"Альтернатива"

Объявление

 

 

 

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "Альтернатива" » Русские художники ХIХ века » Пётр Фёдорович Соколов


Пётр Фёдорович Соколов

Сообщений 1 страница 50 из 73

1

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/5f/Pyotr_Sokolov_by_Tropinin.jpg
Портрет П. Ф. Соколова, работы В. А. Тропинина, 1833 год.

Пётр Фёдорович Соколов
( 1791 г.-1848 г. )

       Пётр Фёдорович  Соколов - (1791, Москва — 3 [15] августа 1848, с. Старый Мерчик, ныне Харьковской области Украины) — русский живописец-акварелист, известный портретами светских персоналий первой половины XIX века.
       Пётр Фёдорович  Соколов родился в обеспеченной московской семье. Отец, заядлый картёжник, проигрался, и за долги дом и всё имущество были описаны, так что в 1800 году его жена была вынуждена поехать с малолетним сыном в Санкт-Петербург, с надеждой пристроить ребёнка куда-нибудь на казённый счёт. Единственным местом могла стать Академия художеств, в которую на иждивение и обучение набирали малолетних отроков, как правило, сирот или мальчиков из среды бедных людей вольного звания. Имея некоторые связи в столице, матери удалось осуществить задуманное. В 1800 году Пётр Фёдорович был принят в воспитанники Императорской Академии художеств и учился в ней под ближайшим руководством профессора В. Шебуева.
       Окончив в ней курс в 1809 году с малой золотой медалью, полученной за картину: «Андромаха оплакивает своего павшего в битве супруга Гектора», и со званием художника XIV класса, был оставлен при Академии в качестве пенсионера, для дальнейшего усовершенствования. По окончании курса в 1810 году Соколов, не получив первой золотой медали, дающей право на поездку за границу за казённый счёт, вышел из Академии со званием «свободного художника», тем самым оказавшись без всяких средств к существованию. Ему пришлось давать частные уроки по домам, где он находил себе пристанище. Это было время увлечения акварельной живописью «в домашнем роде»: многие богатые дилетанты считали нужным брать уроки у профессионалов. Так он попал в высший свет.
       Оставив живопись маслом, занялся акварелью и достиг в ней большого совершенства. Особенно ценились его акварельные портреты, замечательные по сходству, прекрасному рисунку и приятности красок. За них, в 1839 году, он был удостоен звания академика.
       Под конец жизни Соколов окончательно решил перебраться в Москву, что было связано не только с потребностью новых заказов, но и с намерением жить тихо. В 1842 году, желая поправить расстроенное здоровье жены, художник предпринял поездку за границу. Там он пробыл в течение полутора лет. Осенью 1843 года Соколов вернулся в Россию.
       Некоторое время жил в Петербурге, занимаясь устройством своих дел и судьбой сыновей. Заказов по-прежнему было множество, но начинало слабеть зрение. Вскоре семья переехала в Москву и поселилась на Мясницкой улице.
       В 1848 году по приглашению графини О. И. Орловой-Давыдовой художник гостил в её имение Мерчик, близ Харькова, где заразился свирепствовавшей тогда холерой и после тяжёлых страданий умер 3 августа. Был похоронен на местном кладбище.
       Пётр Фёдорович был женат с 1820 года на Юлии Павловне Брюлловой (1804—1877 гг.), сестре знаменитого Карла Брюллова, с которым поддерживал дружеские отношения. Однако сам Брюллов не питал к нему особых симпатий и даже подозревал в расчёте на выгодное наследство. Брак оказался счастливым, и художник неоднократно с любовью отзывался о своей «Жюли». Семья жила дружно. Муж и жена во всем находили полное согласие и переживали вынужденные разлуки, связанные с поездками мастера для исполнения заказов. В семье Соколовых родились сыновья:
      Соколов, Пётр Петрович (1821—1899 гг.), также акварелист,
      Соколов, Павел Петрович (1823—1826 гг.),
      Соколов, Павел Петрович (1826—1905 гг.),
      Соколов, Александр Петрович (1829—1913 гг.).

2

https://img-fotki.yandex.ru/get/29/92936793.5/0_10a68c_cfc50d2_orig.jpg
Портрет Александра Сергеевича Пушкина. 1836 год(?).
Бумага, акварель. 21,5 х 18,0 см.
Государственный музей А.С.Пушкина, Москва
На обороте надпись карандашом: Князь Мещерскiй.

3

http://img-fotki.yandex.ru/get/5103/161887320.1e/0_17f73d_349345bb_orig.jpg
Портрет Юлии Павловны Соколовой. Около 1827 года.
Бумага, акварель, лак.
Государственный музей А.С.Пушкина

      Юлия Павловна Соколова, урождённая Брюллова (около 1804–1877 гг.), сестра К.П. и А.П. Брюлловых, с 1820 года жена П.Ф.Соколова. «Живая, кокетливая, почти ребёнок (она вышла замуж шестнадцати лет), она с ним никогда не скучала. Она любила светскую жизнь, и муж, влюблённый в неё до обожания, по-видимому, вполне разделял её вкусы», — вспоминала их внучка А.А.Исакова. Этот один из самых проникновенных портретов был, по словам их младшего сына, возможно, создан «в один сеанс, в одно утро».

4

https://img-fotki.yandex.ru/get/16102/92936793.5/0_10a62b_2d1242e9_orig.png
Портрет княжны Софьи Александровны Урусовой. 1827 год.
Бумага, акварель, карандаш.
Музей А.С. Пушкина, Москва.

       
       В замужестве Радзивилл, одна из трёх дочерей обер-гофмейстера князя А.М.Урусова.
«Софи Урусова – великолепная особа, у неё не совсем правильные черты, зато белокурые волосы, очень белая кожа, волшебные плечи…»,- писала о ней Долли Фикельмон в своем дневнике.  «Княжна Урусова, бесспорно, представляла собой законченный тип русской красавицы. Нельзя было встретить лица чище и свежее. Её волосы падали мягкими и обильными волнами на округлые плечи – со всею роскошью античного контура. Особенно хороши были её глаза, большие голубые, полные света и неги, глаза, излучавшие вокруг какую-то магнетическую силу», - восхищённо писал французский историк Марк Фурнье.     
       Среди работ П.Ф.Соколова  два акварельных портрета Софьи Александровны Урусовой. На том и другом портретах Соколова прелестная головка модели чуть откинута назад, а взгляд больших голубых глаз, полных «света и неги», направлен влево от себя. Такое впечатление, что она мгновенно, пристально и тепло, взглянула на кого-то, а художник навеки и запечатлел  её в этом эмоциональном состоянии. В сущности на нас смотрит  одно и то же лицо: один и тот же магнетический взгляд  больших голубых глаз, (полных «света и неги»), одной и той же формы и цвета большие глаза, тот же рисунок бровей, тот же изящный прямой нос, тот же изгиб губ, нежный округлый подбородок, та же прическа и даже  пробор волос находится на одном и том же месте прекрасного  лба. Разница очевидна лишь в одежде.
       Вполне вероятно, что, выполнив портрет С.А.Урусовой в белом платье, П.Соколов остался недоволен им, так как тот не передавал всей прелести княжны, её великолепия. Он набросил на неё тёмно-красную горностаевую шубку, и лицо засияло, оттененное нужным цветом.

5

http://oldalbum.narod.ru/olderfiles/24/dt89.jpg
Портрет императрицы Александры Фёдоровны и великой княгини
Марии Николаевны на берегу Чёрного моря. 1829 год.
Бумага на картоне, акварель, карандаш, белила.

      Один из редких образцов композиционного творчества П. Ф. Соколова, создавшего своеобразный портрет в пейзаже. Это не первое обращение художника к образам супруги Николая I и её старшей дочери. Ещё в 1821 г. он был приглашён в великокняжеский Аничков дворец для портретирования Александры Фёдоровны, а на протяжении 1820-х гг. не раз писал детские портреты всех её детей.
      Имея слабое здоровье, императрица часто посещала морские курорты. До нас не дошли сведения о поездках П. Ф. Соколова с царской семьей на Чёрное море, но можно утверждать, что художник по приглашению Двора приезжал в Петергоф, где и рисовал Александру Фёдоровну и 10-летнюю Марию Николаевну на берегу Финского залива.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/b/bf/P.F._Sokolov_043.jpg
Великая княжна Мария Николаевна. Конец 1820-х годов.
Бумага, акварель.
Музей-заповедник "ГАТЧИНА"

6

https://img-fotki.yandex.ru/get/4132/92936793.5/0_10a68d_ffe96235_orig.jpg
Портрет Николая Алексеевича Муханова. 1827 - 1-я пол. 1828 года.
Бумага, акварель, карандаш, лак.

       Николай Алексеевич Муханов (1802-1871 гг.) - с 1823 года служил в лейб-гвардии Гусарском полку, был адъютантом при Санкт-Петербургском генерал-губернаторе графе П. В. Голенищеве-Кутузове. В 1826 году - поручик. В 1828-1829 годах участвовал в русско-турецкой войне. Впоследствии служил в Министерстве внутренних дел, был членом комиссии по строительству Храма Христа Спасителя в Москве. В 1866 году действительный тайный советник, член Государственного совета, сенатор и почётный опекун. Был в приятельских отношениях с А. С. Пушкиным.
       Портрет написан в Петербурге, до отъезда Муханова на войну с турками.

7

https://img-fotki.yandex.ru/get/9359/92936793.5/0_10a693_42572e70_XXL.jpg
Портрет Л. И. Лазарева. Около 1840 года.
Бумага на картоне, акварель, карандаш, лак.

 
        Лазарь Иокимович Лазарев (1794-1871 гг.) происходил из богатой армянской семьи, основавшей в Москве на свои средства Лазаревский институт (ныне - Институт восточных языков). Окончил Институт корпуса инженеров путей сообщения. Служил в лейб-гвардии Гусарском полку, в 1827 году участвовал в боях с персидскими войсками на Кавказе. После подписания Туркманчайского мира с Персией получил чин полковника. Числился при генерале И. Ф. Паскевиче в должности старшего адъютанта. После русско-турецкой войны 1828-1829 гг. вышел в отставку с чином генерал-майора. В 1834 г. женился на принцессе Антуанетте Бирон, дочери Густава Бирона.

8

https://img-fotki.yandex.ru/get/5504/92936793.5/0_10a68e_7be2fa0d_XXL.jpg
Портрет Волконского Сергея Григорьевича. Конец 1816 года - начало 1817 года.
Бумага на картоне, акварель, карандаш, лак.
Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени.


        Пётр Фёдорович Соколов в числе прочих создал и портрет князя Сергея Григорьевича Волконского (1788-1865 гг.) - декабриста, одного из руководителей «Южного общества». Волконский здесь изображён с глубоко задумчивым взглядом, направленным не вперед, как у большинства персонажей Соколова, а в себя; выражение грусти и печали усиливает едва заметный наклон головы. В контексте событий декабря 1825 года этот образ воспринимался рядом исследователей как пророческий. Однако следует заметить, что в период работы художника над портретом (по атрибуции и датировке А. М. Горшмана - конец 1816 - начало 1817 года) С. Г. Волконский в тайной организации не состоял. Вместе с тем примерно в это время в жизни князя произошли события, оставившие в его душе те самые грусть и печаль, подмеченные острым взглядом художника, который любил беседовать со своими моделями во время сеансов, чтобы полнее представить себе их внутренний мир; возможно, он был посвящён в личные переживания князя. Речь идёт о любви князя Волконского к графине Софье Петровне Толстой, любви, почти не замеченной его биографами. Сам С. Г. Волконский в своих мемуарных «Записках» лишь вскользь упомянул об этом факте, не называя имени С. П. Толстой по той причине, что «она вышла замуж». Но его сын М. С. Волконский в примечаниях к «Запискам» раскрыл имя Софьи Петровны.

9

https://img-fotki.yandex.ru/get/3813/92936793.5/0_10a68f_1e174b65_XXL.jpg
Портрет Софьи Петровны Толстой, в замужестве Апраксиной. 1832 год.
Бумага, акварель, лак.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

       Кисть П. Ф. Соколова сохранила для потомков образ С. П. Толстой (1800-1886 гг.), в замужестве Апраксиной. В ряду многочисленных женских портретов, созданных Соколовым, для большинства которых характерно отсутствие внешних деталей и аксессуаров, портрет Софьи Петровны отличается тем, что в руках у неё книга. Мы уже не узнаем, был ли то выбор мастера, стремившегося подчеркнуть характерную черту графини - начитанность и образованность, либо она сама, заказывая портрет, пожелала быть запечатлённой таким образом. Сведений о ней сохранилось немного - гораздо больше написано о её родных и близких, оставивших заметный след в отечественной истории и литературе. Семья С. П. Толстой знала В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, П. А. Вяземского. Сама Софья Петровна дружила с Н. В. Гоголем и художником А. А. Ивановым. Её облик на портрете П. Ф. Соколова тоже отмечен печалью и грустью...
       Родилась Софья Петровна в семье генерала от инфантерии графа Петра Александровича Толстого (1769-1844 гг.), известного в свое время военного и дипломата.

10

https://img-fotki.yandex.ru/get/15558/92936793.6/0_10a72d_26c39e2_XXL.jpg
Портрет Елизаветы Алексеевны Голицыной,
в замужестве Остерман-Толстая. 1830-е годы.
Картон, акварель.
Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени.

       Елизавета Алексеевна Голицына (1779-1835 гг.) вышла замуж за графа Александра Ивановича Остермана-Толстого (1771-1857 гг.) - впоследствии знаменитого генерала, героя Кульма. Остерман-Толстая, брак которой оказался бездетным, была женщиной «отличных свойств души», обладавшей мужеством говорить «истину обо всех предметах и о многих лицах», за что графиню боялись, «высоко ценя её мнение». П. Ф. Соколов запечатлел Елизавету Алексеевну в 1830 году уже в пожилом возрасте.

11

https://img-fotki.yandex.ru/get/9322/92936793.5/0_10a62a_e61ad24b_orig.jpg
Портрет Идалии-Марии Григорьевны Полетики. Вторая половина 1820-х годов.
Бумага, акварель.
Государственный музей А.С.Пушкина, Москва.

       Идалия Григорьевна Полетика (1807–1890 гг.), внебрачная дочь графа Г.А.Строганова и португальской графини д'Эга. Сыграла трагическую роль в преддуэльной истории А.С.Пушкина, была его злейшим врагом, сочувствовала Дантесу.
        Полетика была незаконной дочерью графа Григория Александровича Строганова, близкого родственника Гончаровых. В бытность свою русским посланником в Испании он влюбился в португалку, графиню д'Эга, сошёлся с ней и увёз её в Россию.
        Родилась Идалия. Впоследствии после смерти жены Строганов женился на д'Эга, но Идалию не удочерил, и она считалась «воспитанницей».
        Наверное, это не могло не отразиться на характере хорошенькой девочки, которая в душе должна была ожесточиться на весь свет за поступок отца. Полетика не говорила «я была у родителей», но всегда «я была у Строгановых».
        Унаследованный от матери южный взрывной характер, вероятно, не позволил ей остаться всего лишь доброй красавицей, по крайней мере для России она сыграла роль злого, падшего ангела, словно чёрная птица с дьявольски привлекательным лицом, она искусила всех, решив участь лучшего из русских.
        В 1826 году она вышла замуж за ротмистра кавалергардского полка, а впоследствии полковника А.М. Полетику.
        Идалия приходилась троюродной сестрой Наталье Николаевне Гончаровой. Видимо, они были в близких отношениях, о чём можно судить и по письмам Пушкина. Но в какой-то момент что-то произошло между ней и Пушкиным, что-то такое, что до сих пор не установлено, может быть, это была мелочь, неприятная для женщины, может быть, что-то более серьёзное. Так никто из пристрастных пушкинистов и не установил, что это было.
       Идалия Полетика страшно отомстила Пушкину, это было несомненно так, несомненно и то, что она участвовала во всех интригах и травле поэта этих дней. Ведь во всех этих геккерновских гадких интригах чувствуется тонкий и изощрённо-злой ум женщины.
       Но самое прискорбное, а может быть, и справедливое, это то, что в течение всей последующей жизни она не смогла освободиться от ненависти к Пушкину.
       Уже не было поэта, а она всё ещё кипела злобой и ядом.

12

https://img-fotki.yandex.ru/get/3707/92936793.5/0_10a692_8e6eb787_XXL.jpg
Портрет Александра Павловича Бакунинa. 1817 год.
Бумага, акварель. 23 х 17,5 см (овал).
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

       Александр Павлович Бакунин - лицейский товарищ Пушкина. Происходил из семьи дворянских просветителей (прадед — географ, дед — не чужд литературе. Отец одно время был директором Академии наук и Российской Академии).
       В Лицей поступил двенадцати лет. Смешливый, подвижный, он своей динамичностью напоминал Пушкина, но никогда не был настойчив в делах, требующих усилий. Среднего ума. Товарищи любили его за чистосердечие и открытость, но близких друзей у него не было.
       Его сестра, Бакунина Екатерина Павловна (в замужестве Полторацкая) — первая юношеская любовь А.С.Пушкина.
       После окончания лицея служил прапорщиком в Семёновском полку. Там служили тогда декабристы С.И. Муравьёв-Апостол, И.Д. Якушкин и другие. В 1821 году Бакунин был переведён в лейб-гвардии Финляндский полк. Здесь он состоял адъютантом генерала Н.Н. Раевского, корпус которого находился в Киеве. В 1823 году он подал в отставку по семейным обстоятельствам и служил на гражданской службе.
       Бакунин привлекался к следствию по делу тайных обществ. Есть сведения, что он, так же как Кюхельбекер и Дельвиг, состоял в петербургской масонской ложе, находившейся под влиянием декабристов. Но на дальнейшей жизни Бакунина всё это не отразилось. С 1842 года Бакунин — тверской гражданский губернатор. С товарищами по Лицею отношений не поддерживал и на лицейских годовщинах бывал редко.

13

https://img-fotki.yandex.ru/get/9113/92936793.5/0_10a691_f501c54d_XXL.jpg
Портрет Екатерины Павловны Бакуниной. 1816 год.
Итальянский карандаш, акварель. 25 х19.5 см.
Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени, Москва

       Екатерина Павловна Бакунина, сестра лицейского товарища Пушкина - первая юношеская любовь поэта, к ней обращено более десяти его стихотворений.
       Пушкин впервые увидел её в Царском Селе. Cемья Бакуниных жила там летом 1815 года. Екатерина, старшая сестра его лицейского товарища Александра Бакунина, она не раз приезжала в лицей повидать брата, гуляла по аллеям парка, бывала на лицейских праздниках. Романтическая любовь прервалась с отъездом семьи на зиму в Петербург.
       Бакунина училась живописи у Александра Брюллова, была талантливой художницей, об этом свидетельствуют портрет её матери Е.А. Бакуниной и её собственный автопортрет. Образ "милой Бакуниной" неотделим для Пушкина от "безмятежной" поры царскосельской жизни.

14

https://img-fotki.yandex.ru/get/6615/92936793.5/0_10a694_e4519dc8_XXL.jpg
Бакунина Екатерины Павловны. Около 1834 года.
Бумага, акварель, лак. 19,5х16 см. Овал.
Государственный музей А. С. Пушкина, Санкт-Петербург

15

https://img-fotki.yandex.ru/get/4416/92936793.5/0_10a695_9f3ec0d3_XXL.jpg
Портрет графини Анны Владимировны Бобринской. 1827 год.
Бумага, акварель. 19 х16 см. Овап.
Ярославский художественный музей

       Графиня Бобринская (баронесса Анна Владимировна Унгерн-Штернберг (1769-1846 гг.) - жена Алексея Григорьевича Бобринского (1762-1813 гг.), русского генерала, основателя рода графов Бобринских, внебрачного сына Екатерины II и князя Григория Орлова.
       В 1827 году из-за какого-то якобы неуважительного отзыва о Бобринской у Пушкина чуть было не состоялась дуэль. О встречах с Бобринской 25 января 1834 года у В.С. Трубецкого и 18 декабря 1834 года в Аничковом дворце Пушкин записал в своём дневнике.

16

https://img-fotki.yandex.ru/get/4408/92936793.5/0_10a696_58e02a85_XXL.jpg
Портрет Алексея Алексеевича Бобринского. 1830-е годы.
Бумага, акварель.

       Бобринский Алексей Алексеевич, граф (1800—1868 гг.) — воспитанник Муравьёвского училища для колонновожатых, отственный ротмистр, с 1827 года камер-юнкер, церемониймейстер, сахарозаводчик.
       Алексей Алексеевич родился от брака Алексея Григорьевича Бобринского (внебрачный сын императрицы Екатерины II и графа Орлова) с Анной Владимировной, урождённой баронессой Унгерн – Штернберг. Фамилия связана с названием имения - «Бобрики», купленного императрицей в Тульской губернии для содержания внебрачного ребёнка.
       Граф Алексей Алексеевич был удивительным человеком, яркой личностью. Будучи военным, служа в привилегированных гвардейских полках, неожиданно вышел в отставку. Дальнейшая его жизнь была посвящена науке. Граф состоял членом двенадцати научных обществ. Интересуясь развитием сельского хозяйства, он, много занимался усовершенствованием сельскохозяйственных машин, в частности, изобрёл плуг, который был назван его именем. Создав на собственном заводе по варке сахара совершенное производство, активно пропагандировал свой опыт по всей стране. Благодаря его неустанным трудам и новациям в этой области, в России был прекращён ввоз сахара из-за рубежа. Разносторонность интересов позволила Бобринскому проявить себя в цветоводстве. Им был выведен сорт пунцовых роз получивших его имя. Идя в ногу со своим временем, Алексей Алексеевич много содействовал строительству Царскосельской железной дороги. «Характер его был самый благородный, и души он был высокой» – тепло отзывались о нём современники.

17

https://img-fotki.yandex.ru/get/6609/92936793.5/0_10a697_c2aa38ed_XXL.jpg
Портрет Софьи Александровны Бобринской. 1827 год.
Бумага, акварель. 25х20,8  см.
Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург.

     Богатый дом Бобринского на Галерной, известный в придворно-аристократических кругах столицы, был "ежедневно открыт по вечерам. Тут собирались немногие, но избранные": Жуковский, Вяземский, Виельгорский, графы Нессельроде, Гурьев, Строганов, Фикельмон. В 1830-е годы частым гостем салона был А.С.Пушкин, и в "Дневнике" поэта за 1834 год не раз находим: "Обедал у гр. Бобринского", "Бал у гр. Бобринского, один из самых блистательных", "Вчера обед у гр. Бобринского".
     1 февраля 1837 года А.А. Бобринский присутствовал при отпевании великого поэта в Конюшенной церкви.
     Хозяйкой салона была жена Алексея Алексеевича Софья Александровна, подруга императрицы Александры Фёдоровны, некогда фрейлина императриц Марии Фёдоровны и Елизаветы Алексеевны. "Прелестнейшая из графинь на свете", по отзыву В.А.Жуковского, следившая "с участием и проницательностью за движением общественной жизни", была когда-то вдохновительницей его музы. В стихах 1819-1820 годов находим отголосок вспыхнувшего чувства поэта к фрейлине Софье Самойловой. Василий Андреевич навсегда сохранил с Софьей Александровной дружеские отношения и письма к ней шутливо подписывал: "Ваш крепостной Жуковский". Летом 1837 года В. А. Жуковский, сопровождая в путешествии по России будущего императора Александра II, посетил Богородицк и здешний дворец.

18

https://img-fotki.yandex.ru/get/3301/92936793.5/0_10a68b_c17877cf_XXL.jpg
Портрет Василия Андреевича Жуковского. 1820-е годы.
Бумага, акварель. 19,5 x 15,5 см.
Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени

       Годы 1817–41 обнимают собою период придворной жизни Жуковского, сначала в качестве преподавателя русского языка великих княгинь Александры Фёдоровны и Елены Павловны, а с 1825 года – в качестве воспитателя наследника престола, Александра Николаевича. К этому периоду относятся нередкие поездки Жуковского за границу, отчасти вследствие его служебных обязанностей, отчасти для лечения.

19

https://img-fotki.yandex.ru/get/35/92936793.5/0_10a6bf_6e776d99_XXL.jpg
Портрет великой княгини Александры Фёдоровны. 1821 год.
Бумага, акварель, графитный карандаш.
Государственный Исторический музей

       Великая княгиня Александра Федоровна (1798–1860 гг.) с 1817 года жена великого князя Николая Павловича, будущего императора Николая I. Она стала кумиром целого поколения, многие поэты пушкинской поры посвящали ей свои стихи
       К числу несомненных шедевров относится этот портрет. Виртуозно выписанный воздушный перламутрово-жемчужный наряд августейшей особы контрастирует с холодным взглядом её глаз, создавая весьма неоднозначный образ.

20

https://img-fotki.yandex.ru/get/5907/92936793.5/0_10a6c0_e38a21bf_XXL.jpg
Портрет графини Ольги Александровны Орловой. 1829 год.
Бумага, акварель, карандаш, перо.
Коллекция галереи «Попов и Ко»

       Графиня Ольга Александровна Орлова (1807–1880 гг.), урождённая Жеребцова. В 1826 году вышла замуж за графа А.Ф.Орлова, с 1857 года - князя. В 1847 году была пожалована в статс-дамы.

21

https://img-fotki.yandex.ru/get/5908/92936793.5/0_10a6c1_4d999051_XXL.jpg
Портрет Александра Ивановича Тургенева. 1816 год.
Бумага, итальянский карандаш, пастель, сангина, тушь, перо.
Собрание В.В.Царёнкова (Париж)

       Александр Иванович Тургенев (1785–1846 гг.) — общественный деятель, археограф, литератор, камергер. Широко образованный человек, А.И.Тургенев был другом и единомышленником Н.М.Карамзина, П.А.Вяземского, В.А.Жуковского, многих писателей, поэтов и художников. Он был близок также к семье А.С.Пушкина, знал поэта с детства. Автор писем о европейской жизни (1827–1845 гг.), опубликованных под названием «Хроника русского».

22

https://img-fotki.yandex.ru/get/9307/92936793.5/0_10a6c2_34d42804_XXL.jpg
Портрет Алексея Фёдоровича Львова. 1836 год.
Бумага, акварель, белила, лак.
Государственный Литературный музей

       Алексей Фёдорович Львов (1798–1870 гг.), виртуозный скрипач, дирижёр, композитор. В 1818 году был назначен адъютантом А.Х.Бенкендорфа, позже — сенатор, гофмейстер. Но главным в его жизни оставалась музыка. Талантом А.Ф.Львова восхищались Ф.Мендельсон и Р.Шуман, посещавшие его концерты в Европе. В 1833 году по заказу Николая I А.Ф.Львов написал музыку к Российскому гимну на слова Жуковского: «Боже, Царя храни!»

23

https://img-fotki.yandex.ru/get/3903/92936793.5/0_10a6c3_a82132a7_XXL.jpg
Портрет князя Петра Андреевича Вяземского. 1824 год.
Бумага, акварель, графитный карандаш, лак.
Государственный Литературный музей

      Князь Пётр Андреевич Вяземский (1792–1878 гг.), поэт, журналист, литературный критик, мемуарист. Близкий друг Пушкина. В 1824 году написал предисловие к «Бахчисарайскому фонтану» и выступил как издатель этой поэмы, добившись исключительно высокого по тем временам гонорара, так необходимого автору. Тогда же Соколов написал портрет Вяземского, с которым был хорошо знаком.

24

https://img-fotki.yandex.ru/get/16138/92936793.5/0_10a6c9_c5c86789_XXL.jpg
Портрет Александры Осиповны Смирновой. Начало 1830-х годов.
Картон, акварель.
Государственный музей А.С.Пушкина

       Александра Осиповна Смирнова (1809–1882 гг.), урождённая Россети, фрейлина двух императриц — Марии Фёдоровны и Александры Фёдоровны, друг Пушкина, Гоголя, Жуковского, Вяземского, Аксаковых… Почти все поэты Пушкинской эпохи посвящали ей стихи, Гоголь ей первой читал главы 2-го тома «Мёртвых душ». Оставила интереснейшие воспоминания о светской, литературной и духовной жизни XIX века.
       Оживлённая, раскрасневшаяся, с румянцем на смуглых щеках, в розовом платье, с горящими чёрными глазами, кокетливо уложенными волосами, а главное, с насмешливым, шаловливым взглядом и крайне острым язычком - таков портрет одной из самых замечательных женщин XIX века.
        Этому портрету соответствует характеристика, оставленная в альбоме А.О. Россет графиней Юлией Павловной Строгановой. Эта богатая и знатная дама в то время была уже в летах и вполне искушена в делах двора. «Миловидная и изящная, грациозная и пикантная. Улыбаясь, ею восторгаются, улыбаясь, попадают под её очарование. Её ум все как бы шутит, но в высшей степени наблюдателен. Она всё видит, и каждое её замечание носит характер лёгкой эпиграммы, основанной на глубине созерцания... Она слишком восприимчива, чувствительна и поэтому иногда неровна, но и этот лёгкий недостаток придает ей больше прелести, т.к. интересно узнать, что на время омрачило это хорошенькое чело. У неё своеобразный и замечательный анализирующий ум. Можно сказать, что её воображение - своего рода калейдоскоп, т.к. из самых мелких обрывков она умеет составить блестящее увлекательное целое... Бывают минуты, когда её живое, умненькое личико так и сияет. Она вкладывает ум во все, что делает, даже в самые банальные занятия».

25

https://img-fotki.yandex.ru/get/6306/92936793.5/0_10a6c5_e4acd1ec_XXL.jpg
Портрет сестёр Анны и Екатерины Васильчиковых
в маскарадных костюмах. 1830-е годы.
Бристольский картон, карандаш, акварель. 31 х 24 см. 
Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени

       Акварель экспонировалась на знаменитой дягилевской выставке русских портретов в 1905 году в Таврическом дворце именно как портрет сестёр Анны и Екатерины Васильчиковых. Позднейшие исследования подтвердили верность настоящей атрибуции.

26

https://img-fotki.yandex.ru/get/6715/92936793.5/0_10a6c6_714dd0f6_XXL.jpg
Портрет Александры Семёновны Глинки-Мавриной. 1840-е годы.
Бумага, акварель.

       Александра Семёновна Глинка-Маврина (1825-1885 гг.)- жена Бориса Григорьевича Глинки (ок. 1810 г.—13 -1895 г.), Андреевского кавалера,генерал-адъютанта, "которому, по женитьбе его на Александре Семёновне Мавриной, Высочайше дозволено в 1865 году именоваться Глинка-Маврин (с снисходящими старшими в роде)".
       Борис Григорьевич — воспитанник Благородного пансиона при Петербургском университете (вместе с Л.С. Пушкиным), и с сыном сестры В.К. Кюхельбекера — Юстины Карловны. Пушкин, по-видимому, общался с ним во время частых посещений в пансионе брата и Кюхельбекера. В 1830 году Глинка служил посредником между Пушкиным и Кюхельбекером при попытке издания сочинений последнего. Пушкин мог быть знаком с его женой.

27

https://img-fotki.yandex.ru/get/9058/92936793.5/0_10a6c7_6b0ba1bc_XXL.jpg
Портрет Прасковьи Николаевны Рюминой. 1847 год.
Бристольский картон, акварель, лак. 35,3 х 25,6 см.
Государственный музей А.С.Пушкина, Санкт-Петербург

       Прасковья Николаевна Рюмина, в замужестве Вельяшева , дочь тайного советника, камергера Высочайшего двора Н.Г.Рюмина. Портрет заказан к свадьбе.
       В.А.Соллогуб писал, что жених «обязывается к самому смешному мотовству… Предстоят непременные подарки. Портрет, писанный Соколовым, браслет чувствительный, турецкая шаль…»

28

https://img-fotki.yandex.ru/get/15587/92936793.5/0_10a6be_2e0f635f_XXL.jpg
Портрет Александра Васильевича Вельяшева. 1847 год.
Бристольский картон, акварель, белила, лак. 24,5 х 21,8  см.
Государственный музей А.С.Пушкина, Санкт-Петербург

      Александр Васильевич Вельяшев, ротмистр лейб-гвардии Уланского полка, брат Катеньки Вельяшевой, которой Пушкин посвятил стихи «Подъезжая под Ижоры, я взглянул на небеса…».
      Сделал блестящую военную карьеру, за «отличную, усердную и ревностную службу» был пожалован многими орденами и золотой саблей с надписью «За храбрость».

29

https://img-fotki.yandex.ru/get/3111/92936793.5/0_10a6e5_30434043_XXL.jpg
Портрет Марии Трофимовны Пашковой, урожд. Баранова,
с дочерью Александрой. 1830-е годы.
Бумага, акварель, лак, графит.
Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени

30

https://img-fotki.yandex.ru/get/6404/92936793.5/0_10a6e6_6f2150c1_XXL.jpg
Портрет Ольги Павловны Ферзен. 1830-е годы.
Картон, акварель. 195 х 160 см.
Государственный музей изобразительных искусств имени А С Пушкина, Москва

https://img-fotki.yandex.ru/get/4131/92936793.5/0_10a6e7_8f016074_orig.jpg
Портрет Ольги Павловны Ферзен. 1829 год.
Картон, акварель, белила, лак.  21,2 х 17,8 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

       В 1829 году в Петербурге произошёл кpупнейший великосветский скандал: побег гpафини Ольги Павловны Стpогановой с графом Феpзеном. Побег, вызвавший гнев цаpя и окончившийся военным судом и наказанием участников, засвидетельствован многими совpеменниками.
       Скандал был достаточно буpным, и внимание к нему усугублялось тем обстоятельством, что Ольга Стpоганова была внучкой княгини  Натальи Петpовны Голицыной, служившей пpимеpом безупpечного поведения в высшем свете. Бpак, заключённый без благословения и пpотив воли pодителей, был сеpьёзным наpушением закона и пpеступлением пpотив Бога и цаpя. Многим было пpиятно, что столь знатным особам гpозит бесчестие и великосветский остpакизм.
      Полна истоpия побега содеpжится в неизданной пеpеписке pодственников Ольги Феpзен и в анналах Военного тpибунала.
Самый подpобный кpаткий pассказ в дневнике Анны Алексеевны Олениной, в записи от 22 августа 1829 года.  Аннет Оленина, близкая подpуга Ольги Стpогановой, с самого начала была посвящена в эту любовную истоpию. Лица, замешанные в побеге, были в окpужение Пушкина во вpемя его сватовства к Олениной; сpеди них были некотоpые его пpиятели ещё с лицейских вpемён.
        Оpигинал дневниковой записи на фpанцузском языке. Текст в pусском пеpеводе:
"Каpьеpа Ольги Стpогановой кончена. Пpоявив всю возможную ветpеность по отношению к гpафу Феpзену (худшему пpедставителю этого типа), после тайной пеpеписки и таких же встpеч, она пpиняла pешение и заставила себя похитить 1-го числа июля месяца.
       Уже довольно давно pешилась она на этот беспpимеpный шаг. Каждый pаз, катаясь веpхом вместе с сёстpами, она пускалась в быстpый галоп и бpосала на землю записку, котоpую подбиpал этот господин. И вот отъезд в Гоpодню pешён. Она пишет ему записку, где говоpится: "женитьба или смеpть".
       Узнав о побеге, Импеpатоp пpиказал судить виновных. Надеялись, что он их пpостит. В то вpемя как Феpзен отпpавлен в гаpнизон, свидетели, за фальшивые подписи, пеpеведены из гваpдии в аpмию. Ольга последовала за мужем.
       Когда пpоизошёл побег, Пушкина в Петеpбуpге не было. Он узнал о нём по возвpащении из Аpзеpума. "Метель" написана в Болдино, в октябpе 1830 года. Из пpосмотpа близкого по вpемени матеpиала, как опубликованного, так и малоизвестного, явствует, что основой повести послужилa эта история.

https://img-fotki.yandex.ru/get/4004/92936793.5/0_10a6e8_5b1409ca_XXL.jpg
Портрет Ольги Павловны Ферзен.

       Дальнейшая судьба Ольги Павловны Строгановой-Ферзен не была безоблачной. Её супругу довелось переменить в 1829-1830 годах несколько мест службы: Свеаборгский батальон, Киевский гусарский полк, Кирасирский Её Величества полк. Вернувшись после подавления польского мятежа в 1830 году в Кавалергардский полк, П. К. Ферзен прослужил до 1833 года и вышел в отставку по состоянию здоровья.В семье Ферзенов родилось двое детей: Павел (в 1830 г.) и Софья (в 1832 г.). Про них известно, что П.П. Ферзен был женат на графине Н.И. Толстой, а С.П. Ферзен в замужестве носила фамилию Плещеева.

31

https://img-fotki.yandex.ru/get/9216/92936793.5/0_10a6e9_149c94c9_XXL.jpg
Портрет Софьи Павловны Ферзен. 1835 - 1837 годы.
Бумага, акварель.

       Софья Павловна Ферзен (1832-1863 гг.), дочь графа П.К.Ферзена и О.П.Строгановой,  была замужем за А.Г.Плещеевым (1833-1880 гг.).

32

https://img-fotki.yandex.ru/get/3804/92936793.5/0_10a6ea_9facbae6_XXL.jpg
Портрет Аделаиды (Аглаи) Павловны Голицыной,
урождённой Строгановой. 1840-е годы.

 

      Аделаида (Аглая) Павловна (1799-1882 гг.)Голицына, урождённая Строганова - фрейлина, кавалерственная дама ордена Святой Екатерины меньшего креста, с 1821 года жена князя В.С.Голицына.

33

https://img-fotki.yandex.ru/get/5908/92936793.5/0_10a6eb_e36cae1b_XXL.jpg
Портрет Елены Григорьевны Чертковой, урождённой Строгановой. 1820-е годы.

       Жена Ивана Дмитриевича Черткова (1797-1865 гг.)

34

https://img-fotki.yandex.ru/get/9169/92936793.5/0_10a6ef_a7e204ad_XXL.jpg
Черткова Елена Григорьевна, урождённая графиня Строганова.
Бумага, акварель, карандаш.

       Черткова Елена Григорьевна, урождённая графиня Строганова (1800-1832 гг.), сестра по отцу И.Г. Полетики

35

https://img-fotki.yandex.ru/get/5301/92936793.5/0_10a6ed_6b1a9476_XXL.jpg
Портрет Елены Григорьевны Чертковой, дочери барона Г.А.Строганова.
1831- 1832 годы.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

36

https://img-fotki.yandex.ru/get/3106/92936793.5/0_10a6ec_8b2a99b3_XXL.jpg
Портрет Е.Г.Чертковой, урожденной графини Строгановой.
Первая треть XIX века.
Акварель.

       Елена Григорьевна, умерла в Царском селе при родах, была замужем за государственным и общественным деятелем Иваном Дмитриевичем Чертковым.

37

https://img-fotki.yandex.ru/get/3705/92936793.5/0_10a713_ce72a4e0_XXL.jpg
Портрет Ивана Дмитриевича Черткова. 1831- 1832 годы.
Бумага, акварель, белила.

      Иван Дмитриевич Чертков (1797-1865 гг.) — военный, государственный и общественный деятель Российской империи, известен как автор Устава сберегательных касс.
      Иван Дмитриевич происходит из дворянского рода Чертковых, его родителями были Дмитрий Васильевич Чертков и Евдокия Степановна Тевяшева.
     Иван Дмитриевич Чертков — основатель первого в России детского приюта - 1837год.

https://img-fotki.yandex.ru/get/9351/92936793.5/0_10a712_f447de55_XXL.jpg
Портрет Ивана Дмитриевича Черткова. 1847 год.
Бристольский картон, акварель, карандаш, лак. 29,4 х 22,5 см
Государственный музей А.С. Пушкина, Москва

38

https://img-fotki.yandex.ru/get/6527/92936793.6/0_10a720_3a13b906_XXL.jpg
Портрет Григория Ивановича Черткова. 1847 год.
Картон, акварель.

          Григорий Иванович Чертков (27 июля 1828—22 апреля 1884) - флигель-адъютант при Николае I и генерал-адъютант при Александре II и Александре III, известный военный деятель и писатель.
         Сын полковника Ивана Дмитриевича Четкова (1797—1865 гг.) и баронессы Елены Григорьевны Строгановой (1800—1832 гг.), племянник историка А. Д. Черткова. Окончив образование в Пажеском корпусе в 1846 году камер-пажем начал службу корнетом Лейб-гвардейского конного полка. В 1853 году в чине штабс-ротмистра он назначен флигель–адъютантом к Его Императорскому Величеству. В полковники он произведён в 1859 году, а в начале 1861 года он уже назначен командиром Лейб-гвардейского 4-го стрелкового Императорской фамилии батальона.

39

https://img-fotki.yandex.ru/get/5626/92936793.6/0_10a721_9df701c9_XXL.jpg
Портрет Елизаветы Михайловны Хитрово. 1838 год.
Бристольский картон, акварель, лак. 24 х 19,1 см.
Государственный музей А.С.Пушкина, Москва

        Елизавета Михайловна Хитрово, урождённая Кутузова (1783–1839 гг.), дочь М.И.Голенищева-Кутузова, в первом браке за графом Ф.И.Тизенгаузеном, во втором — за Н.Ф.Хитрово, русским поверенным в делах во Флоренции. Салоны Хитрово и её дочери Д.Ф.Фикельмон были средоточием самого образованного и мыслящего русского и европейского общества. В 1827 году с Е.М.Хитрово познакомился Пушкин, ставший вскоре одним из её близких друзей. Портрет написан за год до смерти Елизаветы Михайловны.

40

https://img-fotki.yandex.ru/get/15525/92936793.6/0_10a722_cb14c525_XXL.jpg
Портрет Дарьи Фёдоровны Фикельмон. 1837 год.
Бумага, акварель.
Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени

       Графиня Дарья Фёдоровна Фикельмон (1804-1863 гг.), урождённая графиня Тизенгаузен, внучка фельдмаршала Кутузова и жена дипломата Карла Людвига Фикельмона.
       Её мать Елизавета Михайловна, любимая дочь Кутузова, после гибели первого мужа стала женой русского дипломата Н.Ф. Хитрово и прожила с ним в Италии почти десять лет. Там семнадцатилетняя Долли, младшая дочь Елизаветы Михайловны, вышла замуж за австрийского посланника и стала графиней Фикельмон. В 1829 году граф Фикельмон получил пост австрийского посла в России и супруги переехали в Петербург. Елизавета Михайловна, вторично овдовев, также вернулась в Петербург.
       В Петербурге Е. М. Хитрово и Долли Фикельмон стали хозяйками двух модных великосветских салонов. «Вся животрепещущая жизнь, европейская, русская, политическая, литературная и общественная, имела верные отголоски в двух родственных салонах», - так писал об этом князь П. А. Вяземский.
      Дарья Фёдоровна Фикельмон была блестящая красавица, обладательница строгого логического ума, образованная, тонкая, умеющая вести непринуждённую и занимательную беседу. Салон Фикельмонов в Салтыковском дворце на набережной Невы был одним из самых блестящих и интеллигентных в столице. Его с удовольствием посещали П. Вяземский, А. Тургенев и Пушкин.       
      Пётр Вяземский назвал его «окном в Европу»: здесь проходили встречи высших представителей дворянства, известных общественных деятелей, послов и так далее.
      Из бесед с графом Фикельмоном Пушкин, сам никогда не покидавший пределов России, черпал сведения о жизни Европы. А Дарью Фёдоровну Пушкин считал одной из самых незаурядных женщин в своём окружении.
      Д.Ф.Фикельмон оставила дневник, в котором с мастерством психолога дала характеристики многих современных ей людей и событий. Этот дневник стал одним из важнейших свидетельств по поводу причин, приведших к дуэли и гибели Пушкина. В её дневнике и письмах к Вяземскому есть точные и тонкие характеристики Пушкина, Н. Н. Пушкиной и рассказ об обстоятельствах дуэли, написанный в сочувственном к Пушкину тоне.

41

https://img-fotki.yandex.ru/get/9090/92936793.6/0_10a724_b2c703ed_XXL.jpg
Портрет Марии Ардалионовны Кикиной. 1817 год.
Бумага, итальянский карандаш, сангина, белила. 21 х 16,6 см
Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени

       Мария Ардальоновна Кикина (1787–1828 гг.), по воспоминаниям Д.Н.Свербеева, «была очень умна, мила, образованна, чрезвычайно оригинальна и ничем не походила на всех московских и даже петербургских барынь. Всё мне в ней особенно нравилось: ея речь, ея независимый образ мыслей, ея туалет, который отличался каким-то изящным удобством и практичностью».
       Образ М. А. Кикиной был запечатлён почти всеми современными художниками.

42

https://img-fotki.yandex.ru/get/4810/92936793.6/0_10a71f_b6c68c3c_XXL.jpg
Портрет Елены Фёдоровны Рюминой. 1847 год.
Бристольский картон, акварель, белила, лак. 26,5 х 21,5 см (в свету).
Государственный музей А.С.Пушкина, Москва

      Елена Фёдоровна Рюмина, урождённая Кандалинцева (1800–1874 гг.), жена тайного советника Н. Г. Рюмина (1793–1870 гг.), сына рязанского миллионера. В Рязани супруги оставили по себе добрую память. Город «был полон Рюминскими дарами». В домах, пожертвованных городу, помещался дворянский пансион, мужская и женская гимназии, а сад в их владении стал любимым местом отдыха жителей. С 1834 года Рюмины жили в Москве на Воздвиженке, продолжая широкую благотворительность и в старой столице они сделали многочисленные и крупные церковные вклады.

43

https://img-fotki.yandex.ru/get/9164/92936793.6/0_10a725_aa4d3aa2_XXL.jpg
Портрет Никиты Михайловича Муравьёва. 1824 год.
Бумага, акварель, тушь. 14 х 10 см.
Государственный музей им. А.С.Пушкина, Санкт-Петербург

       Участник Отечественной войны 1812 года, капитан гвардейского Генерального штаба, член „Союза Спасения", "Союза Благоденствия" и Северного общества, один из главных деятелей и идеологов движения декабристов, автор проекта конституции.
       После событий 14 декабря 1825 года был арестован и осуждён «по первому разряду» — на каторжную работу вечно. Его, как и других, отправляют в Сибирь.
       Его жена, Александра Григорьевна Муравьёва, оставила в доме свекрови троих малолетних детей и последовала за мужем. Перед отъездом она заказала их портреты П.Ф. Соколову.
      «Нонушка до такой степени похожа на свою сестру, что можно подумать, что маленький портрет Соколова, который я увезла с собой, сделан с неё», — пишет А. Г. Муравьёва Е.Ф Муравьёвой о дочери Софье, родившейся в Читинском остроге.
       Александра Григорьевна всегда высоко ставила акварели Соколова и предпочитала их работам других художников.
       Возможно, в 1824 году по её просьбе Соколов и исполнил портрет Никиты Михайловича Муравьёва, сохранившийся до наших дней. По нему и по другим работам, попавшим вместе с декабристами в Сибирь, Н. А. Бестужев начал изучать манеру Соколова, постигая новые для него приемы акварельной живописи.

44

https://img-fotki.yandex.ru/get/35/92936793.6/0_10a723_ec5cdaeb_XXL.jpg
Портрет Александры Григорьевны Муравьёвой. 1825 год.
Бумага, акварель. 17,5 х 13,5 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

      5 января 1826 года комендант Петропавловской крепости получил для передачи «с высочайшего соизволения» Н. М.  Муравьёву от жены её портрет.
       В одном из писем Никита Михайлович пишет:
       «В минуты наибольшей подавленности мне достаточно взглянуть на твой портрет и это меня поддерживает».
       В другом письме: «Время от времени я беру твой портрет и беседую с ним».
       Портрет этот Н. М. Муравьёв увёз в Сибирь и до конца дней своих не расставался с ним.
       В начале января 1827 года А. Г. Муравьёва уехала вслед за мужем в сибирскую ссылку.
       Через Муравьеву Пушкин передал в Сибирь своё послание «И. И. Пущину».
       «Помню тот день, когда Александра Григорьевна через решетку отдала мне стихи Пушкина. Воспоминание поэта-товарища Лицея точно озарило заточение, как он сам говорил, и мне отрадно было быть обязанным Александре Григорьевне за эту утешительную минуту». (И. И. Пущин — Н. Г. Долгорукой. 1854 год).
       В конце октября 1832 года Александра Григорьевна сильно простудилась и, проболев около трёх недель, скончалась в Петровском заводе. О её жизни и смерти в письмах декабристов и их жён, а также в мемуарной литературе сохранилось множество благоговейных откликов, от которых веет скорбью и преклонением перед памятью об этой женщине.
       Её воспел Н. А. Некрасов в поэме «Русские женщины». Ей посвящена повесть Н.А.Бестужева «Шлиссельбургская станция», написанная им в тюрьме Петровского завода.

45

https://img-fotki.yandex.ru/get/5643/92936793.6/0_10a726_44704c11_XXL.jpg
Портрет Екатерины Фёдоровны Муравьёвой. 1827 год.
Сепия. Литография. 44,8 х 33,4 см.

       Муравьёва Екатерина Федоровна (1771 - 1848); урожденная баронесса Колокольцова; жена писателя Михаила Никитича Муравьёва, сенатора, попечителя Московского университета, члена Российской Академии наук; тётка К.Н. Батюшкова; мать декабристов Никиты Михайловича и Александра Михайловича Муравьёвых; самоотверженно помогала ссыльным декабристам и хлопотала об облегчении их судьбы.
      Так уж сложилось, что о родителях декабристов мы знаем значительно меньше, чем об их женах, а ведь среди них были удивительные по силе характера и самоотверженности люди. Несомненно, все эти эпитеты в полной мере можно отнести к матери двух декабристов Екатерине Федоровне Муравьёвой, которая вопреки требованиям власти оказывала солидную финансовую поддержку осуждённым участникам восстания, а их женам помогала уехать в Сибирь.
       Екатерина родилась в 1771 году в семье Фёдора Михайловича Колокольцова, одного из богатейших дворян России, чьи имения с тысячами крепостных были разбросаны по всей стране. Отца девочки отличало не только богатство, но и успешная государственная служба, он получил чин тайного советника, стал сенатором и бароном.
       Девочка с детства отличалась не только красотой, но и сильным характером, что было редкостью для барышень того времени. Она относительно поздно, но по обоюдной любви, вышла замуж за гвардейского капитана Михаила Никитича Муравьёва. В семье царила атмосфера счастья и любви. Их большой и гостеприимный дом в Петербурге на Караванной стал центром притяжения для многих людей. «По воскресеньям у них бывали семейные обеды, и случалось, что за стол садилось человек семьдесят! Тут были и военные генералы, и сенаторы, и безусая молодёжь, блестящие кавалергарды и скромные провинциалы – все это были родственники, близкие и дальние», – вспоминала А. Бибикова. А родственниками и друзьями семьи были известнейшие люди того времени: Батюшков, Жуковский, Державин, Карамзин, Муравьёв-Апостол (отец трёх будущих декабристов).
       Стремительно развивалась и карьера Михаила Муравьёва, вскоре он стал попечителем Московского университета и заместителем (товарищем) министра народного просвещения. Как одному из образованнейших людей своего времени, ему поручили преподавать курс истории царским сыновьям – Александру (будущему императору), Константину и Николаю, который, став императором, отправит на каторгу его детей.
       М.Н. Муравьёв умер в 1807 году, и все заботы о воспитании детей всецело взяла на себя Екатерина, которая не доверяла это ответственное дело нянькам и гувернёрам. Оставив светскую жизнь, она посвятила себя Никите (ему было 11 лет) и Александру (5 лет). Дети получили прекрасное образование, но немаловажно, что они выросли патриотами. В 1812 году четырнадцатилетний Никита вступил в армию, из заграничного похода вернулся уже подпоручиком гвардии и кавалером ордена святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом. Военную карьеру вскоре избрал для себя и Александр. К 1825 году Екатерина Фёдоровна была уже бабушкой. К этому времени Никита женился на графине Александре Чернышёвой, у них родились дочь Екатерина и сын Михаил.   
       Казалось, в жизни стареющей Екатерины Муравьёвой всё складывается хорошо: дети успешно служат – Никита уже капитан Генерального штаба, Александр корнет в гвардии, подрастают внуки, чего ещё желать на склоне жизни. Но всё изменилось 14 декабря 1825 года, в одночасье превратив её в мать «государственных преступников».
       Екатерина Фёдоровна не смирилась с постигшим её ударом, она срочно вернулась из имения в Петербург, поселилась в доме на набережной Фонтанки и развила бурную деятельность. Муравьёва подкупала охранников Петропавловки, пыталась передавать в крепость провизию, деньги и одежду, часами вместе с невесткой на барке плавала вдоль равелина, стремясь даже этим поддержать арестованных. Засыпала письмами императора, надеясь на снисхождение и напоминая, что его воспитателем был отец арестованных Никиты и Александра Муравьёвых. Ответа на письма она не получала, но сами письма сохранились в архиве.   
       Вот одно из безответных обращений Муравьёвой: «Всемилостивейший государь! Только отчаянье, в котором я нахожусь, могло придать мне смелости просить Ваше Императорское Величество в такой радостный день рождения Всемилостивейшей Государыни! Услышьте голос рыдания и мольбы несчастной матери, которая припадает к Вашим стопам и обливается слезами. Проявите божественное милосердие, простите заблуждение ума и сердца, вспомните об отце, который был учителем Государя. Всемилостивейший государь! Спасите несчастное семейство от гибели, всю жизнь буду молить Творца сохранить Ваше здоровье, сниспослать Вам всяческие блага!».
       Когда суд свершился, Екатерина Фёдоровна прилагала неимоверные усилия, чтобы узнать время отправки узников в Сибирь и успеть с ними встретиться. Она умудрялась перехватывать сопровождаемых фельдъегерями каторжников на ближайших к Петербургу станциях, снабжала их деньгами и всем необходимым для дальней дороги. Трудно передать словами горе женщины, которая понимала, что видится с сыновьями, племянником Михаилом Луниным и их друзьями, многих из которых она хорошо знала, в последний раз.
      Но слезам она могла дать волю дома, а на этих коротких встречах стремилась вдохнуть в измученных людей оптимизм и надежду на лучшее. Муравьёва поддержала желание невестки отправиться к мужу в Сибирь, собрала её в дорогу, снабдив всем необходимым и взяв на себя всю заботу о внуках (к этому времени родилась Софья, которую отец так и не увидел). Кстати, именно с Александрой Муравьёвой Пушкин передал декабристам своё знаменитое стихотворение «Во глубине сибирских руд».
      Когда в Сибирь стали уезжать другие женщины, именно от Екатерины Фёдоровны они получали самую действенную помощь. Вот что писала брату мужа по дороге в Сибирь Мария Юшневская: «Я столько была счастлива в Москве, что никогда ещё в моей жизни нигде меня столько не ласкали и не любили... Представь себе, что я без гроша приехала в Москву и нуждаясь во всём, и в такое короткое время и с такими выгодами проводили меня из Москвы в такой путь! Я еду теперь в Сибирь, имея всё, что только мне нужно. Дала Катерина Фёдоровна коляску, за которую заплатила 300 р. серебром и которая сделана на заказ лучшим мастером в Санкт-Петербурге. Одним словом, она меня так проводила в дорогу, что, если бы я была её дочь любимая, она не могла бы больше входить во все подробности и во все мои надобности».
       Екатерина Фёдоровна всеми мыслимыми и немыслимыми способами поддерживала переписку с декабристами и их жёнами, постоянно отправляла им посылки и целые возы с имуществом, тратя на это громадные деньги. Оказывала помощь родным декабристов. Собственно, её дом стал признанным центром связи с декабристами. К ней шли, чтобы узнать последние новости из Сибири или посоветоваться о способах пересылки осуждённым вещей и денег, да и просто пообщаться с близким по духу человеком.
      К сожалению, судьба была безжалостна к этой удивительной женщине. У неё на руках умерли внук и внучка, из Сибири пришли известия о смерти там двух дочерей Никиты, сына и дочери Александра, невестки, а затем и старшего сына.
      Незадолго до своей смерти Екатерина Фёдоровна решила выполнить то, о чём мечтали её сыновья и их друзья декабристы, отпустить из крепостной неволи своих крестьян. Сохранилось её прошение императору: «Желая ещё при жизни моей упрочить благосостояние своих дворовых людей и принадлежащих мне крестьян Нижегородской губернии Семёновской округи по селу Мухину с прочими девятнадцатью деревнями... я дала позволение вступить в звание свободных хлебопашцев на условиях, изъяснённых в прилагаемой доверенности...». Этим важным поступком она подвела черту своей земной жизни.
      21 апреля 1848 года Екатерина Фёдоровна Муравьёва скончалась.
      В церкви Успения Пресвятой Богородицы, построенной ею в селе Мухино (ныне город Бор), в день её кончины ежегодно до 1938 года служили панихиду.

46

https://img-fotki.yandex.ru/get/4009/92936793.6/0_10a727_4ccc1d33_XXL.jpg
Портрет Алексея Никитича Пещурова. 1810-е годы.
Картон, акварель.
Всероссийский музей А.С.Пушкина, Санкт-Петербург

       Всеми было отмечено участие доброжелательного старинного знакомого Алексея Никитича Пещурова (1779 – 1849 гг.). О решающей роли семейства Пещуровых в жизни Петра Фёдоровича Соколова сразу после выхода из Академии вспоминают оба сына художника...
      А.Н.Пещуров на протяжении всей своей жизни продолжал оказывать покровительство молодому художнику, который был принят у него в доме как родной.

47

https://img-fotki.yandex.ru/get/3808/92936793.6/0_10a72a_911d2b7f_XXL.jpg
Портрет Елизаветы Христофоровны Пещуровой,
урождённой Комнено. 1810-е годы.
Картон, акварель.
Всероссийский музей А.С.Пушкина, Санкт-Петербург

        Елизавета Христофоровна Пещурова, урождённая Комнено. С 1809 года жена Алексея Никитича Пещурова.
        Была знакома с Александром Сергеевичем Пушкиным. Умерла после 1863 года.

48

https://img-fotki.yandex.ru/get/5403/92936793.6/0_10a728_2a87907a_XXL.jpg

https://img-fotki.yandex.ru/get/3207/92936793.6/0_10a729_1c78d3e0_XXL.jpg
Два портрета Елизаветы Никитичны Пещуровой, 1810-е годы.
Картон, акварель.
Всероссийский музей А.С.Пушкина, Санкт-Петербург

        Елизавета Никитична Пещурова (1786-1817 гг.), сестра Алексея Никитича Пещурова (1779-1840 гг.).
        Была знакома с Александром Сергеевичем Пушкиным.

49

https://img-fotki.yandex.ru/get/3601/92936793.6/0_10a72b_59286e77_XXL.jpg
Портрет Алексея Никитича Пещурова. Конец 1830-х годов.
Картон, акварель.
Всероссийский музей А.С.Пушкина, Санкт-Петербург

       Алексей Никитич Пещуров, бывший сенатором и губернатором в Пскове, Витебске, известен как дядя лицеиста, а затем канцлера Александра Михайловича Горчакова.
       Пещурову было поручено наблюдение за Александром Сергеевичем Пушкиным в годы Михайловской ссылки, так как в те годы он был Опочецким уездным предводителем дворянства. В его же имении Лямоново на Псковщине состоялась в 1824 году встреча лицейских друзей Горчакова и Пушкина.

50

https://img-fotki.yandex.ru/get/15597/92936793.6/0_10a72c_f470376d_XXL.jpg
Портрет Юлии Павловны Тизенгаузен. 1835 год.
Картон, акварель.

       Графиня Юлия Павловна Тизенгаузен (1813 - 1889 гг.), младшая дочь графа П.И.Тизенгаузена (1774-1864 гг.) и Юлии Пален (1782-1862 гг.); двоюродная сестра Долли Фикельмон и Ю. П. Самойловой.
       Изящество композиции, красота неяркого колорита, особое поэтическое очарование, свойственное образам Соколова, заставляют нас и теперь, по прошествии более полутораста лет, высоко ценить его искусство.


Вы здесь » "Альтернатива" » Русские художники ХIХ века » Пётр Фёдорович Соколов