи черты заказного портрета. Однако и в нём условность парадного портрета смягчена теплотой эмоций. Ещё в ранней молодости создал Брюллов прелестный акварельный портрет жизнерадостной девочки Кикиной, ставшей впоследствии светлейшей княгиней Волконской.
       Датировка портрета Волконской, обычно относимого к 1837 году, требует серьёзного пересмотра. Мария Павловна Кикина родилась в 1816 году, следовательно, женщине изображённой на портрете, должно было быть не более 21 года. Но она кажется значительно старше.
       Биографические данные и стилевые особенности портрета Волконской заставляют отнести его к первой половине 1840-х годов. Примечательно, что рисунок обоев в портрете Волконской схож с орнаментом обивки стен в портрете Бек, написанном в 1840 году.
       Полный затаённых страстей и восточной неги, образ Волконской оживлён блеском тёмных глаз и порхающей на губах улыбкой. Полу-фантастический наряд княгини с причудливым головным убором в виде чалмы, великолепие опушённой мехом бархатной мантильи, мягкое мерцанье жемчуга, обвивающего шею, вводят в мир сказочного Востока. Не случаен для замысла портрета исполненный в то время карандашный рисунок, изображающий турчанку, которой Брюллов придал черты княгини.
      Много труда и вдохновения отдал Брюллов работе над портретом.

34

https://regnum.ru/uploads/pictures/news/2015/12/23/regnum_picture_1450894641790852_normal.jpg
Портрет князя Михаила Александровича Оболенского. 1840-1846 годы.
Холст, масло. 123,7 х106,7 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

       Стоя у стола с древней утварью в парчовом кафтане , М. А. Оболенский величественно и важно позирует перед художником. Выбор одежды художником был оправдан. Оболенский был известен, как учёный, посвятивший свои труды древней Руси. Брюллову портрет не нравился. Он сознавал неудачу своего творения и отказался закончить портрет, несмотря на неустанные просьбы Оболенского.

35

http://classic-online.ru/uploads/000_picture/358400/358363.jpg
Портрет княгини Анны Александровны Багратион. 1849 год.
Холст, масло. 60 х 52,8 cм.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

        Брюллова привлекал внутренний мир человека. За светской непринуждённостью и приветливостью княгини Багратион проступает образ женщины, объятой душевным волнением. В изяществе и грациозности всего её облика, в смуглом с тонким овалом лице южанки и мечтательно устремлённых вдаль больших карих глазах, в достоинстве, с каким таит она свои переживания, есть очарование поэзии и романтики.
       Чутким камертоном, дающим основной тон художественному замыслу, служит нежное сочетание великолепно написанного белого шёлкового плаща и розовой подкладки капюшона, эту мягкую колористическую гамму слегка оживляет мерцание синего сапфирового кольца княгини. Брюллов использовал в изображении Анны Александровны Багратион форму овального портрета, подчёркивающую изящество и грациозность облика женщины.

36

https://img-fotki.yandex.ru/get/4806/92936793.4/0_10a4be_34021e6d_orig.jpg
Портрет певицы А.Я.Петровой, урождённой Воробьёвой. 1841 год.
Холст, масло. 79.5 х 67 см.
Государственный Русский музей, Санкт--Петербург

37

http://artist-gallery.ru/uploads/posts/2012-10/2b50119d80e713da10e27f9563a4fbdf.jpg
Портрет светлейшей княгини Елизаветы Павловны Салтыковой. 1841 год.
Холст, масло. 200 х 142 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

    Дочь генерал-лейтенанта, сенатора Павла Александровича Строганова (1774-1817), и Софьи Владимировны (урождённой княжны Голицыной), графини, статс-дамы.Владелица дачи на Чёрной речке в Петербурге. Вышла замуж за светлейшего князя И. Д. Салтыкова. А через семь лет стала вдовой. Её муж, князь Иван Дмитриевич Салтыков, умер совсем молодым. Потрясение, вызванное его смертью, довело Елизавету Павловну до тяжёлой болезни, и она, как это было принято в высшем свете, уехала в Италию искать утешения в красоте природы и искусства. Там же судьба свела её с К.П.Брюлловым, оставившим нам два великолепных портрета этой грустной прелестной женщины.

38

https://artchive.ru/res/media/img/oy1200/work/0bc/409192.jpg
Портрет сестёр Александры Афанасьевны и Ольги Афанасьевны Шишмарёвых. 1839 год.
(А.А.Шимшaрёва, в замужестве Дурасова,
О.А.Шимшарёва, в замужестве Олсуфьева)
Холст,масло. 281х213 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

       Приступая к написанию нового полотна, Брюллов всегда рассматривал свою работу не как исполнение официального заказа, а как портретирование знакомых и приятных ему людей. Репрезентативность(заказанность) большого полотна должна была раствориться в атмосфере сердечной теплоты и лирической мягкости.
       Александра Афанасьевна и сестра её Ольга с раннего детства были приобщены к искусству. В доме их отца А. Ф. Шишмарёва, любителя театра и друга художников, часто бывали актёры, музыканты. В своём петербургском имении Шишмарёв построил летнюю мастерскую для Кипренского, в которой тот написал портрет любезного хозяина (картина находится в ГТГ).
       Через 12 лет, когда Кипренского уже не было в живых, а слава "Великого Карла" гремела повсюду, Шишмарёв обратился к художнику с просьбой написать его дочерей.
       Брюллов был необычайно капризен в заказах и не раз отказывал людям влиятельным и знаменитым (портрет Николая I так и не был написан, несмотря на желание царя).
       Будучи натурой глубоко артистичной, художник чувствовал себя скованным, когда брался за официальные заказы и писал людей ему несимпатичных. Познакомившись же с сёстрами, он не мог не оценить их прелести. Они были похожи и непохожи друг на друга. Старшая - казалась более открытой и свободной в разговоре, грациозны были её движения. Младшая - представлялась более сдержанной, угловатой, похожей на подростка. Обе музицировали, хорошо рисовали и, как все в их доме, увлечены искусством и литературой.
       В групповом портрете Шишмарёвых Брюллов вновь нарушил условные рамки заказанного полотна. Его содержание он свёл к своеобразной жанровой сцене, сюжетной мотивировкой для которой послужила прогулка. Этот мотив позволил изобразить фигуры девушек в движении. Девушкам заказали костюмы для верховой езды, специально для картины, так как они лошадьми не увлекались.
    ...Плавно и ритмично спускаются по ступеням широкой лестницы сёстры Шишмарёвы, одетые в амазонки. Разгорячённые лошади с трудом сдерживают порывистый норов. Сцену завершает бегущая за молодыми девушками лохматая собака, обычная участница больших групповых портретов Брюллова. Грациозна и стройна старшая Шишмарёва, привлекающая своей миловидностью и изяществом движения, с каким она придерживает амазонку. Рядом с ней застывшей кажется младшая сестра.
       Композиционное решение портрета было найдено Брюлловым в карандашных набросках. Избегая однообразия в изображении двух женских фигур представленных в рост, он уже в предварительных набросках разместил их на разной высоте, оправдывая свой приём уступами лестницы.

39

http://www.nearyou.ru/kbrullov/galery5/5smirnova.jpg
Портрет У.М.Смирновой, урождённой Спиридоновой. 1837-1840 годы.
Холст, масло. 90х71,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

       Теплом и поэзией овеян портрет У. М. Смирновой. Как и во всех лирических портретах мастера,огромную роль играет в нём пейзаж. Мотив аллеи с падающими на дорожку парка солнечными бликами навеян пейзажами М.И.Лебедева, которого высоко ценил Брюллов, говоря, что им «Россия могла бы гордиться как лучшим пейзажистом в Европе».

40

https://img-fotki.yandex.ru/get/4206/121447594.771/0_16ab53_9afa9e88_XL.jpg
Портрет автора и баронессы Е. Н. Меллер-Закомельской
с девочкой, в лодке. 1833-1835 годы.
Холст, масло. 138 х 97,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

41

https://artchive.ru/res/media/img/oy800/work/d01/407395.jpg
Портрет статс-секретаря Петра Андреевича Кикина. 1821-1822 годы.
Холст, масло.  82 х 71 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

       Пётр Андреевич Кикин помог К.Брюллову получить за счёт общества длительную командировку в Италию, в чём ему отказало руководство Академии художеств, несмотря на то, что он был наиболее талантливым из всех, оканчивающих её тогда, учеников. Это странное обстоятельство объясняется тем, что незадолго до окончания Академии Брюллов поссорился с академическим начальством, которое и не замедлило затормозить вопрос о его заграничной поездке.
       Портрет П. А. Кикина пострадал от злоупотребления Брюллова асфальтом, в результате чего живопись сильно «пожухла». По утверждению М. Железнова: «Впоследствии Брюллов был недоволен этим очень почерневшим портретом, однако говорил, что он похож и исправно нарисован». Сосредоточив внимание на лице, Брюллов дал убедительную, по схожести и остроте, характеристику Кикина.

42

https://www.beesona.ru/images/museums/picture/278/f600797c3179aba2f625b8a627df5ece5173.jpg
Портрет Кикиной Марии Ардалионовны, урождённой Торсуковой. 1821-1822 годы.
Холст, масло.
Третьяковская галерея, Москва

       Жена Петра Андреевича Кикина, урождённая Торсукова. Торсуковы - дворянский род, восходящий к началу XVII века. Торсуковы служили по городу Орлу.
       Портрет М. А. Кикиной, парный к портрету Кикина П.А., значительно выше его по художественным качествам. Образ М. А. Кикиной, запечатлённый  многими современными художниками, привлекает в работе К. Брюллова своей одухотворённостью. Брюллов разглядел в её облике те качества русской женщины, которые проникновенно показал О. А. Кипренский в портретах Е. П. Ростопчиной, А. И. Головиной, Д. Н. Хвостовой. Ясность и спокойствие духа, простота и естественность позы, присущие образам Кипренского, нашли отражение и в портретных характеристиках Брюллова.

43

http://www.art-catalog.ru/data_picture_2016/picture/21/3608.jpg
Портрет Марии Петровны Кикиной в детстве. 1817-1820 годы.
Акварель, бумага. 14 х 12,2 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

       Создана картина в период 1817-1820 годов. Брюллов написал ее на бумаге с помощью aкварели. Сегодня она находится в Москве в Государственной Третьяковской галерее.
       На картине изображена Мария Кикина, будущая жена князя Д.П. Волконского. Это совершенно очаровательный портрет маленькой девочки, которой приблизительно 2 – 2 с половиной года. На картине мы видим, как она стеснительно смотрит на художника своими большими серыми глазами с пушистыми ресницами. Маленький рот девочки неуверенно улыбается. Её короткие волосы ещё не успели отрасти, стать длинными, они аккуратно уложены в мальчишескую причёску. На ребёнке платьице с небольшими воланами у горла, а также на груди. От данной картины исходит трогательность и тепло, а также и нежность к маленькому ребёнку, которая притягивает взгляд зрителей к данному портрету, который прекрасен.

http://classic-online.ru/uploads/000_picture/357900/357890.jpg
Мария Кикина в детстве. 1821 год.
Бумага, акварель, белила. 22 x 16,8 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

44

http://ic.pics.livejournal.com/aleksey_29/67411554/4384/4384_900.jpg
Нарцисс, смотрящий в воду. 1819 год.
Холст, масло. 162 х 209,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

       Одна из ранних работ К.Брюллова, написанная во время учёбы в Академии художеств. В 1819 году в классе Андрея Иванова была "поставлена" в качестве задания для живописцев мужская фигура - полулежащий юноша, наклонившийся над водой. В обычае Академии были такие тематические постановки: натурщик, упавший на спину, изображал собою убитого Авеля или разбившегося в падении Икара и тому подобное. Натурщика, вероятно, сам преподаватель предложил трактовать как Нарцисса, смотрящегося в воду.
       Но Брюллов не удовлетворился тем, что увидел и смог изобразить в Академии. Решив изобразить фигуру Нарцисса в окружении пейзажа, он пошёл в Строгановский сад на Чёрной речке, и его воображение населило густые заросли сада мифологическими образами, глаза художника заметили множество живых деталей: лучи солнца, пробивающиеся сквозь листву, листок, упавший на поверхность воды и резко обозначивший её гладь. Академический этюд с натурщика превратился в законченную картину "Нарцисс" . Произведение это уже заключало в себе тему общения человека и природы, тему, ставшую одной из главных в творчестве художника. За эту работу К.Брюллов был награждён второй золотой медалью Академии художеств.
       Посмотрите, голова Нарцисса как-то подозрительно напоминает черты самого Брюллова, хорошо известные по многочисленным его автопортретам. Автопортрет в образе Нарцисса! Что это - догадка о себе, указание на черту характера, которую он знает за собой, и предостережение себе же: "посеешь характер - пожнёшь судьбу"?
       Картина наполнена грустным назиданием. Пренебрёг любовью нимфы гордый Нарцисс. За это и расплачивается. Перед нами момент совершения наказания по приказу богов. Крылатый Эрот только что выстрелил в героя, юноша беззаветно влюбился в своё собственное отражение.
       Художник изобразил героя полным сил и отлично сложённым. Вьющиеся волосы, правильные черты лица - непременные атрибуты живописи классицизма. Выразительные жесты, скромно проявляющиеся эмоции. Взгляд сосредоточен на отражении. Оторваться от него Нарцисс уже не сможет.
       Улетающий Эрот бросает печальный взгляд на героя, с одной стороны - сочувствуя, с другой - осуждая.
       Всё действие картины помещено автором в тёмный, почти чёрный лес, который как мрачная декорация, создаёт атмосферу картины. Природа откликается на страдания героя.

45

https://muzei-mira.com/templates/museum/images/paint/genii-iskusstva-brullov+.jpg
Гений Искусства. 1817-1820 годы.
Серая бумага, итальянский карандаш, мел, уголь, пастель. 65,2 x 62,2 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

       Натурный рисунок «Гений искусства», исполненный в 4-ом возрасте, то есть около 1820 года, был признан Академическим Советом образцом ученической работы и в качестве такового помещён в натурном классе. Изображение гения, навеянное античной скульптурой, было дополнено в рисунке лирой, жезлом и головой Лаокоона, лежащей у ног прекрасного бога. Красота пластического воплощения, чёткость силуэта, непринуждённость позы сочетались в работе Брюллова со звучностью колорита, достигнутой применением смешанной техники (уголь, пастель, цветные карандаши).

46

http://pantheon.at.ua/_ph/39/82014582.jpg
Персей и Андромеда. 1817-1820 годы.
Холст, масло. 43,7 х 28,6 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

       Сюжет из древнегреческой мифологии. Сын Зевса и Данаи Персей - один из любимых героев античных мифов, совершивший многие подвиги. К числу его героических свершений относится и освобождение дочери эфиопского царя Кефея - прекрасной Андромеды от морского чудовища. Андромеда стала женой героя.

47

http://www.nearyou.ru/kbrullov/galery1/1angels.jpg
Явление Аврааму трёх ангелов у дуба Мамврийского.  1821 год.
Холст, масло. 113х144 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

       Написав картину на тему, заданную Академией Художеств, Брюллов получил золотую медаль.Картина экспонировалась на академической выставке 1821 года.
       Авраам - родоначальник израильского народа, главное действующее лицо библейских событий.
       В полуденный зной к Аврааму, сидящему у шатра, раскинутого в Мамврийской дубраве, подошли три путника и попросили приюта. Авраам радушно принял гостей, не подозревая, что это ангелы. За трапезой один из них предсказал Аврааму, что у него родится ребёнок. В скором времени пророчество сбылось - у жены Авраама Сарры родился сын, которого назвали Исаак (Быт. 18; 1-16).

48

http://img-fotki.yandex.ru/get/9491/144337373.73/0_c2114_12a95249_XL.jpg
Эрминия у пастухов. 1824 год.
холст, масло. 98 х 137,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

       Дочь сарацинского царя, — персонаж из романтической эпической поэмы о первом Крестовом походе итальянского поэта Торквато Тассо «Освобождённый Иерусалим».
       Эпизод поэмы, известный также как "Эрминия и плетельщики корзин". Повествует о том, как Эрминия, полюбившая христианского рыцаря, отправилась на его поиски, полагая, что он ранен. На пути ей встретился старый пастух, игравший на дудочке сидя у своей хижины, и трое его сыновей, плетущие корзины.
       Поскольку Эрминия облачилась в воинские доспехи воительницы Клоринды, пастух полагал, что Эрминия участвует в идущей недалеко войне, и стал расхваливать ей радости уединённой мирной жизни.
       Тема была популярна у художников барокко, как символ добродетелей сельской жизни. Действие разворачивается на лесной поляне. Эрминия в воинском облачении , рядом — играющий на дудочке пастух. Вокруг разбросаны корзины и связки лозы, пасутся овцы и козы.

49

http://img-fotki.yandex.ru/get/9746/121447594.771/0_16aad5_9bc67e12_XXXL.jpg
Портрет Юлии Павловны Самойловой
с Джованиной Пачини и арапчонком.  1832-1834 годы.
Холст, масло.
Частное собрание,Калифорния,США

       К началу 1830-х годов Брюллов занял одно из ведущих мест в русском и западноевропейском искусстве. ( Его слава выдающегося мастера портрета была закреплена "Всадницей").
       Новое выступление русского художника, экспонировавшего на очередной итальянской выставке «Портрет гр. Ю. П. Самойловой с дочерью и арапчонком», было встречено не только русской, но и итальянской печатью как замечательное явление портретного искусства.
       Всю силу своего вдохновенного таланта вложил Брюллов в изображение близкого друга и неизменной поклонницы своего искусства графини Юлии Павловны Самойловой.
       Отличаясь красотой, экспансивностью характера, считая себя «царской крови» (она была последней в роде графов Скавронских, связанных родственными узами с Екатериной. Ю. П. Самойлова держала себя довольно независимо.             Обладательница огромного состояния, она вела свободный образ жизни, вызывая постоянное недовольство Николая I. В её имении «Славянка» под Петербургом собирались выдающиеся деятели литературы и искусства, а в миланской вилле бывали Беллини, Россини, Доницетти, Пачини, маленькую дочь которого она удочерила.
       Будучи частым гостем в доме Самойловой, Брюллов находил отдохновение в мире любимой музыки. Много раз сопровождала Юлия Павловна своего друга во время его скитаний по Италии.
       Портрет Ю. П. Самойловой был начат Брюлловым тотчас же по окончании «Всадницы». Несомненно, ему предшествовала длительная разработка в карандашных набросках и эскизах. Зная творческий метод Брюллова, можно предположить о существовании неизвестных нам рабочих альбомов 1832 — 1834-х годов.
       В портрете Самойловой Брюллов наиболее полно раскрыл увлекавшую его тему торжества жизни. Изображение любимой женщины и друга внесло в портрет особый радостно повышенный строй мыслей и чувств. В портрете Самойловой гармонически сочетались живость непосредственных наблюдений со зрелищностью парадного большого портрета.
       С огромной силой убедительности Брюллов отразил чувства, владевшие его героями: пылкость и негу Самойловой, доверчивость и нежность Джованины, почтительность и изумление арапчонка. Охваченные единым порывом, они движутся вперёд. Запечатлев мгновенность движения, Брюллов не нарушил монументальность холста. В этом умении художественно обобщить свои впечатления, сохраняя живость и непосредственность их выражения, заключалась одна из сильнейших сторон творческого дара Брюллова.
       В групповом портрете Брюллова господствует образ Ю. П. Самойловой. Введя в композицию изображение Джованины и арапчонка, Брюллов свёл их роль к значению аккомпанемента, оттеняющего звучание главной темы — торжества красоты и молодости Самойловой.
       Мастерски скомпонована группа Самойловой, Джованины и арапчонка. Сбрасывая шаль подбежавшему к ней арапчонку, Самойлова нежно обнимает Джованину. Обратившись к передаче интерьера, Брюллов остался скуп и немногословен в характеристике обстановки, ограничившись изображением дивана, на который падает тяжёлыми складками занавес, ковра, устилающего пол, да края резной рамы картины, висящей на стене.
       Художественные достоинства портрета Ю. П. Самойловой обеспечили ему горячий приём у итальянской общественности. Портрет Брюллова, экспонированный после Рима в Палаццо Брера, был признан лучшим произведением выставки.

50

https://img-fotki.yandex.ru/get/5815/121447594.770/0_16a98c_58607923_orig.jpg
Портрет Нестора Васильевича Кукольника. 1836 год.
Холст, масло. 117 х 81,7 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

       Портрет Н. В. Кукольника по мастерству исполнения и поэтичности образа—одно из прекраснейших творений Брюллова.
Казалось, модель противоречила этим качествам портрета. В истории русской культуры Кукольник рисуется далеко не в положительном плане. Его литературная деятельность вызывала неоднократное осуждение лучших людей России. Не давала материала для поэтизации образа и внешность Кукольника.
       «Наружность Кукольника, — вспоминала А. Панаева, — была замечательно неуклюжа. Он был очень высокого роста, с узкими плечами, и держал голову нагнувши; лицо у него было длинное, узкое, с крупными неправильными чертами; глаза маленькие с насупленными бровями; уши огромные, тем более бросавшиеся в глаза, что голова была слишком мала по его росту» .
        Едкие карикатуры Брюллова говорят о том, что ему хорошо была знакома наружность Кукольника.
        Тем не менее Брюллов создал вдохновенный образ поэта, сердце которого объято внутренним горением. Это Кукольник той поры литературной деятельности, когда с ним встретился Пушкин.
        «На днях... обедал у кн. Ник. Трубецкого с Вяземским, Норовым и с Кукольником, которого видел в первый раз. Он кажется очень порядочный молодой человек. Не знаю имеет ли он талант»,— писал о своём впечатлении поэт.
        В портрете Брюллова Кукольник — автор стихов «Сомнение», которые послужили основой для чудесного романса Глинки.
        Кукольник-романтик, патетично взывающий в своей «Просьбе поэта» к возвышенной и чистой любви.

Дай мне любви, душа воспламенится,
Дай взоров мне приветливых, живых;
Огонь поэзии отрадно загорится,
И загремит торжественно мой стих

        Брюллов сохранил в портрете особенности облика Кукольника, с его длинным лицом, тёмными насупленными бровями, узкими глазами и сутулой фигурой. Но красота творческого состояния преобразила писателя. Опираясь на трость, романтически мечтательно сидит он на скамье, опустив голову. Его бледное лицо, обрамлённое прядями волос, с мягким блеском тёмных глав, высоким лбом и безвольными губами вызывает представление о возвышенном поэте. Есть какая-то недосказанность и таинственность в его облике, таящем неведомые чувства. Эту таинственность подчёркивает и погружённый в полутьму пейзаж с догорающим закатом.
       Сильным светом Брюллов выделяет лицо и руки Кукольника. Поместив источник света наверху, слева, он достигает с его помощью замечательной рельефности фигуры, точно окутанной мягкой световоздушной средой.


Вы здесь » "Альтернатива" » Русские художники ХIХ века » Карл Павлович Брюллов