"Альтернатива"

Объявление

 

 

 

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "Альтернатива" » Русские художники ХIХ века » Иван Иванович Шишкин


Иван Иванович Шишкин

Сообщений 1 страница 50 из 91

1

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/0c/Iwan_Nikolajewitsch_Kramskoj_005.jpg
Портрет художника Ивана Ивановича Шишкина.1880 год.
Автор: Иван Николаевич Крамской 
Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.

Иван Иванович Шишкин

(1832г. Елабуга —1898г. Санкт-Петербург)

       Иван Шишкин родился 25 января (13 по ст. стилю) 1832 года в городе Елабуга Вятской губернии. Происходил из древней вятской фамилии Шишкиных, был сыном купца Ивана Васильевича Шишкина (1792—1872).
       В 12 лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в Петербуржской Академии Художеств (1856—1865), где числился учеником профессора С. М. Воробьёва. Не довольствуясь занятиями в стенах академии, усердно рисовал и писал этюды с натуры в окрестностях Санкт-Петербурга и на острове Валааме, благодаря чему приобретал все большее и большее знакомство с её формами и умение точно передавать её карандашом и кистью. Уже в первый год пребывания его в академии были присуждены ему две малые серебряные медали за классный рисунок и за вид в окрестностях Санкт-Петербурга. В 1858 году он получил большую серебряную медаль за вид на Валааме, в 1859 году — малую золотую медаль за пейзаж из окрестностей Санкт-Петербурга и, наконец, в 1860 году — большую золотую медаль за два вида местности Кукко, на Валааме.
       Приобретя, вместе с этой последней наградой, право на поездку за границу в качестве пенсионера академии, он отправился в 1861 году в Мюнхен, посещал там мастерские известных художников, между прочим, мастерские Бенно и Франца Адамов, пользовавшихся большой популярностью анималистов, а затем, в 1863 году, перебрался в Цюрих, где, под руководством профессора Коллера, считавшегося тогда одним из лучших изобразителей животных, срисовывал и писал последних с натуры. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. За границей, помимо живописи, он много занимался рисунками пером; произведения его в этом роде приводили в удивление иностранцев, и некоторые были помещены в Дюссельдорфском музее рядом с рисунками первоклассных европейских мастеров.
       Затосковав по отечеству, в 1866 году вернулся в Санкт-Петербург до истечения срока своего пенсионерства. С той поры он нередко предпринимал путешествия с художественной целью по России, почти ежегодно выставлял свои произведения сначала в академии. После того как учредилось Товарищество передвижных выставок, на этих выставках производил рисунки пером. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Все эти работы с каждым годом увеличивали за ним репутацию одного из лучших русских живописцев пейзажа и бесподобного, в своём роде, аквафортиста. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области).
       В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею мастерскую картину «Лесная глушь». После вступления в действие нового устава академии, в 1892 году был приглашён руководить её учебной пейзажной мастерской, но, по различным обстоятельствам, исполнял эту должность недолго. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898 года, сидя за мольбертом, работая над новой картиной.

2

КАРТИНЫ ИВАНА ИВАНОВИЧА ШИШКИНА

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/eb/Ivan_Shishkin_-_%D0%A0%D0%BE%D0%B6%D1%8C_-_Google_Art_Project.jpg
Рожь. 1878 год.
Холст, масло, 107x187 см.
Государственная Третьяковская галерея. Москва

             Особенный, тихий, погожий выдался день.
           Величаво, просторно раскинулась нива спеющих хлебов, и среди этого океана золотой ржи, словно сторожа русского богатства, встали великаны-сосны, вознеся свои гордые вершины к самому небу.
Невероятная тишина царит в пейзаже.
          Кажется, слышно, как дышит каждая былинка.
До слуха долетает ровное, неспешное дыхание поля.
          Только щебет малых пташек - ласточек, над самой землей пронзительно режущих воздух, - нарушает покой.
          В сизом мареве у самого горизонта толпятся громады кучевых облаков.
Парит.
          И, несмотря на то, что ветерок не колышет ни один колосок, ни одну веточку сосен, душа чует - быть грозе...
Неясное состояние тревоги усиливает обгоревший одинокий скелет дерева, нелепо и дико торчащий среди этой чарующей благодати. Может, удар молнии сжег сосну?
          Странно и тоскливо маячит она, напоминая зрителю о случайностях, невзгодах, бедах самого автора полотна.
Не так идиллически спокоен этот ландшафт. Серьезная, почти минорная нота сложной, трудной жизни, не всегда ясной и постижимой, слышна в картине. Ее раскрывает и поддерживает тема дороги, утопающей во ржи, по которой бредут два путника, а над ними высоко, высоко в голубом зените кружат птицы.
          Искусство Ивана Шишкина требует долгого, внимательного, вдумчивого разглядывания.
          Тогда только станет понятен тот внутренний, поэтический, далеко не простой ключ картины. Живопись мастера зовет осмыслить сотни подробностей, которые предлагает художник зрителю.
И только тогда ты увидишь бездонную глубину "простоты и наивности" Шишкина. К тебе потянутся венчики полевых цветов, ты услышишь запах дорожной пыли, и вдруг дорога уведет в самую гущу нивы - туда, в благоухающее царство хлеба.
Тогда станет доступен тот мелодичный тихий звон, который издают мириады пчел и шмелей, ты почувствуешь до самой глубины сердца чары средней полосы.
         Современники Шишкина, наглядевшиеся вдоволь на романтиков, упрекали Ивана Ивановича в прозаизме.
         Это глубокое заблуждение...
         Ведь поэзия бывает разная.
         Глядя на его „Рожь", слышишь строки Никитина, Кольцова, Некрасова, Фета...
Медленно встают из-за неоглядных далей громадины туч.
Рассказ И. Долгополова

3

http://www.nearyou.ru/shishkin/rwood95.jpg
Хвойный лес. Солнечный день 1895г.
Холст, масло, 137x103 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

4

http://static.biblioclub.ru/art_portal/pictures/496/496833/Shish039.jpg
Сосны, освещенные солнцем. Этюд. 1886г.
Холст, масло. 102x70,2 см
Государственная Третьяковская галерея.

5

http://www.nearyou.ru/shishkin/berez96.jpg
Берёзовая роща. 1896г.
Холст, масло. 95,5 x 70 см
Ярославский художественный музей

6

http://www.nearyou.ru/shishkin/boloto90.jpg
Болото. Полесье. 1890г.
Холст, масло, 89,5x142 см
Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск

7

http://www.nearyou.ru/shishkin/rbuk.jpg
Буковый лес в Швейцарии. 1863г.
Холст, масло, 51x61,5 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

8

http://www.nearyou.ru/shishkin/rbuk64.jpg
Буковый лес в Швейцарии. 1863-64гг.
Холст, масло, 85,5x124 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

9

http://www.nearyou.ru/shishkin/burelom88.jpg
Бурелом. 1888г.
Холст, масло, 139x201 см
Киевский государственный музей русского искусства

10

http://www.nearyou.ru/shishkin/tvech.jpg
Вечер. 1871г.
Холст, масло, 71x144 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

11

http://www.nearyou.ru/shishkin/rduseld.jpg
Вид в окрестностях Дюссельдорфа. 1865г.
Холст, масло, 106x151 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

12

http://www.nearyou.ru/shishkin/rpeterb.jpg
Вид окрестностей Петербурга. 1856г.
Холст, масло, 66,5x96 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

13

http://www.nearyou.ru/shishkin/valaam.jpg
Вид на острове Валааме. 1858г.
Холст, масло, 66,5x96 см
Киевский государственный музей русского искусства, Киев

14

http://www.nearyou.ru/shishkin/rkukko.jpg
Вид на острове Валааме (Местность Кукко). 1859-1860гг.
Холст, масло, 69x87 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

15

http://www.nearyou.ru/shishkin/tmordvin.jpg
В лесу графини Мордвиновой. Петергоф. 1891г.
Холст, масло, 81x108 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

16

http://www.nearyou.ru/shishkin/rrosch.jpg
В роще. 1865г.
Холст, масло, 38x62,5 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

17

http://www.nearyou.ru/shishkin/tgniloe.jpg
Гнилое дерево, покрытое мхом. 1890г.
Холст, масло, 21,7x33,3 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

18

http://www.nearyou.ru/shishkin/tgorn.jpg
Горная дорожка. Крым. 1879г.
Холст, масло, 29,7x39,4 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

19

http://www.nearyou.ru/shishkin/tdebry.jpg
Дебри. 1881г.
Холст, масло, 142x93 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

       Несмотря на суровое название, это, пожалуй, один из самых интимных и лирически окрашенных холстов Ивана Шишкина.
       Картина проникнута особым ощущением таинственности, своеобычной малозаметной прелестью скрытой жизни лесной природы.       
       Глухомань.
       Невероятно тонко прочувствовал художник незримый рост елей, сосен.
       Тихой музыкой лесного быта - поэтичной и сокровенной - пронизано полотно живописца. Хаотически нагромождены поросшие мхом глыбы дикого камня.
       Вдруг провал в почве.
       Торчат корни, сухие кусты, ветки валежника.
       Взгляд ласкает открытая поляна, на которую "выбежали" малые ёлочки, робко прижавшиеся друг к другу.
       Кругом чащоба.
       Мрак.
       Глухой строй тёмных стволов.
       Ни один луч солнца не проникает в эти дебри. Здесь царит густой смоляной запах хвои, властвует тишина. Редко-редко услышишь крик случайно залетевшей птицы.
       Тесно, крайне тесно в дебрях, потому и сохнут обречённые поросли. Хоть им на первый взгляд и просторно, но мрак чащобы глушит их рост.
       Как будто в дурном сне тянутся к недосягаемому солнцу высохшие ветви недавно юных пушистых деревьев.
       Так художник раскрывает зрителю жестокую борьбу за право на жизнь, битву за существование.
       Особым ощущением таинственности, нетронутости, своебычной незримой волшебной жизни природы проникнута картина, изображающая лесную глухомань.
       Наш взор, словно остановленный хаотическим нагромождением поросших мхом каменных гранитных осколков, затем, будто взбираясь по вертикалям стволов сосен, попадает в тёмное царство девственной чащобы, куда редко проникает луч солнца, где царят мрак и тишина, прерываемые порою стоном ветра.
       Изумительно кружево сплетающихся веток, сухого валежника, корней могучих сосен. Холст написан кистью реалиста. Про него можно сказать: это сама природа, так ясен, прост, непритязателен и так бездонно глубок мир, показанный нам Иваном Шишкиным.
       Да, „Дебри" - философский холст, надо только уметь его рассматривать неспешно и пристально, тогда вы поймёте всю сложную простоту Шишкина, художника-мыслителя, постигшего многие тайны жизни природы.
       В этом великий смысл всего творчества художника, который, казалось, писал самые обыденные сюжеты, но кисть и палитра мастера превращали эти на первый взгляд тривиальные темы в песенно-эпические картины, вошедшие как вехи в развитие не только национальной, но и мировой культуры.

20

http://www.nearyou.ru/shishkin/train.jpg
Дождь в дубовом лесу. 1891г.
Холст, масло, 124x204 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

       Неповторимая минута: в сыром воздухе леса, сквозь сизую прозрачную клубящуюся пелену пробивается солнечный луч, он будто стремительно расталкивает ветви, листья, разбивается тысячей бликов в лужах, внезапно красит бронзой стволы деревьев. Как заколдованный, зрил художник невыразимую прелесть окружающего его мира. Он забыл о себе, о своих невзгодах. Он мечтал..

21

http://www.nearyou.ru/shishkin/rdor80.jpg
Дорожка в лесу. 1880г.
Холст, масло, 59x48 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

22

http://www.nearyou.ru/shishkin/rdub65.jpg
Дуб. Этюд к картине "Вид в окрестностях Дюссельдорфа". 1865г.
Дерево, масло, 41,5x34,5см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

23

http://www.nearyou.ru/shishkin/tdub.jpg
Дубки. 1886г.
Холст, масло, 37,5x62 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

24

http://www.nearyou.ru/shishkin/tdub87.jpg
Дубы. Вечер. Этюд для картины "Дубовая роща". 1887г.
Холст, масло. 42x62 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

25

http://www.nearyou.ru/shishkin/rosha87.jpg
Дубовая роща. 1887г.
Холст, масло. 125x193 см
Киевский государственный музей русского искусства, Киев

26

http://www.nearyou.ru/shishkin/rdub87.jpg
Дубы. 1887г.
Холст, масло. 147x108 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

27

http://www.nearyou.ru/shishkin/telov.jpg
Еловый лес. 1889-1890 гг.
Холст, масло. 55x40 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

28

http://www.nearyou.ru/shishkin/ghatva.jpg
Жатва. 1850-е годы.
Холст, масло. 45x69 см
Дом-музей И.И.Шишкина, Елабуга

29

http://www.nearyou.ru/shishkin/rwum.jpg
Женщина с мальчиком в лесу. 1868г.
Бумага, перо, тушь, акварель, лак. 43,8x31,6 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

30

http://www.nearyou.ru/shishkin/tprud83.jpg
Заросший пруд у опушки леса. Сиверская. 1883г.
Холст, масло. 56x42 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

31

http://www.nearyou.ru/shishkin/rwinter90.jpg
Зима. 1890г.
Холст, масло. 125,5x204 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

32

http://www.nearyou.ru/shishkin/winter77.jpg
Зима в лесу. Иней. 1877г.
Холст, масло. 40,8 x 25,3. см
Киевский государственный музей русского искусства, Киев

33

http://www.nearyou.ru/shishkin/autumn88.jpg
Золотая осень. 1888г.
Холст, масло. 77,6x23,5 см
Пермская государственная художественная галерея, Пермь

34

http://www.nearyou.ru/shishkin/riva.jpg
Ивы, освещённые солнцем. Конец 1860-х - начало 1870-х годов.
Холст, масло. 62x85 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

35

http://www.nearyou.ru/shishkin/kama95.jpg
Кама близ Елабуги. 1895г.
Холст, масло. 106x177 см
Нижегородский художественный музей

36

http://www.nearyou.ru/shishkin/rstone.jpg
Камни в лесу. Валаам. Между 1858 и 1860 годами.
Холст, масло. 31,7x43 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

37

http://www.nearyou.ru/shishkin/rkorabel.jpg
Корабельная роща. 1898г.
Холст, масло. 165x252 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

       Золотой колоннадой вздымается к лазурному небу русский лес.
       Могучая, несокрушимая стена сосен-великанов, озарённых благодатным летним светилом.
       Блики солнца играют в тёплых водах железистого ручья, берущего начало у мощных, несокрушимых корней бора.
       Светом жизни пронизан весь холст, он играет в прозрачном источнике, где видна каждая песчинка, сверкает на крылышках жёлтых бабочек, порхающих в потоках всепроникающего сияния.
       Озарены и словно вылеплены скульптором брошенные сколы дикого камня, лежащие здесь тысячи веков, сверкают песчаные отмели, зеленеют юные ели, словно прибежавшие на опушку, залитую жарким дыханием лета.
       Но особую жизнь картине даёт игра света и тени, то волшебство бликов, которое заставляет нас буквально зримо ощущать, почти присутствовать в Елабуге и любоваться этим уже почти ставшим историей местом.
       Пахнет хвоей, смолой и невыразимым ароматом вечной юности старых сосен. Ведь многим из них по сто лет. Взор устремляется в даль леса, и мы смотрим в таинственную чащу, прорезанную дорожками света.

38

http://www.nearyou.ru/shishkin/tautum.jpg
К осени. 1880г.
Холст, масло. 52,2x38 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

39

http://www.nearyou.ru/shishkin/spring84.jpg
Лес весной. 1884г.
Холст, масло. 142 x 105 см
Серпуховский историко-художественный музей

40

http://www.nearyou.ru/shishkin/forest68.jpg
Лес вечером. 1868-69гг.
Холст, масло. 80,6x120,6 см
Рыбинский государственный историко-архитектурный
и художественный музей-заповедник, Рыбинск

41

http://www.nearyou.ru/shishkin/groza72.jpg
Лес перед грозой. 1872г.
Холст, масло. 48,5x58,5 см
Таганрогская картинная галерея, Таганрог

42

http://www.nearyou.ru/shishkin/rglush72.jpg
Лесная глушь. 1872г.
Холст, масло. 209x161 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

43

http://www.nearyou.ru/shishkin/storog92.jpg
Лесная сторожка. 1892г.
Холст, масло. 84.5x112 см
Государственный музей изобразительных искусств Кыргызстана, Бишкек

44

http://www.nearyou.ru/shishkin/forest93.jpg
Лесное кладбище. Старый валежник. 1893г.
Холст, масло. 104x176,5 см
Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск

45

http://www.nearyou.ru/shishkin/rpeiz70.jpg
Лесной пейзаж с цаплями. 1870г.
Холст, масло. 79x112 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

46

http://www.nearyou.ru/shishkin/ruch74.jpg
Лесной ручей. Чернолесье. 1874г.
Холст, масло. 74,5x61 см
Киевский государственный музей русского искусства

47

http://www.nearyou.ru/shishkin/tdali.jpg
Лесные дали. 1884г.
Холст, масло. 112,8x164 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

      При всей реальности живописи симфонический строй полотна, его эпическое звучание наталкивают зрителя на долгое раздумье. Наш взгляд охватывает неоглядную панораму вятских лесов, тонущих в голубовато-сизой дымке.
       Но посмотрите внимательно на композицию холста...
       Справа, слегка наклонясь, как бы начиная рассказ, стоит одинокая сосна.
       Рядом две каменные глыбы...
       Далее взор, пробежав солнечную поляну, погружается в самые дебри девственного бора.
       В высоком небе плывут и тают лёгкие облака, отражаясь в зеркале излучины реки, пробегающей вдали.
       Неспешное чередование планов, великанские плечи русского приволья - вот главная тема, лейтмотив этой песенной картины.   
       Протяжные, вольные песни звучат над просторами, не знающими ни конца, ни края...

48

http://www.nearyou.ru/shishkin/meln.jpg
Мельница в поле. 1861г.
Холст, масло. 37x56,5 см
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань

49

http://www.nearyou.ru/shishkin/rmery90.jpg
Молодые сосенки у песчаного обрыва.
Мери-Хови по Финляндской железной дороге. 1890г.
Холст, масло. 33x59 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

50

http://www.nearyou.ru/shishkin/tmuhom.jpg
Мухоморы. 1880-1890-е годы.
Холст, масло. 12,8x19,6 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Вы здесь » "Альтернатива" » Русские художники ХIХ века » Иван Иванович Шишкин