"Альтернатива"

Объявление

 

 

 

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "Альтернатива" » Зарубежные художники » Жан-Оноре Фрагонар


Жан-Оноре Фрагонар

Сообщений 1 страница 50 из 64

1

https://img-fotki.yandex.ru/get/3204/92936793.18/0_1154b0_ee7ea555_orig.jpg
Автопортрет. 1760-1770 годы.
Холст, масло. 76 x 52 см.
Музей-Вилла Фрагонар. Грасс. Франция.

Жан Оноре́ Фрагона́р (фр. Jean-Honoré Fragonard)
(5 апреля 1732 года - Грасс — 22 августа 1806 года - Париж)

                      Жан Оноре Фрагонар родился 5 апреля 1732 года в Грассе на юге Прованса. Теперь Грасс известен как один из центров французской парфюмерной промышленности, однако во времена художника город дышал отнюдь не духами — почти всё его население занималось дублением кож. Отец Оноре, Франсуа Фрагонар, был перчаточником. В 1731 году Франсуа женился на купеческой дочери Франсуазе Пети, и через год появился на свет их первенец — Оноре.
                 О детстве художника известно очень мало. Известно лишь, что в 1738 году семья переехала в Париж — по всей вероятности, из-за каких-то финансовых неурядиц отца. Подростком Оноре поступил в адвокатскую контору. Но работа клерка его увлекала мало, и вскоре он сосредоточился на занятиях живописью. Судя по всему, художественный талант юноши первым заметил его хозяин, адвокат. Он же и убедил родителей Оноре отдать его в обучение какому-нибудь художнику.
                Сначала молодой Фрагонар попытался попасть в мастерскую Франсуа Буше (1703-1770 годы), который в то время был самым известным французским художником. Однако мэтр, найдя, что юноша недостаточно подготовлен для работы у него, передал ученика другому известному живописцу, Жану Батисту Симеону Шардену (1699-1779 годы).
                Через полгода Фрагонар возвратился к Буше. На мастера произвели впечатление успехи начинающего художника, и он согласился лично продолжить его обучение. Никаких документальных свидетельств, которые могли бы уточнить дату возвращения Фрагонара к Буше, не сохранилось, но можно предположить, что это произошло приблизительно в 1748 или 1749 году. Оноре было шестнадцать-семнадцать лет.
                Мечтой каждого молодого французского живописца в то время было получить приз Французской Академии — поездку на учебу в Рим. Эта премия считалась чрезвычайно престижной, она открывала перед счастливчиком прямой путь к успеху. В 1752 году Фрагонар (по совету Буше) принял участие в академическом конкурсе и — победил.
               Но прежде чем поехать в Рим, ему предстояло четыре года учиться в так называемой Школе покровительствующих художников. Школа ставила своей задачей подготовить студентов к предстоящей поездке; в курс обучения наряду с занятиями по специальности были включены лекции по истории и литературе. Каждый год ученик должен был представлять комиссии свою новую работу.
               Наконец, в конце декабря 1756 года Фрагонар прибыл в Рим, где и оставался вплоть до апреля 1761 года.
               В Риме у Фрагонара поначалу опустились руки. Едучи в Италию, он надеялся найти в античных скульптурах и полотнах мастеров эпохи Ренессанса источник вдохновения. Но эти произведения искусства показались ему столь совершенными, что он впал в уныние, усомнившись в своих силах.
              Об этих настроениях Фрагонара мы знаем не только с его собственных слов, но и из воспоминаний современников художника и отчётов, которые регулярно отсылал в Париж директор Французской Академии в Риме Шарль Жозеф Натуар. Сначала Натуару не слишком понравилась творческая манера Фрагонара, но вскоре он разглядел в нём «искру Божью» и, когда закончился трехлетний, «стандартный» срок обучения, продлил «стажировку» Фрагонара в Риме ещё на целый год.
             К этому времени от былого уныния Фрагонара не осталось и следа. Он изучал художественные сокровища Италии и напряжённо искал свой собственный путь в искусстве. В этом ему помогли его новые знакомые: художник Юбер Робер, обучавшийся, как и Фрагонар, в Академии, и аббат Сен-Нон -коллекционер, меценат и художник-дилетант. Эти знакомства сыграли важную роль в творческой судьбе Фрагонара. Вместе с Робером Фрагонар часто работал на пленэре, постигая искусство пейзажной живописи, а Сен-Нон материально поддерживал обоих молодых художников.
             В марте 1761 года Фрагонар совершил на деньги Сен-Нона поездку в Неаполь, а месяц спустя они вместе отправились в Париж. Это было неспешное и приятное путешествие, растянувшееся на пять месяцев. За это время Фрагонар и Сен-Нон объехали все крупнейшие города Италии.
            26 сентября 1761 года друзья прибыли в Париж. К этому времени Фрагонару исполнилось 29 лет, и для него настала пора всерьёз заняться работой. В Париже художник приступил к большому полотну, которое, как он надеялся, должно было привлечь внимание широкой публики. В качестве сюжета для картины «Жрец Корез, жертвующий собой, чтобы спасти Каллирою» Фрагонар выбрал античную легенду, рассказанную Павсанием. Замысел художника удался на славу, картина сделала Фрагонара кандидатом в члены Королевской Академии художеств и произвела настоящий фурор в Салоне.
           После закрытия Салона полотно Фрагонара купил сам Людовик XV, повелев сделать по этой картине гобелен. Казалось, что после такого триумфа Фрагонара ожидает гладкая и прямая дорога к славе и богатству. Но, увы, на самом деле всё обстояло не так радужно. Королевская казна была пуста, и потому деньги за картину Фрагонару выплачивали частями до 1773 года.
           В сентябре 1769 года Фрагонар женился. Невеста Фрагонара, Мари-Анна Жерар (1745—1823 годы), дочь парфюмера из Грасса, была на 13 лет моложе художника. Уже 16 декабря 1769 года у Фрагонара родилась дочь, Генриетта Розали. Спустя 11 лет, в 1780 году, у супругов родился второй (и последний) ребёнок — мальчик, которому дали имя Александр Эварист.
           В октябре 1773 года Фрагонар ещё раз посетил Италию, на этот раз в компании откупщика Бержере, шурина Сен-Нона. В то время Бержере считался одним из богатейших людей во всей Европе. Съездив в Неаполь, Фрагонар и Бержере отправились в Центральную Европу, побывали в Вене и Праге и возвратились в Париж в сентябре 1774 года. В этот период в манере художника сквозь изящество и лёгкость, свойственные искусству эпохи рококо, всё яснее начинают просвечивать черты строгого неоклассического стиля.
           1788 год стал очень тяжёлым для художника. В возрасте 18 лет умерла его дочь. Фрагонар тоже серьёзно заболел и в начале 1790 года возвратился в свой родной Грасс, надеясь поправить там своё физическое и душевное здоровье.
           Разразившаяся в 1789 году Французская революция разом обесценила в глазах современников творчество Фрагонара. Оно стало казаться чем-то далёким, безвозвратно канувшим в Лету вместе с блестящей, изнеженной дворянской культурой XVIII века.
           В 1792 году Фрагонар вернулся в Париж. При помощи Давида ему удалось получить пост хранителя Лувра. На этой должности он находился вплоть до самой смерти. Последующие события, сотрясшие всю Европу, — крушение революции, Директория и приход к власти Наполеона Бонапарта — никак не затронули жизнь состарившегося художника. 
          22 августа 1806 года он тихо скончался в своём парижском доме.
          Яркий импровизатор, Фрагонар сумел соединить в своём творчестве лёгкость рококо, возвышенность исторического стиля и сентиментальность сюжетов.

2

*
КАРТИНЫ ЖАНА-ОНОРЕ ФРАГОНАРА

https://img-fotki.yandex.ru/get/4107/92936793.18/0_1154b1_5f038076_orig.jpg
Иеровоам, приносящий жертвы идолам. 1752 год.
Холст, масло. 111 x 143 см.
Академия изящных искусств. Париж.

         Картина живописца известна также под названиями «Жертвоприношение Иеровоама» и «Иеровоам поклоняется идолам». В 1752 году за исполнение в традиции академической исторической живописи полотно «Иеровоам приносит жертву идолам» Фрагонар был удостоен первой премии римского конкурса, которая давала право на поездку в Италию.
         Иеровоам, сын Навата из колена Ефремова, был виновником разделения еврейской монархии на два царства — Иудейское и Израильское — и основателем первой Израильской династии. В молодости Иеровоам состоял на службе у Соломона, в качестве смотрителя над рабочими из Ефремова колена. Тут он узнал тягости, которые должен был нести народ для удовлетворения неумеренных прихотей царя, слышал ропот рабочих, видел придворные смуты и нравственную распущенность самого царя. При виде всего этого в нём проснулась гордость ефремлянина, как члена того колена, которому в благословении Иакова была обещана блестящая будущность и которое теперь должно было рабски служить колену Иудину. Пророк Ахия предсказал Иеровоаму, что он будет царём всех северных колен, так что за домом Давидовым останутся только два колена. Когда известие об этом дошло до Соломона, Иеровоам бежал в Египет и там пользовался покровительством фараона до самого момента отложения северных колен от Соломонова сына Ровоама. Отложившиеся колена призвали Иеровоама, и он сделался первым царем царства Израильского. Он укрепил границы своего царства, построил несколько новых городов и вообще сделал немало для своего народа; но его погубило опасение, как бы народ вновь не возвратился под власть дома Давидова. С этою целью Иеровоам стал всячески стремиться к отчуждению своего царства от Иерусалима, с его храмами, и даже произвёл религиозный раскол, установив поклонение и жертвоприношение золотым тельцам (в Вефиле и Дане). Основанная им династия прекратилась в лице сына его Навата, после которого израильский престол сделался добычей разных узурпаторов.

3

https://img-fotki.yandex.ru/get/15588/92936793.18/0_1154b3_5c0bb809_orig.jpg
Жрец Корез, жертвующий собой, чтобы спасти Каллирою. Около 1765 года.
Холст, масло. 129 x 188 см.
Музей изобразительных искусств. Анже. Франция.

           Шестидесятые годы — это период становления творческой зрелости Фрагонара. Его искусство оставалось весьма противоречивым. Традиционные формы рококо переплетались в нем с реалистическими исканиями. Но главной становилась лирическая тема, даже в мифологическом жанре. Выбирая мифологический сюжет для большой композиции на звание причисленного к Академии, Фрагонар оказал предпочтение эпизодам, рассказывающим о пылкой и самозабвенной любви. Таковы истории Ринальдо и Армиды, Антиоха и Стратоники.
          Зимой 1764 года он закончил свою программу «Жрец Корез, жертвующий собой, чтобы спасти Каллирою».
          Эта первая большая картина, сделавшая художника известным, была выставлена в луврском салоне в 1765 году. Древний миф повествует о несчастной любви жреца Диониса Кореза к юной красавице Каллирое. Отвергнутый Каллироей жрец проклял богов, те послали на страну чуму, и Додонский оракул объявил, что для спасения от бед нужно принести Каллирою в жертву. Вместо любимой девушки Корез закалывает у жертвенника себя.
         Резкие движения взволнованных свидетелей события, скользящий свет, вырывающий из сумрака центральную группу и падающий дрожащими бликами на колонны, — всё это созвучно страстному порыву Кореза.
         Картина Фрагонара написана под влиянием поздних итальянских мастеров, и в ней немало условной театральности, но сквозь риторику пробивается желание передать силу чувств, красоту самоотверженного подвига.
         Картина имела успех.

https://img-fotki.yandex.ru/get/35/92936793.18/0_1154b2_c795c218_orig.jpg
Старшая жрица Корезус жертвует собой, чтобы спасти Каллирою. 1806 год.
Холст, масло. 309 х 400 см.
Лувр. Париж. Коллекция Людовика ХV.

          Предназначалась как эскиз для фабрики Гобеленов (ковёр не был выполнен). Экспонировалась в Салоне 1765 год.

4

https://img-fotki.yandex.ru/get/45886/92936793.18/0_1154c2_d321acb5_orig.jpg
Психея показывает своим сестрам дары Купидона. 1753 год.
Холст, масло. 168 x 192 см.
Национальная галерея. Лондон.

          В 1752-1756 годах Фрагонар продолжал заниматься в числе других «eleves protege» («покровительствуемых учеников») в школе академического живописца Шарля Андре Ванлоо, изучая живопись Лувра (там помещалась школа), анатомию, перспективу, историю, рисуя со слепков и с живой натуры. В это время Жан Оноре Фрагонар продолжает знакомиться с живописью Рембрандта, Ватто, Тьеполо, Иорданса, Рейсдала, Рубенса, венецианских колористов, стремясь овладеть принципами тональной живописи.

5

https://img-fotki.yandex.ru/get/66521/92936793.18/0_1154c3_40c6c9cd_orig.jpg
Музыкальное состязание. 1754-1755 годы.
Холст, масло. 62 x 74 см.
Собрание Уоллес. Лондон.

         Картина живописца известна также под названием «Музыкальное состязание»; относится к раннему периоду творчества Фрагонара.
         Собственно, по французскому праву все долги, происшедшие из игры и пари, считаются недействительными, за исключением тех, которые произошли из игр, имеющих целью духовные и телесные упражнения, как то: литературный спор, философский диспут, музыкальное пари, фехтование, бега, скачки и т. п.; но и здесь суд имеет право, при чрезмерности ставки, отказать в иске. Уплаченное добровольно по неисковым пари возвращению не подлежит, если только со стороны выигравшего не было обмана, мошенничества, насилия.

6

https://img-fotki.yandex.ru/get/5212/92936793.18/0_1154c4_aa44b1f6_orig.jpg
Детские качели. 1750-1752 годы.
Холст, масло. 119 x 94 см.
Музей Тиссен-Борнемисы. Мадрид. Италия.

         В 1756 году Фрагонар уезжает в качестве стипендиата во Французскую Академию в Риме. Возглавлявший её в то время Шарль-Жозеф Натуар сразу отметил дарование Фрагонара. Художник знакомится в Риме с будущим известным мастером архитектурного пейзажа Юбером Робером и богатым меценатом и коллекционером аббатом де Сен-Ноном (в миру Жан-Клод Ришар). В Италии Фрагонар освобождается от академического наследства, от влияния стиля Буше, способного лишь «приятно развлекать ум и глаз», и обретает собственную манеру. По словам художника, в Италии его поражает искусство Рафаэля и Микеланджело, но больше всего в его последующих произведениях будет чувствоваться влияние Тьеполо, живопись которого увлекает Фрагонара красочной экспрессией и декоративным размахом работ.

7

https://img-fotki.yandex.ru/get/66521/92936793.18/0_1154c5_61af5f9d_orig.jpg
Жан-Клод Ришар, аббат Сен-Нон. 1769 год.
Холст, масло. 80 x 65 см.
Лувр. Париж.

          Картина живописца известна также под названием «Портрет аббата Сен-Нон в воображаемом костюме»; полотно входит в серию портретов «Фантастические фигуры». Другой портрет аббата Сен-Нон в костюме дворянина эпохи Людовика XIII находится в каталонском национальном музее искусства в Барселоне. В конце 1750-х годов аббат Сен-Нон приглашает Жана Оноре Фрагонара и Юбера Робера на виллу д'Эсте в Тиволи. Здесь Фрагонар создаёт серию поэтических рисунков с изображением виллы, её живописного террасного парка с аллеями громадных кипарисов и барочными водными каскадами.

https://img-fotki.yandex.ru/get/69089/92936793.19/0_1156ac_89e6e8af_orig.jpg
Аббат Сен-Нон в испанском костюме. 1769 год.
Холст, масло. 94 x 74 см.
Национальный музей искусств Каталонии. Барселона. Испания.

          Краски Фрагонара "звучат" подобно духовым инструментам – громко, призывно. Таков знаменитый «Портрет Сен-Нона в испанском костюме».
          Вольнодумец, философ и меценат, аббат Сен-Нон был другом художника. Он изображён в облачении испанского идальго. Одна рука лежит на рукояти шпаги, другая – держит уздечку. Энергичная поза, резко откинутая назад голова говорят о неукротимом темпераменте.   
          Живописец не стремится раскрыть сложность душевного мира модели – его интересует изменчивость человеческого характера. Сочные мазки охры, киновари, умбры создают драгоценную живописную ткань портрета. На обороте сохранилась надпись: «Портрет аббата Сен-Нона, написанный за час».

8

https://img-fotki.yandex.ru/get/3709/92936793.18/0_1154c6_ec417c64_orig.jpg
Балерина Мари-Мадлен Гюймар. 1765-1769 годы.
Холст, масло. 82 x 65 см.
Лувр. Париж.

          Французская балерина Мари-Мадлен Гюймар (Marie-Madeleine Guimard) родилась 27 декабря 1743 года в Париже. В возрасте двенадцати лет Гюймар была зачислена в кордебалет труппы театра «Комеди Франсез». Через три года Гюймар стала выступать в знаменитом театре Опера. Этот театр считался «приверженцем» устаревших балетных канонов, однако именно в нём танцовщицу ожидал первый большой успех. Гюймар снискала славу лёгкостью, непосредственностью и кажущейся простотой исполнения танцев в балетных спектаклях. С середины 1760-х годов Гюймар стала признанной «звездой» французского балета: она исполняла главные партии в операх-балетах «Римские и греческие празднества», «Нинетта при дворе», «Кастор и Поллукс», «Капризы Галатеи». Реформатор французского балета Жан Новерр (Jean-Georges Noerre) поставил с Гюймар в 1763 году балет «Медея и Ясон», пользовавшийся большим успехом у парижской публики. Танцовщице особым образом покровительствовал герцог де Субиз и многие другие представители европейской знати. У Мари-Мадлен Гюймар была репутация роковой куртизанки, её связи осуждались общественностью, что, однако, не мешало публике восхищаться сценическими талантами Гюймар. Мари-Мадлен была дружна с многими деятелями искусства, жившими тогда в Париже. Со знаменитым художником Жаном Оноре Фрагонаром балерину связывали самые тёплые отношения; кисти живописца принадлежат несколько известных портретов Гюймар. Скончалась балерина Мари-Мадлен Гюймар 4 мая 1816 года в Париже.

9

https://img-fotki.yandex.ru/get/15577/92936793.18/0_1154c1_c42db21c_orig.jpg
Счастливые возможности качелей. 1767 год.
Холст, масло. 83 x 65 см.
Собрание Уоллес. Лондон.

          Полноватый румяный франт с искрящимися глазами, остроумный, обаятельный, неизменно приветливый и весёлый, Фрагонар был истинным сыном галантного XVIII века. Природа наделила его талантом, фантазией и независимым нравом. Художник прославился, создавая полотна с любовными, изящно-фривольными сценами, блестяще выразившими изысканность стиля рококо. Тема любви, лиризм и эротичность, нежные пастельные тона, детали вроде пышных разлетающихся юбок - всё это характерно для стиля рококо - искусства, призванного прежде всего радовать взгляд.
         Этот фривольный, яркий, дерзкий шедевр Фрагонара стал настоящим символом французской живописи XVIII века. Картина была заказана художнику финансистом Сен-Жюльеном. По всей видимости, сначала Сен-Жюльен предложил этот заказ мастеру исторической живописи Габриэлю Франсуа Дуайену. Дуайен отказался принять его, посчитав, вероятно, что писать подобные сцены - ниже его достоинства. И посоветовал Сен-Жюльену обратиться к "мсье Фрагонару", который к этому времени уже успел упасть в глазах "настоящих художников", создающих монументальные полотна на сюжеты из древней истории или мифологии. Так что, скорее всего, в эту переадресацию заказа Дуайен влил некоторое количество желчи. Но Фрагонар блестяще справился с заказом, создав композицию, каждая деталь которой проникнута тонким эротизмом и при этом свободна от порнографической пошлости. Более того, можно и поиронизировать: эта картина осталась в веках, а о шедеврах Дуайена вряд ли многие помнят.
        История создания "Качелей" весьма занимательна. Началась она с пикантного эпизода, о котором мы знаем, благодаря записям современника.
          Итак, Габриэля Франсуа Дуайена, почтённого живописца, прославившегося своими историческими полотнами, члена Академии с 1759 года, пригласил к себе некий знатный человек (полагают, что это был один из богатейших людей Франции - финансист Сен-Жюльен). Приглашение поступило к художнику буквально через несколько дней после появления в Салоне его картины "Святая Женевьева".
          Мемуары современника передают нам прямую речь Дуайена: "Он (заказчик) был в своей "холостой квартире" вместе с возлюбленной... Начал он с любезностей и похвал, а кончил тем, что мечтает заказать мне картину. "Я желал бы, чтобы вы изобразили мадам (указывая на свою любовницу) на качелях, которые раскачивает епископ. А меня вы поместите таким образом, чтобы мне были видны ноги этого прелестного создания,- и чем более вы захотите внести весёлости в это произведение, тем будет лучше". Признаюсь, - говорил Дуайен, - что это предложение, которого я никак не должен был ожидать ввиду характера мотива, лежащего в его основе, сначала меня смутило и заставило буквально оцепенеть. Я, однако, оправился достаточно быстро, чтобы ответить почти сразу: "Ах, мсье, надо добавить к вашему замыслу туфельки мадам, взлетевшие в воздух и подхваченные амурами". Но, так как я был весьма далек от желания писать на подобный сюжет, столь противоположный жанру в котором я работаю, я направил этого господина к мсье Фрагонару, который принял заказ и сейчас занят созданием этого странного произведения".
          Это "странное произведение" стало одним из шедевров Фрагонара. Он очень грациозно вышел из сложного положения, в которое поставил его "прихотливый" заказчик.
          Епископа художник заменил менее пикантной фигурой старого слуги (или мужа красавицы?), а сам счастливый обладатель "мадам" изображён совсем юным кавалером (хотя в действительности, разумеется, не был таковым).
          К сожалению, в мемуарах современника нет продолжения истории "Качелей", и мы не знаем, как оценил Сен-Жюльен работу Фрагонара. Но, вероятно, она должна была понравиться ему, ведь "ножки прелестного создания" видны во всех подробностях - вплоть до розовой подвязки на кипейно-белом чулочке.
          А "весёлости" и шутливой непринужденности Фрагонар внёс в это произведение предостаточно.
          Нежно-розовое платье качающейся на качелях девушки ярко выделяется на фоне окутанного туманной дымкой старого сада. Зелёно-голубой цвет листвы выглядит несколько неестественно (хотя, возможно, именно этой картине он сообщает особое очарование), и в дальнейших своих работах Фрагонар к подобным цветовым изыскам больше не прибегал.
         Если сад смотрится слегка "размытым", то на тщательно выписанном платье прелестницы можно рассмотреть любую, даже самую мелкую деталь. Фрагонар использует здесь редкий для себя приём - он пишет фигуру девушки сухой кистью, отказываясь от густых, плавных мазков, характерных для большинства его картин. Сверкающие световые блики и такие детали костюма, как колье, лиф платья и кружева, написаны в технике импасто.
        С удивительной лёгкостью и изяществом изображает художник крайне сложную позу модели, откинувшейся назад. Движение качелей подчёркнуто лёгкими тенями, которые одновременно привлекают внимание зрителя к изящному жесту рук девушки и её разгоревшимся глазам, ярко сияющим из тени, что отбрасывает на лицо кокетливая шляпка. Умело сочетая все эти детали, Фрагонар создаёт живую, яркую и действительно соблазнительную сценку.

10

https://img-fotki.yandex.ru/get/17918/92936793.18/0_1154e5_bf2ed55b_orig.jpg
Портрет Дени Дидро. 1769 год.
Холст, масло. 82 х 65 см.
Музей Карнавалет. Париж.

         Дени Дидро (его портрет кисти Фрагонара со временем вошёл в луврскую коллекцию) точно указал на недостаток Фрагонара, не подозревая, что позже это будет считаться его достоинством. Живописец Фрагонар, по мнению Дидро, имел столько страсти, сколько каждому можно было бы пожелать, но он никогда не доводил свои картины до полной законченности и тем самым впадал в эскизность.

11

https://img-fotki.yandex.ru/get/67777/92936793.18/0_1154e6_f24e21ce_orig.jpg
Девушка, играющая с собачкой. (Бублик). 1765-1772 годы.
Холст, масло. 70 x 87 см.
Частная коллекция.

         По возвращении из Италии Фрагонар увлекается написанием галантных сцен, а также исполнением погрудных портретов, отчасти причудливых. В жанре портрета художник будет увлечённо работать на протяжении всей жизни. Живописная манера Фрагонара, основанная на темпераментном мазке и идущей от Тьеполо и Рубенса светлой золотистой тональности, получает название «a la Fragonard».

12

https://img-fotki.yandex.ru/get/2711/92936793.18/0_1154e7_48873f82_orig.jpg
Портрет дамы в образе музы Науки. 1769 год.
Холст, масло. 82 х 66 см.
Лувр. Париж.

                Эта картина известна также под названием «Учёность», полотно входит в серию портретов «Фантастические фигуры», созданных живописцем в конце 1760-х годов. Собственно, под влиянием творчества Тьеполо и Рембрандта Фрагонар написал серию «Фантастические фигуры» (иногда цикл этих портретов именуют «Экспрессивные головы») — погрудные изображения старцев в плащах, фантастических одеяниях (большинство работ в частных собраниях). Это не портреты, а образы, выражающие определённые состояния души («аффекты»).

13

https://img-fotki.yandex.ru/get/16184/92936793.18/0_1154e8_27297d13_orig.jpg
Портрет воина. 1769 год.
Холст, масло.  82 x 67 см.
Художественный институт Стерлинга и Франсина Кларка. Вильямстаун. США.

         Образы друзей художника и придуманных им фантастических персонажей, написанных Фрагонаром с таким воодушевлением, были ничем иным, как блестящей импровизацией. Фрагонар демонстрировал нежную влюблённость в тех, кого изображал, или же создавал произведения — как, например, «Портрет аббата де Сент-Нон» и «Портрет воина», — поражавшие беглостью исполнения и благородным высокомерием, казалось, струившимся из самих форм. Или же сплетал из краски буквально узоры, бурлящими мазками, наслаивая или сливая их друг с другом, чтобы сохранить причудливость формы.

14

https://img-fotki.yandex.ru/get/45190/92936793.18/0_1154e4_a84ed4b9_orig.jpg
Купальщицы. 1772-1775 годы.
Холст, масло. 64 х 80 см.
Лувр. Париж.

         Художник становился буквально неузнаваемым, когда писал для себя по вдохновению, когда в нём пробуждался темперамент живописца. Мастер моментальных набросков с натуры или эскизов по воображению, на некоторых холстах он расписывался так: «Фраго написал это за один час».
         Картина «Купальщицы» -превосходный пример именно такого вдохновенного отношения к живописи. На небольшом холсте Фрагонар противопоставляет и сопоставляет прекрасное буйство растительности и красоту резвящихся обнажённых девушек, движущихся в тесном декоративном вихре - вместе друг с другом и с клубящимися облаками. Здесь в полную силу проявился его талант живописца. Каждый сантиметр живописи этого небольшого холста драгоценен.

15

https://img-fotki.yandex.ru/get/9254/92936793.18/0_1154fa_5e8be8bd_orig.jpg
Музыкант (мосье де ла Бретеш). 1769 год.
Холст, масло. 80 x 65 см.
Лувр. Париж.

         Картина имеет другое простое название «Музыка» и также входит в серию «Фантастические фигуры», а в образе музыканта художник изобразил монсеньора де ла Бретеш. Портреты серии «Фантастические фигуры» написаны динамичными широкими мазками, и интерес к решению динамичной поверхности довлеет в них над психологической глубиной трактовки образов, навеянных классической живописью.

16

https://img-fotki.yandex.ru/get/25826/92936793.18/0_1154f4_6d761b8a_orig.jpg
Посещение детской комнаты. 1775 год.
Холст, масло.  73 x 92,1 см.
Национальная галерея искусств. Вашингтон. США.

          Эта работа живописца известна также под названием «Визит к старой кормилице».
          Продолжая традиции искусства рококо, Фрагонар достиг особой проникновенности в воссоздании лирических сцен повседневной жизни, сферы интимных человеческих чувств, поэзии природы.
          Произведения художника, исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, лёгкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами.
          Художник стремился передать интенсивную красочность реального мира, любил тёплую золотистую гамму, игру света.

17

https://img-fotki.yandex.ru/get/38067/92936793.18/0_1154f5_3af983df_orig.jpg
Портрет певицы, держащей нотный лист. 1769 год.
Холст, масло. 81 x 65 см.
Частная коллекция.

          Картина имеет другое простое название «Пение» и также входит в серию «Фантастические фигуры». Собственно, в серии портретов «Фантастические фигуры» (около 15 полотен, 1760-е годы) особенно проявилась декоративность стиля художника Фрагонара, портреты несут в себе дух гедонистической культуры 18 столетия. Модели одеты в фантастические костюмы и приобрели театрализованный вид. Фрагонар обращается к старине и просто фантазирует, портреты написаны интенсивными по цвету красками, которым придает еще большую яркость поток сильного света. Слова Гонкуров о том, что «краски Фрагонара — это не краски живописца, а слова поэта», со всем основанием можно отнести к этой серии.

18

https://img-fotki.yandex.ru/get/68556/92936793.18/0_1154f6_db241080_orig.jpg
Вдохновение. 1769 год.
Холст, масло. 80 x 65,5 см.
Лувр. Париж.

         Каждый образ в серии портретов «Фантастические фигуры» наделён особой эмоциональной выразительностью, как и в серии портретов, передающих творческие «состояния» («Вдохновение», «Пение», «Музыка» и др.). Модели изображены в порывистых, необычных контрапозах. Французский портрет ещё не знал подобной композиционной и живописной экспрессии. Прототипами обеих серий служили реальные лица. Не случайно так близки позы, костюмы, черты лиц моделей на этих полотнах.

19

https://img-fotki.yandex.ru/get/6708/92936793.18/0_1154f7_2aeaa48d_orig.jpg
Девочка в постели, играющая с собачкой. 1765-1772 годы.
Холст, масло. 89 x 70 см.
Старая Пинакотека. Мюнхен. Германия.

          Жанровые картины Фрагонара, хотя и не чуждые манерности, пленяют зрителя умно изобретённой композицией, грациозностью рисунка, изящностью и деликатностью колоритных тонов, плавностью и сочностью письма и вообще большим вкусом исполнения.

20

https://img-fotki.yandex.ru/get/17849/92936793.18/0_1154f8_1538ce95_orig.jpg
Читающая молодая девушка. 1776 год.
Холст, масло. 82 x 65 см.
Национальная галерея искусств. Вашингтон. США.

         Фрагонар неоднократно изображал девушек, занятых чтением или письмом. Но всякий раз эти образы были преувеличенно кокетливыми. Эта работа - исключение из правила. Картина была написана в переходный для Фрагонара период, когда фривольные сценки начали выходить из моды, и ему пришлось срочно менять свою манеру, чтобы не потерять отвоеванное место на "художественном рынке". В 1844 году французский искусствовед Теофиль Торе писал о ней: "Очаровывает свежее лицо юной девушки, с нежной, словно персик, кожей. Она одета в светлое, лимонно-жёлтое, щедро отражающее световые блики платье... Героиня картины сидит, откинувшись на лиловую подушку, на которую падают глубокие пурпурные тени. Портрет поражает своей глубиной и жизненностью".

21

https://img-fotki.yandex.ru/get/15590/92936793.18/0_1154f9_734ac1c6_orig.jpg
Фонтан Любви. 1785 год.
Холст, масло. 64 х 51 см.
Музей Пола Гетти. Лос-Анджелес. США.

           В своей картине Фрагонар изобразил, как из тёмной чащи леса стремительно вырвались мужчина и молодая женщина и достигли, наконец, края бассейна источника. Путти* резвятся в водах источника и вздымающихся брызгах фонтана, один из них предлагает чашу волшебной жидкости для молодых любовников. Источник Любви - это история Сада Любви, аллегории природы любви, которая возникла в поэзии античности и средневековья. Фрагонар изобразил воду источника, в которую Купидон опускает свои стрелы, поражающие затем любовью богов и людей. В каждый период живописи определенной эпохи человеческой культуры художники писали этот романтичный мотив. На рубеже 1700-х годов художники рассматривали аллегорию Фонтана Любви почти как предмет жанра, изображая любовников в соответствующих эпохе костюмах, флиртующих в саду у декоративного источника. Этой версией картины Жана Оноре Фрагонар возвратил аллегорию к её классическому виду.

*Путти — декоративные изображения маленьких мальчиков, характерные для искусства барокко и ренессанса.

22

https://img-fotki.yandex.ru/get/67777/92936793.18/0_1154fb_8f1afb98_orig.jpg
Любовное письмо. 1770-е годы.
Холст, масло. 83 х 67 см.
Музей Метрополитен. Нью-Йорк. США.

         На этой картине изображена девушка, застигнутая врасплох в своей комнате за письменным столом во время чтения письма, вложенного в букет цветов, который держит в руках. Порозовевшие щёки и лёгкая улыбка на губах подсказывают, как мил её сердцу отправитель. Солнечный луч, проникающий из окна в комнату колеблется и моделирует лицо девушки, окрашивая её кожу и голубыми бликами pисуя платье, сотканное быстрыми живыми и воздушными мазками. Прелесть сцены исходит из изысканной спонтанности и кажущейся импровизированности композиции, выполненной в духе реализма, но без тени назойливости.

23

https://img-fotki.yandex.ru/get/9329/92936793.18/0_1154fc_34268405_orig.jpg
Расцвет любви: Любовные письма (Воспоминания). 1771-1772 годы.
Холст, масло. 317,2 x 216,9 см.
Коллекция Фрик. Нью-Йорк. США.

          В 1770-е годы Фрагонара привлекает написание галантных сцен на лоне природы. Это картины с любовными сценами, с налётом лёгкой эротики, и игривые пикантные сюжеты в будуарах и парках, в которых, помимо людей, иногда участвуют и амуры. В этих произведениях живописца передано богатство оттенков реальных чувственных впечатлений от жизни, одновременно присутствует и свойственная рококо эфемерность и театрализация.

24

https://img-fotki.yandex.ru/get/16153/92936793.18/0_1154ff_9a6a2e8_orig.jpg
Расцвет любви: Преследование. (Погоня). 1771-1772 годы.
Холст, масло. 317,8 x 215,6 см.
Коллекция Фрик. Нью-Йорк. США.

          Эта работа Фрагонара также входит в живописную серию на тему «Любовное преследование». Заказчицей цикла этих полотен, созданных для украшения замка Лувенсьен являлась фаворитка короля мадам Дюбарри. Изысканный по цветовой гамме колорит картины строится на сочетании доминирующих тонов жёлто-розового платья кокетливой дамы и изумрудного цвета зелени парка.

25

https://img-fotki.yandex.ru/get/37/92936793.18/0_115501_e17c2e32_orig.jpg
Расцвет любви: Свидание. 1771-1772 годы.
Холст, масло. 317,5 x 243,8 см.
Коллекция Фрик. Нью-Йорк. США.

          Эта работа Фрагонара также была предназначена для украшения замка Лувенсьен фаворитки короля мадам Дюбарри. В 1770-х годах произведения Фрагонара с галантными сценами и игривыми сюжетами стали особенно популярны в Париже и других крупных городах Европы, благодаря чему художник успел составить себе неплохое состояние. Но Великая французская революция почти полностью разорила живописца, а стиль классицизм, воцарившийся во французском искусстве с лёгкой руки Жака-Луи Давида, лишил картины и работы Фрагонара, созданные в стилистике рококо, прежнего спроса.

26

https://img-fotki.yandex.ru/get/43546/92936793.18/0_115502_901eb24f_orig.jpg
Расцвет любви: Увенчание возлюбленного. 1771-1772 годы.
Холст, масло. 318 x 243 см.
Коллекция Фрик. Нью-Йорк. США.

       Это полотно Фрагонара также предназначалось для украшения интерьеров замка в Лувенсьене фаворитки французского короля Людовика XV мадам Дюбарри (1746—1793 годы). Дочь сборщика податей Мари-Жанна Дюбарри была модисткой, затем поселилась в доме графа Д. Людовик XV приблизил её к себе, устроил её брак с братом графа Д. и в 1769 году представил ко двору. Министр Шуазель тщетно старался её низвергнуть и вызвал этим только своё собственное падение. Хотя Дюбарри мало вмешивалась в правительственные дела, но способствовала возвышению герцога д'Эгильона и поддерживала его против парламента. После смерти Людовика XV Мари-Жанна Дюбарри была арестована и заключена в монастырь; но скоро возвратилась в свой замок в Марли, где продолжала жить с большой пышностью. Во время революции она помогала эмигрантам и вступила в сношения с приверженцами Бриссо, за что была предана суду и гильотинирована. Умерла Дюбарри Мари-Жанна Дюбарри без обычных в то время твёрдости и стоицизма. Вышедшие под именем Дюбарри «Мемуары» (Париж, 1829—1830 годы) не являются подлинными, но заключают в себе много интересного.

27

https://img-fotki.yandex.ru/get/27964/92936793.18/0_115508_1d734c23_X4L.jpg
Расцвет любви: Любовные грёзы. 1790-1791 годы.
Холст, масло. 318 x 197 см.
Коллекция Фрик. Нью-Йорк. США.

          Это одна из последних работ живописца на пасторальную тематику, наступило время классицизма. Лучшие произведения Фрагонара, исполненные трепетной эмоциональности и чувственной неги, отличаются лёгкостью живописной манеры, изысканной декоративностью колорита, плавными композиционными ритмами; картины французского мастера Фрагонара навсегда вошли в мировую историю живописи.

28

https://img-fotki.yandex.ru/get/70872/92936793.18/0_1154fd_57f6fa17_orig.jpg
Задвижка. 1777 год.
Холст, масло. 73 x 93 см.
Лувр. Париж.

          Фрагонар достиг особой проникновенности в воссоздании лирических сцен повседневной жизни, чарующей поэзии природы, сферы интимных человеческих чувств. Но когда Фрагонар придавал завершенность своим фантазиям и сглаживал моделировку, тогда, как в картине «Задвижка», действительно проступала бездушная холодность эротизма. Большие мастера должны тонко чувствовать — если не любить — пределы им дозволенного, чтобы по крайней мере, жить в согласии с ними.

https://img-fotki.yandex.ru/get/43443/92936793.18/0_1154fe_c789ed80_orig.jpg
Задвижка (этюд). Около 1770 год.
Холст, масло. 26 x 32,5 см.

             Этот маленький набросок (26×32,5 см) для картины "Задвижка",был продан на аукционе «Кристис» 17 декабря 1999 года за сумму £ 5 281 500, приблизительно 8 080 000 €.

29

https://img-fotki.yandex.ru/get/18/92936793.18/0_115500_9134baac_orig.jpg
Поцелуй украдкой. 1787-1789 годы.
Холст, масло. 45 x 55 см.
Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург.

         Фрагонар действительно любил фантазировать. Его творческий темперамент поистине огромен.
         Перед нами характерная для живописца картина. В ней можно почувствовать те противоречия, которые чудесным образом сосуществовали в творчестве мастера.
         Складывается впечатление, что сюжет продиктовали аристократы, которые любят живопись. Мы видим блеск и чувствуем весёлое настроение, царящее в этом произведении. Но это не лишает сцену правдивости. Складывается впечатление, что художник стал нечаянным её свидетелем.
         В гостиной собрались гости. Девушка выходит всего на минуту, так как она забыла шарф. Юноша специально подстерегал её. Она оказывается в его жарких объятиях. Во всем изображённом чувствуется движение и глубокое чувство.
        Фрагонар старается передать всевозможные предметы и уделить максимум внимания их фактуре. Шёлк платья он прописывает до мелочей, правдиво и тщательно. С таким же мастерством изображены шарф и полированная поверхность стола. Во всех мазках можно почувствовать невероятную любовь к всевозможным проявлениям жизни. Они настолько сочны и колоритны, что картина кажется объёмной. Зрителю кажется, что ещё немного и герои этой лёгкой сценки оживут.
       Фрагонар создает картину в необычной для себя манере. Всё дело в том, что писал он её в поздний период. В это время в моду входит классицизм. Он требовал максимально чётких силуэтов и линий, а также сдержанности в плане цвета. Фрагонару был чужд данный стиль, но его влияние всё же можно в какой-то мере ощутить.
       Фрагонар смог запечатлеть мимолетный поцелуй, который как будто украден. Повседневная сценка стала настоящим шедевром. Художник смог передать своё представление о любви. Столь мастерски переданная ничем, казалось бы, непримечательная сценка обретает глубину.
      В музей Эрмитаж картина поступила в 1895 году из собрания живописи польского короля Станислава-Августа Понятовского. Картина также имела другое название «Тайная страсть». Галантные сюжеты Фрагонара не наделены философичностью пасторалей Антуана Ватто, они свежи и естественны в передаче полнокровности земных чувств и в то же время изящны, поэтичны и декоративны.

30

https://img-fotki.yandex.ru/get/43443/92936793.18/0_1154f3_e2c97399_orig.jpg
Дети фермера. 1760-1765 годы.
Холст, масло. 50 х 61 см.
Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург.

          В музей Эрмитаж картина была приобретена в 1829 году из парижского собрания живописи герцогини Сен-Ле. Наряду с пасторальными сценами Фрагонар, подобно Жану Батисту Грёзу, пишет в 1770-е годы жанровые сценки с изображением семейной идиллии. Знаменитый мыслитель-энцикопедист Дени Дидро, критиковавший фривольные сюжеты, посвявил этим работам Фрагонара статью.

31

https://img-fotki.yandex.ru/get/15515/92936793.18/0_115509_e2df7d40_orig.jpg
Портрет мадам Мари-Анны Фрагонар. 1775-1780 года.
Холст, масло. Диаметр портрета 56 см.
Собрание Эмиля Бюрле. Цюрих. Швейцария.

        В 1769 году Фрагонар женился на своей ученице, мастере миниатюрной живописи Мари-Анне Жерар (1745-1823 годы), которая также, как и Фрагонар, была родом из Грасса. Предположительно портрет написан Фрагонаром между 1775 и 1780 годами. Форму портрета (тондо) можно считать необычной для творчества художника; Фрагонар использовал тондо крайне редко, так как предпочитал овальную форму для портретов. Нет ничего претенциозного в этом портрете, мадам Фрагонар представлена как домохозяйка, одетая в тёмно-красном платье, лишь крупное жемчужное ожерелье выдаёт в этой женщине принадлежность к определённому кругу. Её тёмные волосы, покрыты, подобно тюрбану, белым платком. Согласно утверждению братьев Гонкуров, портрет хранился у потомков Жана-Оноре и Мари-Анны Фрагонар и долгое время не выставлялся для публичного просмотра.

32

https://img-fotki.yandex.ru/get/9668/92936793.18/0_11550a_bb81a209_orig.jpg
Выигранный поцелуй. Около 1760 года.
Холст, масло. 48 x 63 см.
Музей Метрополитен. Нью-Йорк. США.

            Картина французского живописца Жана Оноре Фрагонара «Выигранный поцелуй». Эта работа Фрагонара также известна под названием «В отсутствие отца и матери». На основе реальных наблюдений, Фрагонар создаёт и жанровые пасторали, как например, картина «Выигранный поцелуй» — импровизируя, художник воспроизводит сцену с такой живостью, что она кажется написанной с натуры. В семейно-идиллических картинах живописца порой присутствует назидательность, но образы молодых матерей и детей полны чувственного очарования, а быт выглядит театрализованным.

https://img-fotki.yandex.ru/get/15563/92936793.18/0_11550b_af3e499f_orig.jpg
Выигранный поцелуй (этюд). 1760-е годы.
Холст, масло. 47 x 60 см.
Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург.

          В музей Эрмитаж картина передана в 1925 году из коллекции живописи дворца-музея князя Юсупова.

33

https://img-fotki.yandex.ru/get/66958/92936793.18/0_1156a2_d6c3ba65_orig.jpg
Игра в коня и всадника. 1775-1780 годы.
Холст, масло.  115 x 87,5 см.
Национальная галерея искусств. Вашингтон. США.

34

http://www.wga.hu/art/f/fragonar/father/2/072game.jpg
Игра «Hot Cockles». 1775-1780 годы.
Холст, масло. 115,5 x 91,5 см.
Национальная галерея искусств. Вашингтон. США.

35

https://img-fotki.yandex.ru/get/9503/92936793.19/0_1156ad_f9cae5b5_orig.jpg
Мальчик в берете. 1776-1780 годы.
Холст,масло. 60 х 50 см.
Частная коллекция. Лондон.

36

https://img-fotki.yandex.ru/get/3813/92936793.19/0_1156ae_6b6a6179_orig.jpg
Урок музыки. 1769 год.
Холст,масло. 109 х 120 см.
Лувр.Париж.

37

https://img-fotki.yandex.ru/get/5206/92936793.18/0_1156a1_6440a147_orig.jpg
Урок для всех. 1780 год.
Холст, масло. 54 x 66 см.
Музей археологии и искусства. Сан Паоло. Бразилия.

38

https://img-fotki.yandex.ru/get/67777/92936793.18/0_1156a5_291272c2_orig.jpg
Юная ученица. 1775-1778 годы.
Холст, масло. 45 x 37 см.
Собрание Уоллес. Лондон.

39

https://img-fotki.yandex.ru/get/39232/92936793.19/0_1156b3_c8fcc2c7_orig.jpg
Пастушка. 1750-1752 годы.
Холст, масло. 118 х 160 см.
Художественный музей. Милуоки. США.

40

https://img-fotki.yandex.ru/get/9542/92936793.19/0_1156b4_2575ab0a_orig.jpg
Качели. 1775-1780 годы.
Холст, масло. 215,9 x 185,5 см.
Национальная галерея искусств. Вашингтон. США.

41

https://img-fotki.yandex.ru/get/66521/92936793.19/0_1156b5_5e5fd247_orig.jpg
Игра в жмурки. 1775-1780 годы.
Холст, масло. 216,2 х 197,8 см.
Национальная галерея искусств. Вашингтон. США.

42

https://img-fotki.yandex.ru/get/27797/92936793.19/0_1156b6_70da7cb3_orig.jpg
Элегантная компания, высаживающаяся в парке.
Холст, масло. 25 х 33 см.
Частная коллекция.

43

https://img-fotki.yandex.ru/get/4910/92936793.19/0_1156b7_feeba718_orig.jpg
Вилла д´Эсте в Тиволи. Около 1759 года.
Холст, масло. 82 х 105 см.
Институт искусств. Миннеаполис. США.

44

https://img-fotki.yandex.ru/get/66958/92936793.19/0_1156b8_f6338398_orig.jpg
Маленький парк (Сады виллы д´Эсте). 1762-1763 годы.
Холст, масло. 36 х 45 см.
Собрание Уоллес. Лондон.

45

https://img-fotki.yandex.ru/get/25407/92936793.19/0_1156b9_fa89ffc6_orig.jpg
Остров любви. Около 1770 год.
Холст, масло. 71 х 90 см.
Музей Галуста Гюльбенкяна. Лиссабон. Португалия.

46

https://img-fotki.yandex.ru/get/64085/92936793.19/0_1156b2_a737274b_orig.jpg
Итальянский парк с лестницей.
Холст, масло. 32 x 41 см.
Частная коллекция.

47

https://img-fotki.yandex.ru/get/43443/92936793.1a/0_116950_8beb5f1c_orig.jpg
La presidentessa Aubry в одежде весталки. 1773-1776 годы.
Холст, масло. 81 x 65 см.
Частная коллекция.

48

https://img-fotki.yandex.ru/get/42991/92936793.1a/0_116951_6f3e519d_orig.jpg
Игра в прятки. 1773-1776 годы.
Холст, масло. . 49 x 62 см.
Частная коллекция.

49

https://img-fotki.yandex.ru/get/3113/92936793.1a/0_11697a_92968143_orig.jpg
Счастливое семейство. 1775 год.
Холст, масло. . 54 x 64 см.
Частная коллекция.

       В творчестве французского мастера - Жана Оноре Фрагонара изящество рококо
сочетается с элементами классики и сентиментализма, с реалистическим восприятием мира. "Счастливое семейство" - пасторальная сцена, исполненная идиллистической безмятежности. Картина написана виртуозно, в лёгкой, свободной манере.

50

https://img-fotki.yandex.ru/get/6510/92936793.1a/0_116953_b027f043_orig.jpg
Письмо. 1773- 1776 годы.
Холст, масло. 36 x 27 см.
Частная коллекция.


Вы здесь » "Альтернатива" » Зарубежные художники » Жан-Оноре Фрагонар