Эрмитаж – один из наиболее величественных музеев мира, который ежедневно посещает огромное количество людей. Полюбоваться на выставленные в нем предметы искусства разных эпох приходят коренные петербуржцы, гости города, туристы, приехавшие из разных стран.
История Эрмитажа
После того, как Екатерина II вошла на престол, она страстно увлеклась коллекционированием разнообразных произведений искусства. Её подданые комиссионеры были вынуждены посещать множество аукционов и мастерских художников. Они имели безупречный вкус и обладали глубокими познаниями, а также были очень энергичны. Екатерина не скупилась на приобретение нужных экспонатов и выделала неограниченное количество средств. Русская императрица прекрасно понимала, что если она будет обладать самыми выдающимися коллекциями произведений художественного искусства, то это повысит авторитет и величие России.
Появление Эрмитажных коллекций
Екатерининская страсть к собиранию творений искусства откликнулась в её сине и внуках, а также дала блестящий результат, по которому царские коллекции России легли в основу одного из самого лучшего мирового музея. Эрмитаж имеет множество разнообразных экспозиций, а его фонды имеют редкие собрания, которые не имеют аналогов в мире. Примером служит Сасанидское серебро, глиптика, коптское ткани, свадебные сундуки из Италии, западная и восточная нумизматика такого качества, которого нет ни в одном музее планеты.
Через сто лет после самых первых покупок императрицы Дмитрий Васильевич Григорович говорил, что Эрмитаж со всеми своими сокровищами не только заставляет гордиться за свою нацию каждого, кто в нём побывал, но и благоприятно действует на развитие вкуса, а, следовательно, невольно просвещает любого посетителя. То удовольствие, с которым проходит созерцание художественных предметов, пробуждает делание делиться с окружающими своими впечатлениями. А обмен такими впечатлениями даром не пройдёт. Он способен зародить в человеческой душе самое лучшее чувство – это любовь к изящному, также по не многу превращает высокое эстетическое наслаждение в постоянную потребность. Государство просто обязано обращать своё внимание на просветительское влияние музеев. Он с уверенностью утверждал, что не смотря на все жертвы, приносимые государством для пополнения своих музеев, оно никогда не попадёт в убыток. А проценты его будут заключаться в тех часах, которые каждый день будут проводить граждане в мирном духовном и умственном наслаждении.
Появление Малого Эрмитажа
Если сравнить многоликий Эрмитаж с крупнейшими мировыми музеями, то он выделяется преимуществом в широком диапазоне, который широко охватывает деятельность человека во всех областях искусства, и не только. Так как собрание картин, эстампов и рисунков старых мастеров, а также количество различных предметов прикладного искусства стремительно росло, то появилась потребность в новых помещениях. К 1764 году в зимнем дворце императрице стало очень тесно, поэтому было принято решение о строительстве здания Малого Эрмитажа.
Выходящий на Неву Северный павильон возвёл Юрий Матвеевич Фельтен по проекту Жана Батиста Валлен-Деламота, он же по собственному проекту соорудил Южный павильон. В павильонах второй этаж был объединён галереями, между которыми создали висячий сад. В 1769 году состоялся первый приём в Северном павильоне, который устроила императрица. «Садик Её Величества при Зимнем дворце», соседствующий рядом с павильоном, одарил его первым названием – «Оранжерейный дом». В 1775 году закончились все строительные работы в Малом Эрмитаже. А то этого в 1771 году Фельтен начал возведение здание Большого Эрмитажа, которое проходило в несколько этапов, и было окончено в 1787 году.
С первых же дней это здание стало пристанищем для дворцовых художественных коллекций, а также собственной библиотеки, собранной благодаря Екатерине II. По её приказу в 1789 году Джакомо Кваренги приступил к строительству двух зданий, которые самым тесным образом стали связаны с главной царской резиденцией. По распоряжению Екатерины II в юго-западном ризалите царского Зимнего дворца Джузеппе Валериани и Барталамео Франческо Растрелли построили театр, именуемый «Оперным домом». В покоях цесаревича Павла, наследника престола» часто игрались разные пьесы.
История появления Эрмитажного театра
После рождения внуков и разрастания придворных служб в царских покоях стало очень тесно, поэтому Екатерина II приказала создать Юрию Матвеевичу Фельтену новые помещения «для зрелищ» вне Зимнего дворца. Изначально императрица хотела отмести для этого часть здания Большого Эрмитажа, но затем переменила своё решение, захотев надстроить конюшни, которые находились недалеко от Малого Эрмитажа. Но, в конце концов, она обратила свой взор на Лейб-кампанский корпус, являющийся бывшим Зимним дворцом Екатерины I. Джакомо Кваренги использовал возведённые ещё при Петре I стены и приступил к возведению в них фойе, сцены и зрительного зала будущего Эрмитажного Театра. В 1785 году 16 ноября ещё в недостроенном помещении прошла проба комической оперы. А в 1787 году закончились все внутренние работы. За прекрасно выполненную работу Екатерина II в награду зодчему пожаловала пожизненно квартиру и ложу в Эрмитажном театре.
Эрмитажные Лоджии Рафаэля
Во время строительства Эрмитажного театра одновременно на противоположном берегу Зимней Канавки Джакомо Кваренги начал возводить корпус Лоджий Рафаэля. Эта работа формально была первой для итальянского зодчего в России, потому что после подписанием контракта 1 сентября 1779 года перед приездом в Санкт-Петербург он сделал обмер внутренних помещений Лоджий в Ватикане, который были расписаны Рафаэлем и его учениками с 1517 по 1519 год. Через два с половиной столетия русская императрица получила в дар эти прекрасные крашеные гравюры, на которых изображалось это гениальное творение. И она решила воссоздать Лоджии в близи Зимнего дворца. По заказу Екатерины II фрески Рафаэля с 1778 по 1787 год на хостах темперой работу выполнили художники из Италии В. Петер и Х. Унтербергер. За их работой наблюдал И.Ф. Райнштейн, являющийся археологом и комиссионером императрицы, он также порекомендовал ей Дж. Кваренги.
Стоить корпус Лоджий Рафаэля было решено на участке, примыкающем к зданию Большого Эрмитажа. В 1783 году начали разрабатывать хозяйственные постройки дворцового ведомства, а также Кушелевского дома, находившихся вдоль западного берега Канавки. Завершить строительство удалось к 1792 году. Одно лишь закрепление холстона потолках и стенах с копиями фресок Рафаэля заняло целых два года. На втором этаже поселились воссозданные Лоджии Рафаэля, а на первом разместилось множество книг иностранного собрания библиотеки Зимнего дворца.
В середине 19 века Корпус Лоджий Рафаэля, который являлся продолжением Большого Эрмитажа, был включён в Новый Эрмитаж. Но, даже не смотря на это, даже сегодня мы может видеть много, что запроектировал Дж. Кваренги. Кваренги был для императрицы одним из любимейших зодчих. Она написала в 1785 году Мельхиору Гримму, что Кваренги создаёт просто восхитительные вещи, и ведь город уже заполнен его проектами. И лучше него делать постройки просто не возможно.
К концу 30х годов 19 века император Николай I захотел сделать в Санкт-Петербурге общественный музей, куда хотел передать те произведения искусства, которые находились во дворцах и принадлежали царской семье. В 1839 году был заказан проект по созданию Нового Эрмитажа знатоку античного искусства и крупному немецкому архитектору Лео фон Кленце. Для того, чтобы осуществить задуманное строительство, Николай создал Особую комиссию, ответственную за возведение Императорского музея. В состав этой комиссии вошли: В.П. Стасов, граф П.А. Клейнмихель, Н. Е. Ефимов, А. П. Брюллов, инженеры В. П. Есаулов, А. Д. Готман и. К. Кроль.
Все архитектурные решения, их проектирование и согласование с немецким зодчим, жившим тогда у себя на родине, затянулось почти на три года. Строительство было окончено в 1851 году, а в 1852 году состоялось торжественное яркое открытие нового музея. Посетители были поражены не только огромным количеством картин самых выдающихся западноевропейских авторов, но и роскошными интерьерами, которые впервые в России были запроектированы с учётом экспозиции.