"Альтернатива"

Объявление

 

 

 

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "Альтернатива" » Русские художники ХIХ века » Александр Павлович Брюллов


Александр Павлович Брюллов

Сообщений 1 страница 50 из 82

1

http://s2.uploads.ru/t/SaW7Z.jpg
К. П. Брюллов. Портрет архитектора и художника
Александра Павловича Брюллова. 1841 г.

Александр Павлович Брюллов

( 1798 г. — 1877 г. )

     
        Александр Павлович Брюллов родился 29 ноября 1798 года в Санкт-Петербурге в семье «академика орнаментной скульптуры» Павла Ивановича Брюлло.
       Вместе с младшим братом Карлом в 1809 году был принят в Академию Художеств, на казённый счёт, а в 1822 году на счёт Общества поощрения художеств они были отправлены на 6 лет за границу.
       Зиму братья провели в Мюнхене, а в мае 1823 года прибыли в Рим. С особенной любовью А. П. Брюллов изучал развалины древних городов, для чего в 1824 году вместе с Александром Львовым посетил Сицилию, а осенью того же года Помпеи, где усердно занялся реставрацией помпейских бань.
       К 1826 году им были уже выполнены помпейские термы, в гравюрах Сандса изданные затем в Париже, а текст к ним был напечатан на французском языке только в 1829 году. 1827 год Брюллов провёл в Париже, где слушал курс механики в Сорбонне и посещал лекции Бюона по истории архитектуры. Отсюда Брюллов ездил в Шартр и другие города, а также в Англию. В 1829 году вернулся в Санкт-Петербург.
      «Помпейские термы» доставили Брюллову звание архитектора Его Величества, члена-корреспондента Французского института, члена Королевского института архитекторов в Англии и звание члена Академий художеств в Милане и Петербурге.
       Весьма плодотворная архитектурная деятельность Брюллова выразилась в постройке в Санкт-Петербурге и других местах целого ряда капитальных зданий, в числе которых сооружённая по Высочайшему повелению обсерватория на Пулковской горе, которая строилась им одновременно со зданием штаба Гвардейского корпуса на Дворцовой площади, в Санкт-Петербурге.   
       Блестящий талант Брюллов выказал в возобновлении жилого помещения Зимнего дворца после пожара 1837 года и в постройке здесь Экзерциргауза.
       Помпейская орнаментация, по имени которой галерея и названа, исполнена Брюлловым с большим вкусом.
       Вскоре Брюллову поручена была перестройка Мраморного дворца ко дню свадьбы великого князя Константина Николаевича, и вместе с тем шла работа по выведению здания Александровской больницы, с продолжением Надеждинской улицы, до Невского проспекта. Кроме того, в 1831 году Брюллов построил Михайловский театр в Санкт-Петербурге, готическую церковь для графини Палье в Парголове, дом графини Самойловой в Славянке.
       В 1832 году составил проект лютеранской церкви Св. Петра и Павла на Невском проспекте, в стиле английской готики, и в этом же году удостоен был звания профессора архитектуры за проект роскошной церкви в столице, в классическом стиле, после чего ему и поручена была постройка Пулковской обсерватории.
       В 1835-1839 годах по проекту Александра Павловича в Тобольске был воздвигнут памятный обелиск в честь битвы между отрядом Ермака и войском татарского хана Кучума.
       В 1842 году по его проекту сооружён архитектурный комплекс «Караван-Сарай» в Оренбурге, состоящий из мечети с минаретом и окружающего их здания для гражданских учреждений.
       В 1845—1850-х годах он продолжил работы над Мраморным дворцом, на этот раз ему была поручена перестройка «Служебного дома». Нижний этаж предназначался под дворцовые конюшни, а корпус, выходящий в сад, должен был стать манежем. Для украшения здания по фасаду, над окнами второго этажа, во всю длину средней части здания, был размещён семидесяти-метровый рельеф «Лошадь на службе человека». Его выполнил Пётр Клодт по графическому эскизу архитектора. Тимпаны боковых фронтонов также были выполнены Клодтом и изображали тритонов, трубящих в раковины.
      Брюллов был также отличным рисовальщиком акварелью. Во время пребывания в Неаполе он написал портреты Неаполитанского королевского семейства, а для императрицы Марии Фёдоровны (1759—1828 гг.) — рисунок амфитеатра Флавия.
      В Париже 1837 году на вечере у княгини Голицыной им был исполнен наиболее схожий портрет Вальтера Скотта (с пледом на шее), который художник сам перевёл на камень.
      В 1830 году в Петербурге Брюллов выставил акварельный портрет князя Лопухина, в 1831 году написал акварелью портрет императора Николая Павловича, окружённого кадетами разных корпусов.
      В 1831 году Александр Павлович Брюллов женился на баронессе Александре Александровне фон Раль (1810—1885 гг.), младшей дочери придворного банкира барона Александра Александровича фон Раля (1756—1833 гг.) от брака с Елизаветой Александровной Мольво (1768—1843 гг.), как и все дочери барона, получившей хорошее домашнее воспитание. Ближайшими родственниками Брюллова стали женатые на старших дочерях барона Раля журналист и писатель О. И. Сенковский (жена - Аделаида (Адель;1806—1859 гг.) и генерал Ф. Ф. Шуберт (жена - Софья; 1801—1833 гг).
      Брюллов прожил в удачном браке с женой 46 лет. В доме супругов в Петербурге, а в летние месяцы на даче в Павловске, бывали К. Брюллов, М. Глинка, Нестор Кукольник, Н. Гоголь. Сама Александра Александровна была талантливым музыкантом, и в их гостиной устраивались музыкальные вечера.
     С большой теплотой вспоминал о семье Брюлловых художник Фёдор Иордан:"Много приятных дней и вечеров провёл я в этом семействе. Его гостеприимство было, можно сказать, образцовое. Бывало, сядем в 5 часов за стол в прекрасно устроенной в саду столовой и просидим до 11 часов ночи. Время проходило незаметно среди весёлых и шумных разговоров. Не менее приятно проводил я у них время в и городе".
     В семье Брюллова родилось девять детей; трое старших сыновей и дочь умерли малолетними.
     Владимир (1832—1835 гг.)
     Николай (1836—1840 гг.)
     Александр (1838—1849 гг.)
     Павел (1840—1914 гг.) — кандидат математических наук, классный художник 3-й степени по архитектуре, живописец, акварелист, гравёр, действительный член Академии художеств, знание пяти иностранных языков позволило ему профессионально заниматься переводами.
     Владимир (1844—1919 гг.) — делопроизводитель и управляющий делами Русского музея.
     Александра (1848—1849 гг.)
     Софья (1848—1901 гг.)- жена известного архитектора графа Павла Юльевича Сюзора (1844—1919 гг).
     Юлия (1850—1878 гг.) - в браке Спиц.
     Анна (1852—1920 гг.) - жена архитектора П. Н. Волкова (1842—1922 гг).
     Александр Павлович Брюллов умер 21 января 1877 года в своём особняке. Похоронен в Павловске.

2

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/4d/Alexander_Brullov_Alexandra_Feodorovna.jpg?uselang=ru
Императрица Александра Фёдоровна
1830-е годы

3

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/ac/Alexandra_Fedorovna_by_A.Brullov.jpg
Императрица Александра Фёдоровна. 1830 г.
Государственный художественно-архитектурный
дворцово-парковый музей-заповедник "Петергоф"

4

https://img-fotki.yandex.ru/get/29984/92936793.33/0_1227a2_2685e082_XXL.jpg
Императрица Александра Фёдоровна. 1837 год.

5

http://upyourpic.org/images/201405/1rbiregyd1.jpg
Портрет великого князя Александра Николаевича
и великой княжны Марии Николаевны. Начало 1830-х годов.
Бристольский картон, акварель, карандаш, лак.
Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени.

6

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/18/Alexander_Brullov_-_Castel_Sant%27Angelo_in_Rome.jpg
Вид замка Святого Ангела в Риме. 1823-1826 гг.
Бумага, акварель, тушь, перо. 18,4 х 24,5 см.
Частное собрание,  Москва

7

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/e7/Alexander_Brullov_-_Sennaya_Square_-_WGA03670.jpg
Сенная площадь. Около 1822 года. Литография.
Отпечатано в лит. П.Ф. Гельмерсена.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург


http://img-fotki.yandex.ru/get/3609/med-yuliya.38/0_2ad86_70caf16d_XL
Сенная площадь в Петербурге. 1821—26 годы.
Бумага, акварель

8

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/4a/Alexander_brullov.jpg
Автопортрет. 1830 год.
Бумага, акварель. 30,4 х 24,6 см. (Овал).
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

9

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/7f/%D0%91%D1%80%D1%8E%D0%BB%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B01.jpg
Портрет А.А.Брюлловой, жены художника.
Первая половина 1830-х годов.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

10

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/03/%D0%94%D0%BE%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%B8_%D1%88%D1%83%D0%B1.jpg
Потрет детей генерала Ф.Ф.Шуберта.
Племянницы художника.
Начало 1830-х годов.

11

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/00/%D0%94%D0%BE%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%B8_%D1%88%D1%83%D0%B12.jpg
Портрет детей Ф.Ф.Шуберта.
Племянники художника. 1835 год.

12

http://upyourpic.org/images/201405/x1xrz5vkup.jpg
Портрет Анны Давыдовны Абамелек-Баратынской. 1835— 1838 годы.
Бумага, акварель. 19.2 x 16 см.
Нижегородский художественный музей

13

http://f14.ifotki.info/org/5e2c2cb3c6df6cebae938d6cc8c0565dbc5f6c149585395.jpg
Портрет Е.М. Бакуниной. 1820-е годы.

       Евдокия Михайловна Бакунина (1793-1882 гг.), художница, двоюродная сестра революционера Михаила Александровича Бакунина.

14

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/4c/Brullov_Bakunin%D0%B0.jpg
Портрет Екатерины Павловны Бакуниной.  1830-1832 годы.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

15

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/23/Alexander_Brullov.jpg
Портрет Екатерины Павловны  Бакуниной. 1834 год.

16

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/56/Volkova_by_Alexander_Brullov.jpg
Портрет Софьи Александровны Волковой,
урождённой Саблуковой. 1831 год.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

       Софья Александровна Волкова (1812-1833 гг.), урождённая Саблукова. Двоюродная сестра Екатерины Павловны  Бакуниной.

17

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/10/Golitsyna_and_Vorontsova_Alexander_Brullov.jpg
Портрет двух подруг и фрейлин - графини Екатерины Артемьевны Воронцовой 
и княжны Елены Михайловны Голицыной. 1824-1825 годы.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

18

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/40/Golitsyna_Praskovia_by_Brullov.jpg
Портрет Прасковьи Андреевны Голицыной,
урождённой Шуваловой. 1824 - 1825 годы.

      Прасковья Андреевна Голицына, урождённая Шувалова (1767-1828 гг.), жена князя Михаила Андреевича Голицына (1765-1812 гг.); писательница и переводчица.

19

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/72/Zagryazhskaya_Yekaterina_Ivanovna.jpg
Портрет Екатерины Ивановны Загряжской. Начало 1830-х годов.

       Екатерина Ивановна Загряжская (1779-1842 гг.), фрейлина, сестра Натальи Ивановна Гончаровой (1785—1848 гг.),  родная тётка Натальи Николаевны Пушкиной, во втором браке Ланской.

20

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/35/Bogomir_korsov_brullov.JPG
Портрет оперного певца Богомира Koрсова. 1865 год.

21

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/8b/Antyanett_Biron_by_Brullov.jpg
Портрет Антуанетты Петровны Лазаревой,
урождённой Бирон. 1830-е годы.

      Антуанетта Петровна Лазарева, урождённая Бирон (1813-?), дочь принца Густава-Каликиста Бирона и графини Фанни-Луизы-Франциски Мальцан; жена Лазаря Екимовича Лазарева (1797-1871), который был близко знаком с А. С. Грибоедовым.

22

http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/83/S.A._Lvova_by_A.Brullov.jpg
Портрет княгини С.А.Львовой. 1830-е годы.
Бристольский картон, акварель, карандаш, лак.
Государственный музей А. С. Пушкина, Москва

       Княгиня Софья Алексеевна Львова, урождённая Перовская (1811–1883 гг.) — внебрачная дочь графа Алексея Кирилловича Разумовского, сестра братьев Василия Алексеевича и Льва Алексеевича Перовских, впоследствии жена князя Владимира Владимировича Львова (1804–1856 гг.), писателя, цензора. Родственница Алексея Константиновича Толстого и братьев Жемчужниковых, знакомая Ивана Сергеевича Тургенева.

23

http://s3.uploads.ru/t/DjcSU.jpg
Портрет Александры Андреевны Олениной,
урождённой Долгоруковой. 1833 год.

       Александра Андреевна Оленина, урождённая Долгорукова (1807 - 1859 гг.), дочь князя Андрея Николаевича Долгорукова (1772-1834 гг.) и Елизаветы Николаевны Салтыковой (1777-1855 гг). С 1833 года жена Алексея Алексеевича Оленина (1798-1854 гг.), сын Алексея Николаевича Оленина.

24

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/1e/Tatiana_Potemkina_A._Brullov.jpg
Портрет Татьяны Борисовны Потёмкиной,
урождённой Голицыной. 1830-е годы.
Бристольский картон, акварель, карандаш, лак.
Государственный музей им. А.С. Пушкина, Москва

       Татьяна Борисовна Потемкина, урождённая княжна Голицына (1797–1869 гг.) — статс-дама, жена действительного тайного советника Александра Михайловича Потёмкина (1787-1872 гг.)
       Татьяна Борисовна, известная всей России своим благочестием и широкой деятельностью на поприще благотворительности, она всю свою жизнь посвятила делу помощи ближнему. Не было благотворительного учреждения или богоугодного заведения, в котором она не состояла бы членом и не принимала бы в нём участия. Считаясь одной из первых красавиц своего времени, она ещё в молодости отказалась от вечерних выездов и не появлялась на придворных торжествах, но принимала в своём петербургском доме и в своих роскошных имениях в Гостиницах близ Санкт-Петербурга и в Крыму членов царской фамилии и императора Николая I, который раз навсегда дал ей позволение обращаться непосредственно к нему всякий раз, когда это потребуется. Этим правом она пользовалась широко, приезжая к великой княгине в часы, когда государь навещал своих внуков. Это давало ей огромное значение и влияние, которым многие злоупотребляли, пользуясь её добротой, так как она никому не умела отказывать. Имея придворное звание статс-дамы, она пользовалась большим уважением и императора Александра II, и других членов Императорской семьи, неоднократно навещавших её.
       С 1827 в течение 42-х лет она состояла первой председательницей Санкт-Петербургского дамского тюремного комитета. По её инициативе и частично на её средства были организованы приют для детей заключённых и целый ряд других благотворительных учреждений. Искренняя ревнительница православия (она патронировала духовенству, хлопотала по пропаганде христианства среди язычников и об обращении иноверцев в православие) и строгая хранительница уставов православной церкви, Татьяна Борисовна служила примером благочестия для всех её знавших. В домашнюю церковь её на Миллионной стекалась вся петербургская знать, а дом её всегда был полон странников, странниц, монашествующих и всякой духовной братии, за которую она неустанно хлопотала, пользуясь своими связями и родством.

25

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/b/bd/Natalia_Pushkina_by_Brullov.jpg
Портрет Натальи Николаевны Пушкиной-Ланской,
урождённой Гончаровой. 1831 год.
Бумага, акварель.
Всероссийский музей А.С.Пушкина,Санкт-Петербург

26

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/ce/Alexander_Brullov_Maria_Razumovskaya.jpg
Портрет Марии Григорьевны Разумовской,
урождённой Вяземской, 1826-1829 годы.

       Мария Григорьевна Разумовская (1772-1865), урождённая Вяземская, была в первом браке за Александром Николаевичем Голицыным.
       "В молодости князь  Голицын  отличался живым весёлым характером и вовсе не безукоризненным поведением. Голицын был игрок. Из-за страсти к картам случилась с князем Голицыным история, о которой долго говорили в обеих российских столицах.
       Князь Александр Николаевич Голицын  проиграл в карты графу Льву Кирилловичу Разумовскому,
(Лев Кириллович, обладавший огромным состоянием, был истинным московским вельможей, сочетавшим в себе черты русского аристократа и добродушного, хлебосольного барина. Он собирал библиотеку и художественную коллекцию, дружил с Карамзиным и графом Растопчиным, давал у себя роскошные, шумные праздники, был изыскан, вежлив, учтив, отличался рыцарской честностью.
       Его жизнь омрачалась разве что отсутствием семьи. У него, конечно, были и возлюбленные, и побочные дети, и он мог позволить себе всё, что пожелал бы, но сердцу в таких желаниях не прикажешь. Так он и жил холостяком, пока однажды не встретил на балу даму своего сердца...) огромную сумму, выплатить которую он был не в состоянии.
      Драматизм ситуации усугублялся тем, что Разумовский тайно любил жену Голицына, Марию Григорьевну (урождённая Вяземская. Жгучая брюнетка с тонкими чертами лица, изящным носом с горбинкой, чёрными локонами,  глубокими, выразительными глазами и слегка томным взглядом. Образованностью княгини восхищались поэт Вяземский и Карл Брюллов, писавший её портреты) и предложил Голицыну поставить на кон... жену! Надо отдать должное князю : он  колебался, но когда Разумовский сказал, что завтра пришлёт за своим выигрышем, рискнул и – проиграл.
      Князь Голицын заплакал, как ребёнок. Разумовский стал неловко утешать его, потом решил уйти, чтобы оставить соперника одного, но тот схватил графа за рукав и потребовал немедленно отправиться с ним к княгине, дабы уведомить её о случившемся. Дома он долго лепетал уже бывшей жене об изменчивости карточной фортуны, пока та не молвила: «Довольно!» и обратилась к Разумовскому: «Чего мне ждать, Лев Кириллович?» «А мне?» — любезно отозвался граф.
      Разумовский действительно забрал с собой  только Марию Григорьевну, оставив весь остальной выигрыш Голицыну.
      Мария Григорьевна развелась со своим бывшим мужем и обвенчалась с Разумовским.
      Они жили долго и счастливо. Их дом в центре Москвы славился приёмами.
      В 1806 году Разумовский купил  роскошный дом на Тверской – усадьбу, принадлежавшую Петру Мятлеву, отцу известного поэта, автора строк «Как хороши, как свежи были розы». Граф пригласил архитектора Доменико Жилярди построить настоящий дворец (ныне Музей политической истории).
      Петербургский свет всячески выказывал осуждение Марии Григорьевне, нашедшей своё счастье столь нетривиальным способом. Отношение к Разумовским изменилось лишь после того, как сам император Александр I, пригласив танцевать на балу Марию Григорьевну, обратился к ней "графиня", согласно титулу её нового мужа.
      Этот брак длился 16 лет, Лев Кириллович умер 21 ноября 1818 года.
      Графиня ни на день не забывала о покойном муже, оставаясь верной своей светлой и искренней любви.  Завела у себя в доме рядом с салоном и залой уединённую моленную комнату, где рядом с фамильными иконами висел портрет её обожаемого мужа.  Мария Григорьевна  умерла 9 августа 1865 года и, искренне оплаканная многими, упокоилась рядом с мужем спустя 47 лет после его смерти.
P.S. Лев Кириллович считается прототипом отца Пьера Безухова.
P.P.S. 26 января 1837 года, за день до дуэли, на рауте в доме графини Разумовской появился Пушкин. Он  танцевал и шутил, приглашал в гости, но на самом деле пришёл попросить советника английского посольства Артура Меджниса стать его секундантом".

Автор Валентина Томашевская

27

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/ff/%D0%A1%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%90.%D0%90..jpg
Портрет Аделаиды Александровны Сенковской,
урождённой баронесса Раль. Начало 1840-х годов.

       Аделаида Александровна Сенковская, урождённая баронесса Раль, (1806-1859 гг.) жена Осипа-Юлиана Ивановича  Сенковского с 1829 года. По поводу брака Сенковский писал матери:"Я совершенно счастлив с нею, совершенно доволен своим выбором. Она кротка как ангел, как её мать; добра, тиха, нежна и экономна."
      Дом Сенковских был одним из культурных центров столицы, привлекавших незаурядных людей. В частности он славился музыкальными вечерами, на которых бывали семьи Брюлловых и Шубертов, сыновья П. Ф. Соколова , Н. В. Кукольник, граф Ф. П. Толстой, прославленные музыканты Ф. Лист, Ф. Серве, А. Адан и другие.
     По свидетельству Е. Н. Ахматовой, сотрудницы О. И. Сенковского: "Его жена, перед которою все преклонялись в доме, начиная с него самого, была исключительно настроена на музыкальный лад… Главною её страстью была музыка и в доме Осиповича Ивановича музыка, а не литература, играла главную роль".
     Аделаида Александровна — писательница, автор повестей в «Библиотеке для чтения» и биографического очерка «Осип Иванович Сенковский» (1859г.), которого искренно любила и боготворила.
     Но она не знала, что муж женился на ней из любви к её старшей сестре Софье, которая, зная любовь Адели к нему и сама не любя его, пожелала этого брака, чтобы составить счастье Адели. Но когда в 1833 году Софья умерла, О. И. Сенковский сам опасно занемог и чуть не умер. Эти события нашли отражение в автобиографической повести Сенковского «Любовь и смерть».
    После смерти Сенковского Аделаида Александровна в 1858—1859 годах издала сочинения своего мужа.

28

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/b/be/Alexandr_Brullov_02.jpeg
Портрет М. О. Смирновой. Начало 1830-х годов.
Бристольский картон, акварель, карандаш, белила, лак. 21.5 x 17 см.
Государственный музей А.С. Пушкина, Москва

      "Она была среднего роста, стройна, медленна и ленива в своих движениях; чёрные, длинные, чудесные волосы, оттеняли её молодое и правильное, но бледное лицо, и на этом лице сияла печать мысли.  Её красота, редкий ум, оригинальный взгляд на вещи должны были произвести впечатление на человека с умом и воображением." - М. Ю. Лермонтов.

Без вас хочу сказать вам много,
При вас я слушать вас хочу:
Но молча вы глядите строго,
И я в смущении молчу.
                  А. С. Пушкин

29

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/59/Alexandr_Brullov_01.jpeg
Портрет Сергея Александровича Соболевского. 1832 год.
Бумага, акварель. 21 x 16 см.
Костромской государственный объединенный художественный музей

       Соболевский Сергей Александрович (1803-1870 гг.), близкий друг Пушкина, известный библиофил и библиограф. Пушкин познакомился с ним в 1818 году, когда Соболевский учился вместе с братом поэта Львом в петербургском Благородном пансионе, но подружились они в Москве после возвращения Пушкина из ссылки. Пушкин безраздельно доверял ему как другу. Н.М. Языков называл Соболевского «приятелем, обожателем, бирючем (то есть глашатаем, вестником) и гостеприимным хозяином Пушкина». Приезжая в Москву, Пушкин останавливался, если не у Нащокина и не в гостинице, то у Соболевского, а однажды прожил у него целых пять месяцев (с 19 декабря 1826 по 19 мая 1827 года). В благодарность за дружбу и гостеприимство поэт подарил Соболевскому свой портрет, заказанный у художника В. А. Тропинина, и уникальный экземпляр поэмы «Цыганы», напечатанный специально для него на пергаменте. Соболевский, подобно П. А. Плетневу в Петербурге, был неоценимым помощником Пушкина в издательских делах. Он как человек практического склада ума принимал участие и в устройстве денежных дел поэта, а после его гибели — в спасении от бедности его вдовы и детей.

30

http://www.online-utility.org/image/ImageCache?file=4/47/Tiesenhausen_Adely_by_A._Brullov.jpg/800px-Tiesenhausen_Adely_by_A._Brullov.jpg
Портрет Адели Павловны Тизенгаузен. 1830-е годы.

       Аделаида Павловна Тизенгаузен (1807 - 1833 гг.), дочь графа П.И.Тизенгаузена (1774-1864 гг.) и Юлии Пален (1782-1862 гг.), двоюродная сестра Долли Фикельмон и Ю.П.Самойловой. С 1832 года вторая жена Андрея Ивановича Стакельберга (1797-1869 гг.), лифляндского помещика и ландрата. 29 ноября 1833 Пушкин записал в своём дневнике о смерти «молодой графини Штакельберг ».   
       Можно предположить встречи Пушкина с Аделаидой Павловной и её мужем в салонах Фикельмон, Е. М. Хитрово и в петербургском великосветском обществе.

31

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/33/A_Brullov_Natalia_Stroganova.jpg
Портрет баронессы Натальи Викторовны Строгановой,
урождённой Кочубей. Начало 1830-х годов.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

       Наталья Викторовна Строганова, баронесса, урождённая Кочубей (1800–1854 гг.), дочь графа, поздее князя, Виктора Павловича и Марии Васильевны Кочубей. С 1820 года жена Александра Григорьевича Строганова.
       Наталья Строганова - Кочубей – юношеская любовь Пушкина, симпатию к ней Пушкин сохранил до конца жизни.
       Известный пушкинист Евгений Рябцев в своей книга "113 прелестниц Пушкина: неизвестные факты личной жизни поэта" считает, что первым серьёзным романтическим увлечением в жизни юного Александра стала гордая светская красавица Наталья Кочубей. Многие исследователи-пушкинисты считают её "утаённой любовью" поэта, зашифрованной в его "донжуанском" списке под инициалами N. N. Видимо, поэт был страстно влюблён в юную прелестницу и очень переживал, когда она в 1820 году вышла замуж за графа Строганова - представителя одной из влиятельнейших и богатейших фамилий Российской империи. Наталья Кочубей вызвала у Пушкина сильную, страстную любовь, но сама при этом оставалась холодна и равнодушна. Она даже не кокетничала с ним, а просто отвергла его чувства. По мнению Евгения Рябцева, с воспоминаниями о Наталье Кочубей связаны пушкинские поэмы "Кавказский пленник", "Полтава" и "Бахчисарайский фонтан", некоторые строфы романа в стихах "Евгений Онегин".

32

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/04/%D0%A1%D1%83%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2_%D0%90%D0%BB-%D0%B4%D1%801.jpg
Портрет светлейшего князя Александра Аркадьевича Суворова.
Около 1830 года.
Бумага на картоне, акварель, карандаш, белила, процарапывание.

       Примечателен портрет светлейшего князя Александра Аркадьевича Суворова, графа Рымникского, внука генералиссимуса (1804–1882 гг).
       Биография Александра Аркадьевича Суворова, как, впрочем, и многих его современников, достойна отдельного серьёзного рассказа. Получив прекрасное образование за границей, в 1824 году он был зачислен юнкером в лейб-гвардейский Конный полк. Обвинялся в связи с декабристами, но после допроса освобождён, хотя и послан корнетом на Кавказ, где был близок с Александром Сергеевичем Грибоедовым. В 1828 году Суворов пожалован во флигель-адъютанты, сопровождал императора на театр военных действий во время русско-турецкой войны. Впоследствии — генерал-адъютант, генерал от инфантерии, петербургский военный генерал-губернатор и с 1866 года — генерал-инспектор всей пехоты. После убийства императора Александра II именно светлейший князь А.А.Суворов сообщил собравшемуся у Зимнего дворца народу о кончине государя.
       На акварели А.П.Брюллова молодой Суворов изображён в домашней обстановке. Он позирует свободно, покуривая трубку и словно ведя с художником какую-то интересную беседу. О его военной службе напоминает лишь конногвардейская фуражка, шутливо сдвинутая набок. Та же фуражка является указателем времени исполнения портрета — 1830 год. Именно в начале этого года Суворов прибыл в Петербург и с января по декабрь был прикомандирован к лейб-гвардии Конному полку. В ноябре того же 1830 года светлейший князь женился на фрейлине Любови Ярцевой, и этот факт наводит на мысль о том, что портрет мог предназначаться в подарок невесте и потому носил подчеркнуто неформальный, интимный характер.
      Для портретного творчества А.П.Брюллова изображение мужчины в военной форме является редкостью. Его модели — чаще всего штатские или отставные в тёмных сюртуках или фраках.

33

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/e8/Alexander_Brullov_04.jpg
Портрет графини Екатерины Фёдоровны Тизенгаузен и
Дарьи Фёдоровны Фикельмон. 1825 год.
Бристольский картон, акварель, карандаш, лак.
Государственный музей им. А.С. Пушкина, Москва

       Графиня Екатерина Фёдоровна Тизенгаузен (1803–1888 гг.) и Дарья Фёдоровна Фикельмон (1804–1863 гг.) — дочери графа Фёдора Ивановича Тизенгаузена и Елизаветы Михайловны Хитрово (по второму браку), урождённой Голенищевой-Кутузовой, внучки светлейшего князя Михаила Илларионовича Кутузова, были знакомы с Александром Сергеевичем Пушкиным.

34

http://f11.ifotki.info/org/a6d1469af5e23e45f2a890b00563eab7bc5f6c134104442.jpg
Портрет Софьи Александровны Урусовой. 1830-е годы

       Княжна Софья Александровна Урусова (1804-1889гг.), одна из трёх дочерей обер-гофмейстера князя Александра Михайловича Урусова.
       Княжна Урусова, Софья Александровна, впоследствии фаворитка Николая I, затем княгиня Радзивилл.
       Самый устойчивый слух распространился после коронации Николая I о московской красавице, Софье Александровне Урусовой. Так французский историк Марк Фурнье, очарованный ею, писал: « Император не заслуживает никакого упрёка ( в супружеской измене) , если не считать нескольких нежных изъявлений, тайно сделанных юной княжне, прославившейся своей красотой…».
     Княжна Софья Александровна Урусова, привлекшая внимание Николая I, по слухам бывшая якобы его фавориткой, и сегодня представляет собой загадку для тех, кто хотел бы лицезреть её красоту, отражённую в портретах художников, и узнать о её судьбе.

"Не веровал я троице доныне:
Мне Бог тройной казался все мудрен;
Но вижу вас и, верой одарен,
Молюсь трем грациям в одной богине..".
                                           А.С.Пушкин

35

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/88/Olga_Pavlovna_Alexander_Brullov.jpg
Портрет графини Ольги Павловны Ферзен,
урождённой Строгановой, 1830-е годы.

36

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/a2/Elizaveta_Chernysheva_by_Brullov.jpg
Портрет графини Елизаветы Николаевны Чернышёвой,
урождённой Зотовой с дочерьми Елизаветой и Александрой. 1829-1830 годы.
Бристольский картон, акварель, карандаш, лак.

       В 1825 году юная Елизавета Зотова вышла замуж за Александра Ивановича Чернышёва и была его третьей женой. Светлейший князь Александр Иванович Чернышёв (1786 — 1857 гг.) — российский генерал-адъютант, генерал от кавалерии, военный министр (1827—1852 годы). А.И. Чернышёв пользовался большим вниманием у женщин, но его семейная жизнь складывалась непросто. Чернышёв был женат трижды: его первая жена, Теофила Игнатьевна, урождённая Моравская, в 1819 году уехала в Париж, оставив мужа. Вторая жена, Елизавета Александровна, в девичестве княжна Белосельская-Белозерская, умерла родами в 1824 году.
       40-летний А.И. Чернышёв занимал весьма заметное место в российской политике, да и впереди его ждала немалая слава. В сентябре 1825 года он женился в третий раз на графине Елизавете Николаевне Зотовой (1809—1872 гг.), причём разрешение на брак пришлось испрашивать у самого государя.
       Слава супруга озарила и светлейшую княгиню: 5 декабря 1837 года она была произведена в статс–дамы, а в декабре 1850 года пожалована дамским орденом святой Екатерины. Елизавета Николаевна была женщиной состоятельной и имела множество высоко-ценимых в те времена достоинств, благодаря которым очень быстро заняла первенствующее положение в столичном обществе. У Елизаветы Николаевны и Александра Ивановича было три дочери (Елизавета, Александра и Мария Александровна Чернышёвы) и сын Лев Александрович Чернышёв.
      Старшая дочь - Елизавета Александровна вышла замуж за князя Владимира Ивановича Барятинского. У них было двое детей – Сын Александра и дочь Мария.
      Вторая дочь Чернышёва – княжна Александра Александровна, стала супругой князя Дмитрия Алексеевича Лобанова-Ростовского.
      Младшая дочь Чернышёвых – Мария Александровна Чернышёва последняя владелица усадьбы. Была фрейлиной царского двора. Личная жизнь её не удалась, она не была замужем и не имела наследников.
      Сын Чернышёвых – князь Лев Александрович Чернышёв пошёл по стопам своего знаменитого отца.

37

http://s3.uploads.ru/t/0brWj.jpg
Портрет Александры Фёдоровны Шебер. Начало 1840-х годов.

       Александра Фёдоровна Шебер (1824- 1901 гг.), жена Николая Фёдоровича Аделунга (1809—1879 гг.), секретаря великой княгини Ольги Николаевны.

38

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/dc/%D0%A8%D1%83%D0%B1%D0%B5%D1%80%D1%82_%D0%A1.jpg
Портрет Софьи Александровны Шуберт,
урождённой баронессы фон Раль. 1831-1833 годы.

        Софья Александровна Шуберт, урождённая баронесса Раль (1801-1833 гг.), бабушка Софьи Васильевны Ковалевской.

39

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/ab/Alexander_Brullov_03.jpg
Портрет княгини Натальи Степановны Голицыной,
урождённой Апраксиной. 1822 год.
Бумага, акварель, карандаш. 
Государственный Музей им. А.С. Пушкина, Москва

40

http://s2.uploads.ru/t/Ll5IA.jpg
Портрет сестёр Александры и Ольги Шишмарёвых. Около 1835 года.
Бумага на бристольском картоне, акварель, карандаш, лак.

41

http://s6.uploads.ru/t/NKLJB.jpg
Портрет графини Толстой. 1829 год.

42

http://mtdata.ru/u25/photoA358/20849370762-0/original.jpg
Клюндер А.И. по оригиналу Соклова П.Ф.
Портрет А.П. Брюллова. 1840 год.

Бристольский картон, акварель, карандаш, лак.
Поступил от А.С.Емельяновой в 1981 году. ГМП

43

http://vsdn.ru/images/data/mus/70399_big_1354691108.jpg
Портрет Дмитрия Сергеевича Львова. Середина 1830-х годов.
Бристольский картон, акварель, карандаш, лак.
Государственный музей им. А.С.Пушкина, Москва

      Дмитрий Сергеевич Львов (1807 — не ранее 1896) — старший сын новоторжского предводителя дворянства С.Д.Львова, родственник президента Академии художеств А.Н.Оленина, знакомый братьев Брюлловых.

44

http://img-fotki.yandex.ru/get/6835/121447594.770/0_16a97b_d717bf30_orig.jpg
Портрет Василия Алексеевича Перовского. 1824 год.
Бумага, акварель, лак. 29,7 х 19,4 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

      Перовский Василий Алексеевич (1795-1857 гг.),внебрачный сын графа А. К. Разумовского. Участник Отечественной войны 1812 года и русско-турецкой войны (1828 г). Генерал-адъютант (1833 г.), член Государственного Cовета (1845 г.), граф (1855 г.). Брат писателя-романтика А. А. Перовского, друг поэта В. А. Жуковского.

45

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/04/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%83%D0%BB%D0%BA%D0%B0_%D0%B2_%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8F%D1%81%D0%BA%D0%B5._1845-1846.jpeg
Прогулка в коляске. 1845-1846 годы.
Холст, масло. 42,5 x 52,6 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

46

http://ic.pics.livejournal.com/gastroscan/19941655/84013/original.jpg
Дом Торквато Тассо в Сорренто. 1824 год.

47

http://petroart.ru/art/b/brulovA/img/6.jpg
Рим. Вид на термы Диоклетиана. 1823 год.

48

http://mtdata.ru/u5/photo7F47/20651021626-0/original.jpg
Итальянские руины. 1822—26 годы.

49

http://static.biblioclub.ru/art_portal/pictures/436/436848/11_01190.jpg
Портрет неизвестного. 1830-е годы.
Акварель.

50

http://vsdn.ru/images/data/mus/70399_big_1355121609.jpg
Портрет трёх девочек в интерьере. 1840-е годы.
Бумага, акварель, белила. 44 х 34 см (в свету)
Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени, Москва


Вы здесь » "Альтернатива" » Русские художники ХIХ века » Александр Павлович Брюллов