"Альтернатива"

Объявление

 

 

 

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "Альтернатива" » Зарубежные художники » Пьер Огюст Ренуар


Пьер Огюст Ренуар

Сообщений 1 страница 50 из 266

1

http://img-fotki.yandex.ru/get/5818/107248342.15/0_86cfb_ce275c59_XXL.jpg
Автопортрет в тридцать пять лет. 1876 год.
Холст,масло. 73 x 57 см.
Художественный музей Фогг. США.
Музей искусств Гарвардского университета.
Кембридж. (Массачусетс).

Пьер Огюст РЕНУАР
(1841-1919 годы)

Художник, один из ведущих представителей импрессионизма во Франции.

      Огюст Ренуар родился в Лиможе, в семье провинциального портного, который в 1845 году переехал в Париж. Происходил он из бедной семьи, и поэтому с юности был вынужден зарабатывать себе на жизнь. Расписывал от руки фарфоровые чашки, пока внедрение механизации не лишило его этого заработка. Тогда он подрядился писать религиозные сцены в мастерской, которая поставляла шторы с церковными сюжетами миссионерам, работавшим в Африке. Здесь Ренуар накопил сумму, достаточную для того, чтобы бросить приработок и целиком отдаться учению, - он поступил в мастерскую Глейра, где познакомился с Моне, Базилем и Сислеем. Так сложилась маленькая группа художников, которая возглавила новые искания в живописи.
      Вместе с Клодом Моне Ренуар писал маленькие картины-этюды, которые заканчивал прямо под открытым небом. Излюбленным местом их работы был так называемый "Лягушатник" - местечко на Сене под Парижем, где располагались общественные купальни и ресторан. Там бывало смешанное общество и постоянно царило праздничное настроение. Эту атмосферу непринужденного времяпровождения на берегу реки запечатлели в своих картинах молодые художники. В картине "Купанье на Сене" (1869 год), хранящейся в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве, яркие пятна одежды парижан, зелень деревьев, отблески света на воде слагаются в единую живую гармонию солнца и движения.
      Когда была объявлена франко-прусская война, художника призвали в армию, и он проходил службу в полку конных стрелков в Бордо. Видя его жизнерадостность, командир советовал ему продолжать военную карьеру. "Что, если бы я занялся всеми профессиями, которыми меня пытались соблазнить! - восклицал в старости Ренуар, беседуя с молодым торговцем картинами Волларом. - Я уже рассказывал вам, что в моей юности Гуно - мой преподаватель сольфеджио в коммунальной школе, где я учился, - настаивал, чтобы родители отдали меня учиться пению".
      Могучая витальная сила, радостное восприятие мира, врожденные таланты и быстрота реакции, присущие Ренуару, делали его одаренным во многих областях, но он все силы своей души вложил в живопись. Поэтому среди картин других импрессионистов его работы привлекают особой теплотой, которую, кажется, источают краски, в них чувствуется, как бьется пульс жизни и в то же время видна свободная живописная работа кисти.
      В семидесятые годы Ренуар создает картины, которые стали классикой живописи французского импрессионизма. Среди них - "Обнаженная" (Москва, ГМИИ им. А. С. Пушкина), для которой позировала натурщица Анна. Под названием "Этюд" эта работа была показана на второй выставке импрессионистов в 1876 году. В XIX столетии художники писали обнаженную модель, как правило, в оправе мифологического или исторического жанра. Нагота считалась признаком условности сюжета. Обнаженную натуру писали как бы безлично, передавая идеальные формы тела, но не связывали их с человеческой индивидуальностью. В "Обнаженной" Ренуар соединяет черты жанра ню и портрета. Лицо молодой темноволосой женщины подчеркнуто индивидуально, это цветущая, уверенная в себе парижанка. Нагота не смущает ее, она спокойно сидит, вполоборота повернувшись к зрителю. Ее фигура несколько полновата и тяжеловесна, но прекрасна зрелой женской красотой. Ренуар любуется мягко круглящимися формами, передает холодноватые тени, скользящие по бедрам, по спине, подчеркивающие живую трепетность тела.
      В картинах Ренуара часто соединяются разные жанры живописи. Он любит писать своих друзей и их подружек под сенью деревьев, освещенными солнцем, сочетая портрет и жанровую сцену с пейзажем. В картине "Качели" (1876 год, Париж, Лувр) он изобразил уголок одного из парижских садов. Девушка в розовом платье, украшенном множеством бантиков, кокетничая с двумя молодыми людьми в соломенных канотье, встала на доску качелей, подвешенных под деревом. Этот мотив балансирующего равновесия, подвижной неподвижности может рассматриваться как метафора импрессионнистической картины вообще. Ведь в ней главное - изменчивость, движение, и в то же время художник-импрессионист всегда схватывает момент определенной статичности, уравновешенности форм. "Качели" Ренуара наполнены игрой солнечных зайчиков, проникающих сквозь ажур листвы и будто перебегающих с места на место. Воздух и свет здесь слиты воединно и охватывают текучей мягкой атмосферой персонажей картины.
      Ренуар любит писать людей, занятых непринужденной беседой, светской болтовней, легким флиртом, сидящих с цветами, с книгой, за рюмкой вина где-нибудь на берегу реки или в беседке, увитой зеленью. Котята, маленькие собачки, дети - непременные участники его картин, вносят в них ощущение нежности и игривости. Художнику была чужда назидательность Курбе, сатира Домье. В молодости он подражал ориенталистским сценам Делакруа, но восточные сюжеты - гарем и одалиски - влекли его красочностью, а не экзотикой. Он первым открыл живописность, острую характерность, выразительность поз и типов в окружающей современной жизни. Его сотоварищ по импрессионистским выставкам Эдгар Дега тоже был наблюдателем парижских типов и нравов, но спектр его впечатлений был гораздо уже, а взгляд на жизнь был омрачен грустью и иронией. Ренуар же не хотел замечать печальных сторон жизни, видимо, они ему были слишком хорошо знакомы в пору его нищей юности.
      В 1881 году он написал большую картину "Завтрак лодочников" (Вашингтон, галерея Филипс). Здесь вновь была запечатлена атмосфера многолюдного дружеского общения, молодости и веселья. В левой части картины Ренуар изобразил молоденькую девушку в шляпке, украшенной цветами. Она играет с собачкой, которую посадила прямо на стол. Эта девушка спустя некоторое время стала женой художника.
      К Ренуару пришло признание. Отчасти он был обязян этим своему умению писать портреты. Несколько семейных портретов, исполненных им и висевших на видном месте в богатых домах, послужили его славе больше, чем участие во многих выставках группы импрессионистов, во время которых только сыпались насмешки критиков. Ренуар не льстил своим моделям. Просто он смотрел на них так же радостно и весело, как и на все вокруг, и поэтому люди в его портретах всегда выглядели счастливыми и красивыми.
      Ренуар продолжал плодотворно работать до глубокой старости. Его многочисленные "Обнаженные", для которых позировали служанки, жившие в доме, стали гимном жизни и молодости, который не уставал петь художник, пока кисть еще держалась у него в руках. Умер он в 1919 году.

2

Я обожаю импрессионистов, но самый любимый мой художник
Огюст Ренуар, его светлые романтичные картины не могут оставлять
людей равнодушными!!!

https://img-fotki.yandex.ru/get/15589/92936793.13/0_1121fb_1e08e0bf_orig.jpg
Портрет Жанны Самари. 1877 год.
Холст, масло.  56 × 46 см.
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Москва.

      Ренуар принадлежит к числу крупнейших художников-импрессионистов, в чьем творчестве портрет сохранил значительное место. Особенно характерны были для него женские образы, привлекательные своей нежной и чувственной красотой. Неоднократно изображал Ренуар Жанну Самари - актрису французского театра ("Комеди франсэз"). За свою короткую жизнь Жанна Самари неизменно восхищала зрителей тонкой живой игрой, своей музыкальностью, чудесной дикцией. Портрет, хранящийся в ГМИИ имени А. С. Пушкина и являющийся эскизом к парадному портрету в рост (Ленинград, Государственный Эрмитаж), отличается свежестью непосредственного восприятия художником своей модели. Приветливая улыбка двадцатилетней актрисы как бы обращена к публике, в глазах играют искорки смеха, оттенённые едва заметной лёгкой задумчивой грустью. Радостное жизнеощущение Самари, сознание своей молодости, красоты, таланта и успеха передано созвучным сочетанием ярких и светлых красок. Розовый цвет не только служит фоном, он как розовое облако окутывает фигуру актрисы - её голубое платье, пушистые золотые волосы, нежное тело, румянец щёк и губы, окрашенные в цвет лепестков розы, приколотой к платью".
      Это тоже портрет Жанны Самари, Огюст Ренуар рисовал её много раз.

https://img-fotki.yandex.ru/get/116164/92936793.13/0_1121e2_ce4570c3_XXXL.jpg
Портрет актрисы Жанны Самари. 1878 год.
Холст, масло. 174 × 105 см.
Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург.

       Огюст Ренуар написал несколько эскизов к портрету этой актрисы, а сам портрет (в полный рост) создан в 1878 году. Он послал его на Салон 1879 года и сам потом восхищался чудом, что это произведение сохранилось. Посыльный, который должен был просто перенести эту картину, увидел, что она не покрыта лаком. Огюст Ренуар не покрыл портрет лаком, потому что краски были ещё совсем свежие, а посыльный подумал, что художник сделал это из экономии. Он решил облагодетельствовать художника и остатками лака от другой картины покрыл "Портрет Жанны Самари". В какие-то полдня О. Ренуару пришлось переписать всю вещь.
      В нём (так же, как и в этюдах) художник создал полный жизни и тепла, грациозный и обаятельный облик Жанны Самари. Уже с самых первых своих работ О. Ренуар отказался от рабской привязанности к рисунку, никогда не делал строго замкнутого контура, чтобы потом заполнить его краской. Он всегда рисовал только кистью, выделяя форму в процессе работы, как скульптор. Поэтому известный художественный критик Моклэр так писал о портрете Жанны Самари: "Там, где ученик Академии написал бы корректное платье, пригодное служить моделью для портнихи, Ренуар создаёт поэму из шелковистых мелочей, воспринятых чутким и пылким глазом художника и гармонирующих с самим образом привлекательной белокурой актрисы".

https://img-fotki.yandex.ru/get/22/92936793.13/0_1121e3_897803fb_orig.jpg
Портрет Жанны Самари (также известный как "Мечта"). 1877 год.
Холст, масло. 46 × 44 см.
Комеди Франсэз. Париж.

https://img-fotki.yandex.ru/get/4007/92936793.13/0_1121fa_d1124972_XXXL.jpg
Этюд к портрету актрисы Жанны Самари. 1877 год.
Холст, масло. 56 х 47 см.
Художественный музей Цинциннати. Штат Огайо. США.

3

https://img-fotki.yandex.ru/get/3415/92936793.3/0_105b57_62057b23_orig.jpg
Генриетта Анрио. 1876 год.
Холст, масло. 66 х 50 см.
Национальная галерея. Вашингтон.

       "... В середине 70-х годов Ренуар создает несколько великолепных портретов актрисы театра "Одеон" Генриетты Анрио. Возможно, она подсказала Ренуару тему портрета "Чтение роли". Она позировала ему для портрета в постановке "Парижская леди". В 1876 году он пишет портрет Генриетты Анрио, который сейчас находится в Национальной галерее в Вашингтоне.
       Глядя на него, мы видим, как разнообразен был Ренуар в выборе средств выразительности. Он увидел в мадам Анрио женщину XVIII века, изящную, нежную, и выбрал для её портрета лёгкие, почти пастельные цвета: дымчато-серые и светло-зелёные. Открытое лицо с правильными чертами, тёмные глаза и тёмно-каштановые волосы создают классическую портретную композицию, напоминающую женские портреты французских художников середины XVIII века..."

4

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/4f/Pierre-Auguste_Renoir_-_Danse_%C3%A0_la_campagne.jpg
Танец в деревне. 1882-1883 годы.
Холст, масло.  180 х 90 см.
Музей д'Орсэ. Париж.

      "Вряд ли в прямом смысле к театральным можно отнести три портрета танцующих пар, написанных Ренуаром в 1883 году: "Танец в городе", "Танец в Буживале", "Танец в деревне", которые иногда называют зимней, весенней и летней картинами. С некоторым сомнением их можно назвать и портретами, хотя Ренуару позировали конкретные и известные люди. Во всяком случае, женский образ на двух из этих трёх картин изображает натурщицу Мари-Клементину Валадон, ставшую впоследствии известной художницей под именем Сюзанны Валадон, а её сын Морис Утрилло стал всемирно известным художником. А на третьей картине изображена Алина Шериго.
       Танцующие пары представлены Ренуаром не на сцене, а в бытовых интерьерах. С этой точки зрения их никак нельзя назвать театральными, и всё-таки, доверившись ощущениям Ренуара, представлявшего жизнь как волшебный театр, эти  три картины зритель воспринимает как сияющий театрализованный праздник.
       Эта двухфигурная композиция по-новому развернулась в танцевальной паре, представленной на трёх картинах.
Партнёр и партнёрша кружатся в плену танцевального ритма, но мы видим только миг, хотя, если мысленно представить рядом три эти работы, то получится почти полный оборот движения танцующих пар.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/12/Pierre-Auguste_Renoir_019.jpg
Танец в городе. 1883 год.
Холст, масло. 180 х 90 см.
Музей д'Орсэ. Париж.

       Изображённый на картине «Танец в городе» мужчина одет в чёрный костюм, а женщина — в бальное платье из белой сатиновой или шёлковой тафты.
       Женщина, позировавшая для картины — Сюзанна Валадон (Suzanne Valadon, настоящее имя Мари-Клементина Валадон), в то время натурщица Ренуара, впоследствии ставшая известной художницей, а позирующим мужчиной был Поль Лот (Paul Lhôte) — близкий друг Ренуара, искатель приключений, журналист и писатель. Сюзанна Валадон и (предположительно) Поль Лот также позировали для картины «Танец в Буживале».
       С 1886 года владельцем картины был известный маршан Поль Дюран-Рюэль (Paul Durand-Ruel). С 1978 года она находилась в коллекции Лувра и выставлялась в национальной галерее Же-де-Пом. В 1986 году она была передана в Музей Орсе, где она и находится до сих пор.

https://img-fotki.yandex.ru/get/3809/92936793.13/0_1121e4_408ef5cc_X4L.jpg
Танец в Буживале. 1883 год.
Холст, масло. 180 х 98 см.
Музей изящных искусств. Бостон. США.

      Среди этих трёх работ выделяется "Танец в Буживале". Причём замысел этой картины владел Ренуаром достаточно долго. В собрании графики венского музея Альбертина есть рисунок, помеченный 1880 годом, почти в точности изображающий композицию картины и в первую очередь рисунок танцующей пары. И хотя, когда видишь сам холст, кажется, будто всё написано мгновенно, как бы в один присест, однако само это впечатление есть результат долгой работы живописца, к которому он стремился и который ему удалось достичь.

5

https://img-fotki.yandex.ru/get/26001/92936793.13/0_1122c4_e91723bf_XXXL.jpg
Читающая девочка. 1893 год.
Холст, масло.
Собрание Лопес. Алжир

6

https://img-fotki.yandex.ru/get/4426/92936793.14/0_1122d2_a15bc5cd_orig.jpg
Девочка с колосьями. 1888 год.
Холст, масло.  65 x 54 см.
Музей искусств. Сан-Паулу. Бразилия.

7

https://img-fotki.yandex.ru/get/116164/92936793.13/0_1121e1_f05abb3a_orig.jpg
Завтрак гребцов. 1880 - 1881 годы.
Холст, масло. Холст, масло. 130 × 173 см.
Собрание Филлипс. Национальная галерея. Вашингтон.

     В 1881 году он написал большую картину "Завтрак гребцов" (Вашингтон, галерея Филипс). Здесь вновь была запечатлена атмосфера многолюдного дружеского общения, молодости и веселья.
     Ренуар сам стоит здесь, опершись спиной и руками на перила террасы, крепкий, уверенный в себе мужчина, одетый в рубашку без рукавов, обнажившую сильные руки. Перед ним, за столиком сидит очаровательная девушка, посадившая перед собой на стол маленькую пушистую собачку и забавляющаяся игрой с ней. Ренуар представил зрителям Алину Шериго, которой в ту пору было чуть больше двадцати лет и с которой он окончательно свяжет свою жизнь именно в 1881 году, хотя официальная регистрация их брака состоится только в 1890 году.

8

https://img-fotki.yandex.ru/get/4908/92936793.14/0_1123df_9dddca82_orig.jpg
Две девушки, читающие в саду. Около 1890 года.
Холст, масло. 46 x 55 см.
Собрание супругов Ставрос Ниархос. Афины.

     Жизнерадостное восприятие мира, присуще в целом всему импрессионизму, особенно отчётливо проявилось в творчестве Ренуара. Его привлекали молодые свежие лица, естественные, непринуждённые позы.
     В сделанных им портретах нет психологической глубины, но сходство с оригиналом в них установлено тонко, привлекает живой блеск глаз, нежные отсветы окружающих красочных тонов на коже лица.

9

https://img-fotki.yandex.ru/get/68630/92936793.14/0_1124e1_1233f95d_X4L.jpg
Зонтики. 1881-1885 годы.
Холст, масло. 180,3 × 114,9 см.
Национальная галерея. Лондон.

      Над этой картиной Ренуар работал на протяжении ряда лет, как раз в то время, когда произошли кардинальные перемены в его манере письма. Он начал эту картину незадолго до отъезда в Италию, где находился в 1881-1882 годах, но работа оставалась незавершённой ещё как минимум пять лет.
     Детальное изучение фасонов показывает, что платья на женщинах, изображённых в правой части картины, соответствуют моде 1881 года, а платье на женщине слева - моде 1886 года. Имеются также различия в цветовом решении этих частей картины. Фигуры двух девочек, стоящих с правой стороны картины, написаны мягкими, воздушными мазками, характерными для Ренуара-импрессиониста, а фигуры в левой части полотна выполнены уже другим стилем, более конкретным, явно демонстрирующим то влияние, которое оказало на художника изучение образцов классического искусства и искусства эпохи Ренессанса, с которыми он познакомился в Италии. Несмотря на эти различия, картина смотрится очень цельно и считается одной из самых известных работ Ренуара - оригинальной по замыслу и наполненной живыми, яркими деталями. Эта картина была последним большим полотном, на котором Ренуар изобразил сцену из современной ему жизни.

10

https://img-fotki.yandex.ru/get/3609/92936793.3/0_105b52_dda0fd55_orig.jpg
Читающая девушка. 1875-1876 годы.
Холст, масло. 90 х 67 см.
Лувр. Париж.

     Постоянно экспериментируя, на этом портрете Ренуар хочет добиться ощущения ослепительного солнечного сияния. Освещая копну рыжих волос и падая из-за спины девушки на страницы раскрытой книги, свет отражается от белой бумаги на очаровательном молодом лице. Повсюду играют солнечные блики.
     Кисть художника не скользит мягкими широкими касаниями по зерни холста. Краски положены густо, отдельными пятнами. Так, например, с близкого расстояния видно, что большой светлый бант на шее девушки написан густыми белилами, а поверх и рядом с ними чёткими раздельными мазками проложены голубая, синяя и яркие красные краски. Вблизи мы видим густое, почти штриховое письмо, но отдаляясь от портрета, обнаруживаем, что, соединяясь вместе, эти разноцветные пятна и штрихи, сливаясь, передают трудно уловимую игру отражённого от белых страниц книги солнечного света на большом банте шейного платка.
     Такими же разнообразными приёмами наложения краски на холст от густого пятна, штриха и растирания краски по грунту кистью, шпателем или даже пальцем, создана сочная красочная симфония, передающая прелесть освещённой солнцем головы и лица. Ренуар уловил мгновенное впечатление. Портрет, несмотря на статичность простой композиции, фиксирует быстро проходящую и постоянно меняющуюся цветовую и воздушную атмосферу самого облика читающей девушки. Простейший сюжетный мотив не отвлекает, а наоборот, сосредотачивает внимание зрителей на самой живописи, на том, с каким мастерством, граничащим с волшебством, изображена освещённая солнцем голова модели. Можно и дальше подробно разобрать, как Ренуар передавал на холсте мгновенно меняющиеся впечатления от нежной кожи лица, от восхитительных волос медового цвета. Можно отметить контрастный всему образу тёмный синий фон портрета и намеченные за головой очертания рамы окна, сквозь которое и льётся этот ослепительный свет, или рассказать, как на тёмную кофту положен светлый облик,обозначивший плечо и подчеркнувший объёмность фигуры девушки. А ещё лучше один раз увидеть этот шедевр, чтобы понять, что "Читающая девушка" Ренуара - одна из вершин французского импрессионизма.
     Портрет интересен ещё и тем, что краски на нём положены рельефно, и если взглянуть на него пристально, то заметны объемные возвышения красочного слоя, особенно в тех местах, где Ренуар старался добиться передачи сложных световых эффектов.  Рисунок здесь не играл особенной роли. Он формировался цветом. Поэтому его контуры зыбки и неопределенны. Впоследствии Ренуар совершенно по-иному будет относиться к рисунку в своих композициях. Но сейчас, в период расцвета импрессионистической живописи, рисунок играл подчинённую роль, в отличие от академической живописи тех лет, где он занимал главное место.

11

https://img-fotki.yandex.ru/get/5812/92936793.14/0_1124e3_8e45e626_orig.jpg
Девушки в чёрном. 1880-1882 годы.
Холст, масло. 81,3 x 65,2 см.
Государственный Музей изобразительного искусства им. А.С.Пушкина. Москва.

     
      Возвращаясь к середине 1880-х годов, можно отметить, что этот период, когда Ренуар ищет новые пути развития своей живописной техники, Воллар в своих воспоминаниях назвал периодом "жёсткой" манеры Ренуара.
     Ренуар писал "Девушек в чёрном" тогда, когда сам начал сомневаться в некоторых особенностях техники импрессионистической живописи и стал работать обобщёнными и локальными цветовыми массами, нанося краски на холст более широким, длинным и плавным мазком. В особенности это видно в образе девушки, сидящей к зрителям в анфас. Она чуть склонила голову, опершись на руку, почти как Жанна Самари на своем портрете, однако в её образе нет того особенного индивидуального заострения характеристики.
     Всё написано так, как будто Ренуар создавал просто облик молодой парижанки - очаровательной, мечтательной, красивой, модно, но довольно скромно одетой. Её тёмное в талию платье художник написал густым ровным тёмно-синим цветом, избегая мелких движений кистью, свойственных его более ранним работам. "Девушки в чёрном" предстают перед нами молодыми красивыми женщинами, и, глядя на них, так и хочется, чтобы самый обыденный мир стал таким же праздничным и красивым, как его видел художник...

12

https://img-fotki.yandex.ru/get/27579/92936793.14/0_1124df_2371b34e_orig.jpg
Мадам Шарпантье со своими детьми. 1878 год.
Холст, масло. 154 х 190 см.
Музей Метрополитен. Нью-Йорк. США.

     В 1875 году Ренуар знакомится с крупнейшим издателем современной французской литературы Жоржем Шарпантье и его женой, которые вводят Ренуара в свой салон. Здесь собирались Золя, Доде, Гонкуры, Мопассан и даже бывал наш Тургенев.
     Портрет имеет точную центрическую композицию, где главную роль играет фигура мадам Шарпантье, свободно расположившаяся в длинном платье на небольшом диване. Её спокойный взгляд направлен не на своих детей, а поверх их голов в свободное пространство. Она величественно сидит, опершись рукой в золотых кольцах с крупным золотым браслетом на спинку дивана, в своей японской гостиной, как подлинная хозяйка дома и главная фигура известного в Париже салона.
     Наибольшее очарование вызывают двое маленьких детей супругов Шарпантье. Мальчик Поль с длинными белокурыми вьющимися волосами, очень похожий на девочку (долгое время критики, говоря об этой картине, считали Поля девочкой), сидит на диване рядом с матерью. Он смотрит на свою старшую сестру Жоржетту, которая расположилась на спине огромной собаки. Дети, похожие друг на друга, в одинаковых голубых с белыми кружевами платьицах, в белых носках и изящных туфельках, написаны Ренуаром с неподдельным восхищением их прелестью и чистотой.Так, соединяя строгую выверенность композиции, гладкое и тщательное живописное решение центральной фигуры мадам Шарпантье с лёгкостью и свободой письма двух очаровательных ребятишек, Ренуар создал портрет, который принёс ему общественный успех.

13

https://img-fotki.yandex.ru/get/9816/92936793.13/0_1122be_64d2282b_orig.jpg
Сёстры. (На террасе). 1881-1882 годы.
Холст, масло. 100,5 × 81 см.
Институт искусств, Чикаго. США.

     Импрессионисты - художники света, и в «Сёстрах» свет играет исключительно важную роль, сверкая на воде, переливаясь в россыпях цветов и листве за террасой, вспыхивая в бутоне на груди девушки и венке девочки и, наконец, застывая искрами в глазах обеих прелестных героинь. Светящаяся алая шляпа девушки, звучность цвета которой выразительно подчёркнута свежей зеленью фона, с первого момента приковывает любой взгляд к юному лицу, его чистому овалу, нежной коже, прекрасным глазам мечтательницы.
     «Сёстры» впервые были представлены публике на седьмой выставке импрессионистов весной 1882 года. Кого изобразил художник в младшей «сестре» неизвестно, а для старшей позировала Жанна Дарло (1863-1914 годы). Тогда ей было всего 18 лет. Вскоре она поступила в театр Жимназ, где подвизалась в комедийных ролях второго плана. Фотографии красивой актрисы печатались неоднократно.
     Особое свойство героинь ренуаровских картин состоит в том, что они похожи и не похожи на модель. Сравнивая их фотографии и портреты, понимаешь, что в живописи они неизмеримо привлекательнее. Картина Ренуара - это прежде всего живопись, а уже потом только мотив или персонаж. И его живопись всегда заключает образ возвышенный, но заведомо чуждый ходульности, так что художник мог позволить себе и юмор, и игру аллюзиями. Не учитывая этого, нельзя понять деталь в левом нижнем углу композиции, которую с первого взгляда можно принять за цветы. Логически такая деталь - корзина с разноцветными клубками шерсти, мало оправдана, поскольку действие картины происходит не в интерьере, а под открытым небом.

14

https://img-fotki.yandex.ru/get/3009/92936793.13/0_1122c6_c1559760_XXXL.jpg
Девушка с веером. Около 1881 года.
Холст, масло. 65 × 50 см
Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург.

      Демократичность, присущая импрессионистам в выборе тем, проявилась у Ренуара и в выборе моделей для портретов. Художник нередко писал девушек из парижских предместий, привлекавших его естественной женственностью.
     "Девушка с веером" - это Альфонсин Фурнез, дочь владельца кабачка "Лягушатник" ("Гренуйер"), неоднократно позировавшая Ренуару. В этом кабачке девушку называли красавицей Альфонсин. Красота её не в классических чертах, а в очаровании молодости, живых красках лица, блеске глаз. Образ исполнен обаяния, которое мастер воспевает в своих героинях.
      Тщательная проработка лица позволяет разглядеть детали, тогда как руки, платье, веер переданы более обобщённо. Тонкая разработка цветовых отношений создает ощущение световоздушной среды, заполняющей фон и смягчающей контуры.

15

https://img-fotki.yandex.ru/get/5010/92936793.14/0_1124e0_d05ddb15_XXXL.jpg
Две девушки у фортепиано. 1892-1893 годы.
Холст, масло. 116 × 90 см.
Музей Орсе. Париж.

        В начале 1892 года Ренуар был приглашён правительством Франции для выполнения заказа для нового Люксембургского музея в Париже, который планировал представлять творчество живущих ныне художников. Он выбрал в качестве сюжета милую сценку буржуазной семейной жизни - двух молоденьких девушек за фортепьяно.
        В картине "Девушки за пианино" художник, любуясь юными созданиями, разучивающими музыкальную пьесу, не забывает об интерьере - он просто рисует тепло и уют. Округлые линии предметов, мягкие контуры, тёплый свет вокруг девушек отражается в волосах моделей, - всё это передаёт атмосферу спокойствия и благополучия, царящую в доме, атмосферу счастья.
       Ренуар знал, что эта работа будет подвергнута самому внимательному исследованию, поэтому он очень тщательно прорабатывал мельчайшие детали композиции и предварительно написал пять холстов с этой сценой. Самыми удачными считаются варианты картины в коллекциях Роберта Лемана и Густава Кайботта.

https://img-fotki.yandex.ru/get/27797/92936793.14/0_1124de_4ec5ff6d_XXXL.jpg
Девочки за пианино. 1892 год.
Холст, масло.
Музей Оранжери. Париж. Франция.

16

https://img-fotki.yandex.ru/get/71249/92936793.14/0_1124e2_43544a41_XXXL.jpg
В саду. 1885 год.
Холст, масло. 112,5 х 170,5 см.
Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург.

     Картина никогда не выставлялась и оставалась практически неизвестной публике. Ренуар, как и все импрессионисты, избегал сюжетного "прочтения" темы. Здесь же он в какой-то мере отступает от этого правила, не впадая при этом в сентиментальную безвкусицу. Изображённая сцена - не просто любовное свидание: облик юноши не оставляет сомнений в его намерениях - он просит руки девушки, что подтверждают и цветы на столике, и мечтательное выражение лица девушки. Серьёзность намерений юной пары скрепляется крестом на груди девушки - деталь необычная для неверующего художника, который к тому же избегал писать украшения. В своих любовных сценах Ренуар обычно изображал женщину, с которой он был или хотел быть близок, но рядом с ней он вместо себя помещал кого-то из своих друзей. Так, героем этой картины стал художник Анри Лоран; моделью для девушки послужила Алина Шариго, подруга Ренуара, которая впоследствии стала его женой. Похоже, однако, что рисовал он её не с натуры, а по воображению.

17

https://img-fotki.yandex.ru/get/9318/92936793.13/0_1121e7_ef9fa84a_orig.jpg
Дама в чёрном. (Портрет мадам Артманн). 1874 год.
Холст,масло. 63 x 63 см. 
Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург.

     В портрете создан лирический образ женщины "ренуаровского типа", покоряющий естественной гармонией и женственностью. Исполненное в период расцвета импрессионизма, произведение демонстрирует сложные цветовые нюансы, прежде всего, в изображении чёрного платья. Чёрный цвет, меняющийся в оттенках под воздействием световоздушной среды, передан красочными отношениями широкого диапазона, и лишь в самых глубоких тенях использована чёрная краска. Столь же виртуозно показана игра цветовых рефлексов на белых манжетах и воротнике. Лицо написано более гладко и более детально. Этот приём, характерный для портретов кисти Ренуара, сочетается со свободным вибрирующим мазком. По одной из версий, портрет изображает госпожу Артманн, жену известного издателя нот, по другой - натурщицу Анну.

18

https://img-fotki.yandex.ru/get/15520/92936793.13/0_1121e8_755bdf76_orig.jpg
Женский портрет. 1877 год.
Бумага, пастель. 65 × 48,8 см.
Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург.

      Кто позировал для этого портрета - неизвестно, но облик женщины, её поза и декоративные детали фона свидетельствуют, что это заказной портрет. Картина исполнена в ключе, по всей видимости, импонировавшем заказчице. Возможно, ею же подсказан и выбор техники пастели, которая самим художником практиковалась довольно редко. Но Ренуар, даже если и считался с желанием заказчика, никогда не менял своего почерка. Непринужденность и лёгкость, с какой в этом портрете "звучат" арабески фона, напоминают о том, что чисто живописные проблемы оставались для него основными в работах любого рода.

19

https://img-fotki.yandex.ru/get/3413/92936793.14/0_1124e6_8ad5278f_orig.jpg
Ребёнок с кнутиком. 1885 год.
Холст, масло. 105 х 75 см.
Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург.

      В творчестве Ренуара детские образы проникнуты такой же теплотой и обаянием, как и образы женщин. Этьен Гужон, изображённый на полотне, - воплощение "ренуаровского" типа ребёнка. Пятилетний мальчик одет так, как принято было одевать детей в 80-е годы ХIХ века. Произведение создано в тот период, когда художник обратился к творчеству Энгра и Рафаэля, стремясь вернуть живописи чистоту рисунка. Чёткая линия, которой очерчено лицо ребёнка, вступает в противоречие с написанным свободными мазками импрессионистическим пейзажем. Эта манера получила название "жёсткого" или "энгровского" стиля. Она стала выражением кризиса импрессионизма, переживаемого всеми художниками этой группы. В дальнейшем мастер отказывается от использования линии, и его живопись становится ещё более свободной.

20

https://img-fotki.yandex.ru/get/15523/92936793.14/0_1124e7_850eefa9_orig.jpg
Портрет Мадмуазель Легранд. 1875 год.
Холст, масло.  59,7 х  81,3 см.
Художественный музей Филадельфии. США.

21

https://img-fotki.yandex.ru/get/5408/92936793.3/0_105b60_b7161282_orig.jpg
Чашка шоколада. 1878 год.
Холст, масло. 44 × 55,7 см.
Частная коллекция.

    «Чашка шоколада» — первая картина Ренуара, принятая на Парижский Художественный Салон 1878 года. На картине изображена одна из любовниц Ренуара, ставшая его музой на 4 года. Звали её Маргарита Легран. Художник познакомился с девушкой в 1875 году. Маленькая Марго позировала для таких картин как «Качели», «Девушка в лодке», «После концерта» и конечно, «Чашка шоколада».
Маргарита не отличалась красотой, но в её внешности, несомненно, была своеобразная выразительность. Живая, бойкая Марго водила сомнительные знакомства со всяким сбродом. Ренуар часто возмущался её неаккуратностью. И однако, несомненно, его привлекала эта натурщица, хотя он и исправлял некоторые недостатки её лица. Нравился ему и жизнерадостный, пылкий нрав Марго. Художник был очарован её естественным изяществом и смелостью.
       Маргарита умерла от оспы в феврале 1879 года. Для Ренуара её смерть была большой утратой.

22

https://img-fotki.yandex.ru/get/3514/92936793.14/0_1124f5_54b9544f_orig.jpg
Зонтик. 1878 год.
Холст, масло.
Частная коллекция.

23

https://img-fotki.yandex.ru/get/4204/92936793.14/0_112507_21b84be7_orig.jpg
Молодая женщина с японским зонтиком. 1876 год.
Холст, масло.

24

https://img-fotki.yandex.ru/get/6502/92936793.14/0_1124e5_27c61359_X4L.jpg
Дочери Каэн д'Анвера (Розовое и голубое). 1881 год.
Холст, масло.
Национальная галерея. Лондон.

     Немногие художники писали детей с такой искренней любовью и симпатией, как Ренуар. Он умел передать исходящее от любого ребёнка очарование, не впадая при этом в слезливую сентиментальность.
     Добиться успеха на этом нелёгком поприще во многом помогал мягкий характер Ренуара, да ещё отчасти та невероятная скорость, с которой он писал: его маленькие модели не успевали устать, а картина уже была закончена, как это случилось с девочками, изображёнными на картине "Дочери Каен д'Анвера (Розовое и голубое)", датированной 1881 годом.

25

https://img-fotki.yandex.ru/get/9217/92936793.14/0_112690_3aa0cca4_orig.jpg
Бал в ле Мулен де ла Галетт. 1876 год.
Холст, масло.   175 х 131 см.
Музей Орсэ. Париж.

       Пьер Огюст Ренуар - это "единственный великий художник, не написавший за свою жизнь ни одной печальной картины", - утверждал в 1913 году писатель Октав Мирбо. "Бал в Мулен де ла Галетт" - самый яркий пример "солнечного" искусства живописца.
      Сюжет для нее Ренуар нашел совсем рядом с домом, на улице Корто, в одноименном ресторане "Мулен де ла Галетт", получившем название из-за вкусных галет, которые здесь подавали. Монмартр постепенно обрастал жилыми кварталами. Некто месье Дебре превратил в ресторан последнюю из сохранившихся на холме ветряных мельниц на вершине Монрмартского холма.
      Собственно танцевальный зал располагался в деревянном сарае, выкрашенном в ярко-зелёный цвет. В хорошую погоду танцующие выходили во двор, где по кругу стояли лавки и столы. Вечерами в субботу и по воскресеньям в "Мулен де ля Галетт" собирались потанцевать приказчики из магазинов, швеи, молодые художники, литераторы, актрисы и просто весёлые девушки с Монмартра. Ренуар любил веселье и непритязательную обстановку местной таверны. Здесь же он делал свои первые наброски. Эта атмосфера вдохновила Ренуара, искавшего образ, насыщенный светом, на создание его знаменитой "Мулен де ля Галетт".
      Чтобы писать фигуры в картине на пленэре, приходилось выносить большой холст в сад, где свет, играя, проходил сквозь листву акаций, усыпая землю и одежду танцующих голубыми и розовыми бликами. Чтобы фигуры получились более реалистичными многие друзья позировали художнику для этой большой композиции. За столом сидят три друга автора: Фран-Лами, Генетт и Жорж Ривьера. Пара слева - испанский художник Дон Педро Видаль де Соларес и Карденас и Маргарита Легран, любимая натурщица Ренуара. Среди танцующих можно узнать живописца Анри Жерве, журналиста Поля Лота, художника Фредерик Корде. В центре, на переднем плане, две сестры - Эстель и Жанна, которых Ренуар нашёл на Монмартре.
     "Бал в Мулен де ла Галетт" - одно из удачнейших произведений, основанных на непосредственном наблюдении и использовании света для создания атмосферы; в нём выражены и опьянение танцем, и шум, и солнечный свет, и пыль, поднятая танцующими на открытом воздухе, и возбуждение на лицах, расслабленные позы, и ритмический водоворот платьев, розовых, светло-синих, тёмно-синих, чёрных; и взрыв страсти, неожиданную печаль, внезапную ярость, наслаждение и усталость..."

26

https://img-fotki.yandex.ru/get/5800/92936793.13/0_11220d_bdffd630_XXXL.jpg
Ложа в Опере. (Ложа). 1874 год.
Холст, масло.  80 × 63,5 см.
Институт искусства Курто. Лондон.

      Ренуар часто наблюдал за зрителями в театре. "Ложа в Опере" показывает нам пару, ожидающую начала представления. Мужчина - родной брат Ренуара Эдмон - остается на заднем плане, почти половина его лица скрыта театральным биноклем, тогда как дама расположилась у бархатного барьера в полном блеске своей красоты. Она изображена в классически простой позе. Полоски на её платье постепенно подводят наш взгляд к спокойным чертам её прелестного лица. Нежно-розовые камелии в волосах и на груди идеально подходят к её напудренному личику, на котором, в свою очередь, видны холодные зеленовато-жёлтые отблески от газовых светильников. Вся картина, для которой позировала малышка Нини Лопес, является одой очарования молодой женщины, и, хотя Ренуар с точностью отобразил её несколько напряжённую позу, картина полна свежести и лишена какой-либо наигранности.
     "Ложа в Опере" стала одним из символов импрессионизма. Поль Жамо называет картину "шедевром из всех шедевров Ренуара, поскольку её новизна и новаторство изумляют нас, в то время как всё остальное требует сравнения с величайшими из Старых Мастеров".

27

https://img-fotki.yandex.ru/get/6426/92936793.13/0_1121e0_7c9b4d87_XXXL.gif
Мужчина на лестнице. 1876 год.
Холст, масло. 167,5 х  65,3 см.
Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург.

Женщина на лестнице. 1876 год.
Холст, масло. 167,5 х 65,3 см.
Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург.

       Парные картины «Мужчина на лестнице» и «Женщина на лестнице» принадлежат к самым необычным созданиям Огюста Ренуара. Картины написаны в 1876 году по заказу Жоржа Шарпантье, знаменитого книгоиздателя, и его жены Маргерит, дочери придворного ювелира Наполеона III. Их салон завоевал самую громкую репутацию в Париже: там бывали Гюстав Флобер, Эдмон де Гонкур, Эмиль Золя, Альфонс Доде, Иван Сергеевич Тургенев, Ги де Мопассан, Камиль Сен-Санс, Жюль Массне, Эдуард Мане, Эдгар Дега и многие другие выдающиеся деятели европейской культуры. Первоначально оба полотна украшали лестницу в особняке.
      Композиции с лестницей должны были представить обобщённые образы современных парижан. Для «мужской» картины Ренуару позировал его брат Эдмон. Для женщины с веером позировала, по словам Жоржа Ривьера, друга художника, некая «крупная красивая девушка, которую Ренуар завербовал однажды на площади Пигаль». Кто она, осталось неизвестным. Создание композиций предполагало, что персонажи должны иметь прямое отношение к дому Шарпантье. Ренуар постарался сказать об этом, воспроизводя не только главную лестницу особняка, но и такую «опознавательную» деталь, как японский веер. Привязанность к японскому искусству сближала хозяйку дома с импрессионистами.

28

https://img-fotki.yandex.ru/get/40777/92936793.14/0_112691_13e6451d_orig.jpg
Портрет Альфонсин Фурнез. 1879 год.
Холст, масло.  73 x 93 см.
Музей Орсе. Париж.

      Ренуар представил Альфонсину Фурнез сидящей на веранде, за которой плавно бежит Сена среди цветущей зелени прибрежных растений. Её лицо улыбчиво и безмятежно, а светло-голубое платье написано так, что перестаёшь ощущать плотность самой фигуры девушки, а воспринимаешь только красивую и зыбкую фактуру красочного слоя, насыщенного бесконечно разнообразными оттенками, сливающимися в общий светло-голубой цвет. Возможно, что в будущем это уже не будет удовлетворять Ренуара и повлечёт его к новым поискам: красочная поверхность изображённой фигуры перестаёт передавать материальную осязаемость объёмов и форм.

29

https://img-fotki.yandex.ru/get/67777/92936793.13/0_1122c7_d80c5286_orig.jpg
Портрет Ирэн Каэн д'Анверс. 1880 год.
Холст, масло. 65 x 54 см.
Фонд коллекций Е.Г.Бербл. Цюрих.

      В 1880 году Ренуар написал на заказ портрет Ирэн Каэн д'Анверс, дочери богатого финансиста и банкира Каэна д'Анверса. Этот портрет выделяется среди заказных работ Ренуара. Фоном ему служит густая зелень, которая ещё больше подчеркивает нежный овал лица и густые длинные тёмно-рыжие волосы, рассыпанные по плечам и опускающиеся до линии талии на светлом голубом платье. Выражение лица и глаз Ирэн передаёт нам ощущение душевной сосредоточенности и даже печали, так редко встречающейся в творчестве Ренуара. Что-то взволновало художника, и он под влиянием настроения и своего понимания настроения девушки создал портрет, построенный на плавных и спокойных ритмах, передающих расположение густой зелёной листвы вокруг фигуры и головы девушки, оттеняющих прекрасные длинные нити её пышных волос, спокойно лежащие на широком подоле платья руки. Большие серые глаза Ирэн особенно поражают вдумчивым и спокойным выражением. Прекрасная гармония цветов, чёткий рисунок композиции, психологическая содержательность образа выделяют этот портрет в богатом творческом наследии Ренуара.

30

https://img-fotki.yandex.ru/get/6827/92936793.14/0_112692_30c27750_orig.jpg
Девушка за шитьём. 1879 год.
Холст, масло. 61,5 × 50,3 см.
Чикагский институт искусств. Штат Иллинойс. США.

31

https://img-fotki.yandex.ru/get/4312/92936793.3/0_105f9f_40a8016e_orig.jpg
Портрет Марии-Терезы Дюран-Рюэль за шитьём. 1882 год.
Холст, масло. 53 х 64 см.
Художественный институт Стерлинга и Френсис Кларк. Вильямстаун. Массачусетс. США.

      Красная шляпа сразу привлекает внимание зрителя, непосредственно на портрете молодая девушка в профиль, она склонилась над шитьём. Рыжеватые волосы разметались по плечам. «Мария-Тереза Дюран-Рюэль за шитьём»-один из портретов Ренуара, который ярко окрашен летом 1882 года, вокруг девушки буйствует природа, яркие краски подчёркивают сосредоточенность и внимание швеи. Это портрет дочери Пол Дюран-Рюэля, друга и делового партнёра художника, чьих пятерых детей часто рисовал Ренуар. Красочная картина является одним из лучших произведений Ренуара.

32

https://img-fotki.yandex.ru/get/4508/92936793.14/0_112693_de94f47d_orig.jpg
Госпожа Ренуар с собакой. 1880 год.
Холст, масло. 32 x 41 см.
Собрание Дюран-Рюэль. Париж.

      Хорошо сложенная блондинка, Алина, по словам художника, была очень «уютная».
«Её хочется погладить по спине, как котёнка», — говорил очарованный Ренуар. Со своей стороны Алине очень нравилось позировать художнику.
      Алина, которой хозяйка швейной мастерской советовала подыскать «приличную партию», выйти замуж за «богатого и не слишком молодого», не глядела ни на кого, кроме своего соседа, а он, хотя и соответствовал второму условию, отнюдь не был ни богат, ни хорош собой: щёки впалые, лицо подёргивается, бородка редкая, брови кустистые, спина сутулая.
      В живописи Алина не разбиралась. И, однако, глядя, как Ренуар орудует своими кистями, она испытывала удивительно волнующее чувство полноты жизни.

33

https://img-fotki.yandex.ru/get/9812/92936793.13/0_1121e5_bd533637_orig.jpg
Променад. 1875 год.
Холст, масло. 81 × 65 см
Пол Гетти музей Лос-Анджелеса. США.

     Это полотно в совершенно типичной для импрессионистов манере. Мы видим женщину и мужчину, которые изображены на фоне пышной зелени. Они гуляют на природе. Мужчина подаёт женщине руку, словно для того, чтобы помочь быстро преодолеть некое препятствие, которое для нас остаётся абсолютно невидимым. Считается, что Альфред Сислей позировал для этой картины Ренуара.
       В качестве женской модели выступила Рафа, которая была возлюбленной Мэтра, известного музыканта и мецената.
       Зрителей так и манит в это пышное великолепие зелени. Так и кажется, что щебечут весёлые птицы, ощущается невероятно лёгкое дуновение ветерка. Мы чувствуем особенный аромат летнего дня, когда умопомрачительно пахнут великолепные цветы, сияет ласковое солнце и шуршат сочные травы.
       Палитра художника в этом творении невероятно светлая. Каждый его мазок максимально светлый. Кажется, что он невероятно живой, поистине вибрирующий. Ренуар изображает абсолютно случайные эпизоды, которые выхватывает из обычной жизни. На первый взгляд, эти моменты ничем не примечательны. Они совершенно просты и обыденны. Но именно в этой простоте и обычности кроется истинное очарование и особая красота.
       Все краски, использованные Ренуаром, невероятно колоритны и максимально теплы. Зритель ощущает некий объём картины и наполненность особой лёгкой атмосферой. Каждая деталь невероятно значима, а вместе они создают великолепную картину чудесной летней прогулки. Мастерски прописаны не только лица персонажей, но и мельчайшие подробности их нарядов и окружающей природы.
       Каждый мазок кисти художника подчёркивает особую красоту лета и наполняет особым объёмом всё полотно. Оно словно живое и осязаемое. Зритель может почувствовать эту особую жизнь и насладиться таким необычным и вместе с тем невероятно простым и вполне привычным великолепием.

34

https://img-fotki.yandex.ru/get/3213/92936793.13/0_1122c8_eb8dffcd_orig.jpg
На взморье. 1883 год.
Холст, масло. 92,1 x 72,4 см.
Метрополитен-музей. Нью-Йорк. США.

      После возвращения из Италии в 1881 году. Пьер Огюст Ренуар попытался примирить прежний, чисто импрессионистический стиль с новой, более классической манерой изображения человеческой фигуры, идущей от итальянских монументалистов, которыми так восхищался художник. Задача, решавшаяся в фигурных композициях 1880-х годах, состояла в том, чтобы в воспроизведении реального повседневного сюжета достичь «простоты и величия древних мастеров».
       Отсюда монументальный характер изображения фигуры молодой женщины, написанной с упором на линию и контур, суховатая матовая поверхность красочного слоя и, особенно, фарфоровая гладкость лица.
       С другой стороны, фон картины, написанный, по-видимому, на острове Гернси в Ла Манше в 1883 году, отличает плавность и размытость, свойственные более ранним импрессионистическим этюдам Ренуара. Такая несвязанность фигуры и обстановки позволяет предположить, что художник написал женщину у себя в мастерской, а позднее приписал на заднем плане береговую линию. Так бывало в 1880-е и 1890-е годы, когда монументальная, детально проработанная фигура помещалась на фоне размытых «театральных» видов, напоминающих итальянские фрески или идиллические пейзажи «сельских праздников» Антуана Ватто. Ренуар так и писал о Гернси: «Можно подумать, что вокруг не реальная жизнь, а пейзаж Ватто».

35

https://img-fotki.yandex.ru/get/9508/92936793.14/0_1123dd_d39a978a_XXXL.jpg
Мадемуазель Гримпель с голубой лентой в волосах. 1880 год.
Холст, масло.  45 x 35 см.
Частная коллекция. Париж.

      Извечное женское начало, чистоту и непосредственность юного характера показывает нам Ренуар в картине "Мадемуазель Гримпель с голубой лентой" . На картине изображена внучка покровителя художника, банкира Армана Гримпеля.
       Художник не любил героические и трагические сюжеты, гораздо больше его интересовала обычная жизнь с её простыми радостями.
       Своё отношение к живописи Ренуар передал следующими словами: "Я убеждён в том, что картина должна быть приятной, весёлой и привлекательной, - да, привлекательной! На свете и так слишком много скучных вещей, и не стоит пополнять их число своими картинами".
       С 1880-х годов Ренуар всё более тяготел к классической ясности и обобщённости форм, в его живописи нарастают черты декоративности и безмятежного идеализма.

36

https://img-fotki.yandex.ru/get/69681/92936793.14/0_112694_a72981ea_orig.jpg
Жюли Мане с кошкой. 1887 год.
Холст, масло. 64,5 x 53,5 см.
Музей Орсе. Париж.

      На картине «Жюли Мане с кошкой» (1887 год) изображена девятилетняя племянница Эдуарда Мане, дочь его родного брата Эжена и художницы Берты Моризо. Ренуар был в прекрасных отношениях с семьёй живописца и родители девочки заказали ему портрет. Вглядевшись в ребёнка, Ренуар подметил доброту маленькой Жюли. Достаточно посмотреть. Как "улыбается", жмурясь от удовольствия, кошка в её ласковых руках. «Жюли Мане с кошкой» представляет собой едва ли не лучшее во всей истории мировой живописи изображение кошки — при всём том, что главной героиней картины, разумеется, является девочка. Белая шёрстка кошки и платье Жюли написаны густыми мазками светлой краски, что подчёркивает доверительные и близкие отношения, сложившиеся между животным и его маленькой хозяйкой. Ещё одна картина о счастье.

37

https://img-fotki.yandex.ru/get/69681/92936793.14/0_112695_8e7f2726_orig.jpg
Портрет дочерей Катюля Мандеса у фортепиано. 1888 год.
Холст, масло. 163 х 130 см
Из частной коллекции господина и госпожи Вальтер Анненберг. Лондон.

     
        Вокруг фортепиано расположились три падчерицы поэта Катюль Мандеса. Старшая из девочек, Агюэт, сидит за фортепиано, на которое облокотилась младшая из них, Элион. Клаудин, сидящая в центре, держит в руках скрипку. Ренуар написал эту работу к открытию выставки в галерее Дюран-Рюэля в Париже.

38

https://img-fotki.yandex.ru/get/3802/92936793.14/0_112696_955e8e47_orig.jpg
Портрет мадемуазель Ромен Ланко. 1864 год.
Холст, масло.  81 х 65 см.
Музей искусств Кливленд. США.

      Приехавшая на отдых чета Ланко заказала Ренуару портрет внучки, Ромен. В этом портрете чувствуется влияние Коро. Но ещё больше ощущается в портрете, как нравится молодому художнику писать ребёнка со смышлёными живыми глазами.
      То, что Ренуару заказали этот портрет, было для него, несомненно, большой удачей. Сбережения его иссякли, жить было почти не на что.

39

https://img-fotki.yandex.ru/get/66521/92936793.13/0_1122c5_e6082f9b_orig.jpg
Блондинка в соломенной шляпе
(также известная как сидящая девушка).
Холст, масло.
Частная коллекция.

40

https://img-fotki.yandex.ru/get/5907/92936793.14/0_1122d1_ad9fe197_XXXL.jpg
Молодая девушка в кружевной шляпке. 1891 год.
Холст, масло. 55 х 46 см.
Частная коллекция.

       Однажды Огюст Ренуар сравнил себя с пробкой, которую несёт по  волнам. Именно так он ощущал себя во время создания очередного  произведения. С манящей страстью и нежностью он полностью отдавался  бушующим «волнам», которые несли его по незыблемым просторам  художественного "моря".

41

https://img-fotki.yandex.ru/get/70872/92936793.14/0_1123de_e386797_orig.jpg
Молодая девушка в белой шляпке. 1892 год.
Холст, масло.

42

https://img-fotki.yandex.ru/get/6742/92936793.13/0_1121ee_9a398601_orig.jpg
Женщина в шляпе. (Woman with a Hat). 1891 год.
Холст, масло.
Национальный музей западного искусства. Токио.

      В Национальном музее западного искусства (National Museum of Western Art) в Токио в парке Уэно есть несколько работ знаменитого французского живописца Пьера Огюста Ренуара, чья молодость прошла не только под знаком импрессионизма, но и японизма. Будущий художник ещё до учёбы живописи расписывал в Париже вееры и ширмы. Позже Ренуар в мастерской Глейра вместе с Клодом Моне, Фредериком Базилем и Альфредом Сислеем изучал японскую гравюру на дереве укиё-э.

43

https://img-fotki.yandex.ru/get/64827/92936793.13/0_1121f7_412e37cc_XXL.jpg
Дама за пианино. 1875 год.
Холст, масло.
Художественный институт. Чикаго. США.

44

https://img-fotki.yandex.ru/get/6108/92936793.14/0_112697_92d38087_orig.jpg
Молодые девушки за фортепиано.
(Портрет Ивонн и Кристин Лираль). 1892 год.
Холст, масло.
Музей Оранжери (Тюильри). Париж.

45

https://img-fotki.yandex.ru/get/39073/92936793.14/0_11268f_14a51ad3_orig.jpg
Девушка в соломенной шляпе.  Около 1884 год.
Холст, масло. 55 х 47 см.
Собрание Фогеля. Нью-Йорк. США

46

https://img-fotki.yandex.ru/get/72428/92936793.14/0_1126b7_c08d4388_orig.jpg
Девушка в шляпе. 1892 год.
Холст, масло. 41.3 х 32.5 см.
Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург.

      Типом портрета, часто привлекавшим внимание Ренуара, становится погрудное изображение женщины в шляпе. Пышные шляпы конца столетия настолько нравились художнику, что порой для его моделей заказывались причудливые головные уборы, которые тем не менее на голове ренуаровских женщин воспринимались вполне органично. Модная в конце ХIХ века шляпа a la Charlotte неоднократно изображалась в картинах и литографиях.

47

https://img-fotki.yandex.ru/get/5110/92936793.14/0_1126bd_71e06446_orig.jpg
Портрет Коко. 1896-1899 годы.
Холст, масло. 41 x 32 см.
Частное собрание Л. Д. Габорио. Париж.

48

https://img-fotki.yandex.ru/get/5815/92936793.14/0_1126b9_75114cc3_orig.jpg
Коко. Около 1906 год.
Холст, масло.
Собрание Лопес. Алжир.

       Ренуар написал данный портрет маслом по холсту, который был написан в очень трудный для художника период жизни, когда он находился в Японии. На холсте изображён ребёнок по имени Коко, и его написание критики относят именно к красному периоду.
       Такой картина и предстает перед зрителем, можно увидеть, что мастер начинает постепенно переходить от импрессионистического стиля, и старается обнаружить всё новые решения в своём художественном творчестве. Таким образом, он старается использовать в своих работах красный цвет и играет с перспективой.
       На данный момент, художник главным образом черпает своё вдохновение исключительно из работ с преобладающими оттенками красного цвета в различных своих исполнениях. Сразу бросается в глаза тот факт, что работа просто пропитана большой любовью и необычайной нежностью. Художник делает акцент на столь юный возраст портретируемого, его интенсивное и неутомимое изучение мира, неукротимую энергию.
       В данном случае, эти красные оттенки идеальным образом подходят. Несмотря на это, работа пропитана некими нотками импрессионизма, но стоит отметить, что в очень малом количестве. Видно, что художник вот-вот отойдёт от данной техники, а данные линии, которые нарочно искажают перспективу, выполнены исключительно из-за внутреннего переживания, эмоционального конфликта, который побуждает мастера к написанию.
       В этом портрете твёрдая и уверенная кисть художника ощущается особенно крепко, видно, как луч солнца запутался в волосах портретируемого, тогда как благодаря бледному кожному покрову, который становится идеальным фоном, особенно выделяются энергичные и красочные губы. Таким образом, картина является одним из уникальных шедевров, которая является неким переходом между прошлым и будущим творчеством мастера.

49

https://img-fotki.yandex.ru/get/5/92936793.14/0_1126ba_7e7ce13b_orig.jpg
Жан Ренуар орудует иголкой. Около 1900 год.
Холст, масло.
Собрание супругов Мартин А. Райерсон. Чикаго. США.

50

https://img-fotki.yandex.ru/get/5625/92936793.14/0_1126bb_8a7b57f1_orig.jpg
Играющий Клод Ренуар. 1905 год.
Холст, масло.
Национальная галерея. Лондон.

     На картине 1905 года "Играющий Клод Ренуар" изображён младший сын художника, известный как "Коко". Позже сам Клод вспоминал: "Мой отец предоставлял мне полную свободу. Он не требовал, чтобы его модель оставалась неподвижной, и потому я мог бегать по всей мастерской. Правда, иногда мне удавалось спокойно посидеть минуты три. Впрочем, я был всего лишь его дежурной моделью на случай непогоды; обычно же отец приглашал в мастерскую настоящую натурщицу или приступал к небольшому пейзажу; меня же он использовал чаще всего для набросков, когда у него под рукой не было никого более подходящего". Ренуаровские изображения детей отличают нежные сочетания цветов, невероятной гладкости кожа и лучащийся взгляд. Дети на его картинах и рисунках всегда включены в диалог с окружающим миром (даже если этим миром является пишущий их художник), доброжелательно и чуть-чуть вопросительно открыты навстречу ему. Они будто светятся изнутри, будто несут взрослым какое-то знание, показывают пример правильной жизни.


Вы здесь » "Альтернатива" » Зарубежные художники » Пьер Огюст Ренуар