"Альтернатива"

Объявление

 

 

 

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "Альтернатива" » Русские художники ХIХ века » Орест Адамович Кипренский


Орест Адамович Кипренский

Сообщений 1 страница 50 из 84

1

*
Орест Адамович Кипренский
https://img-fotki.yandex.ru/get/4119/92936793.8/0_10cce1_e37e7fd3_orig.jpg
Автопортрет. 1828 год.
Холст, масло. 48,5 х 42,3 см.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.

( 1782 г. - 1836 г. )

   Орест Адамович Кипренский, внебрачный сын русского помещика, воспитывался в семье приёмного отца — Адама Карловича Швальбе, крепостного немецкого происхождения. Фамилия Кипренский вымышленная; возможно, она происходит от имени богини Киприды. Шести лет от роду Кипренский был определён в Воспитательное училище при Санкт-Петербургской академии художеств, а затем и в академию, где учился исторической живописи. Однако настоящим его призванием стал портрет.
   Уже одна из первых его работ — погрудный портрет Адама Швальбе (1804 г.) — имела большой успех. Написанный на деревянной доске портрет казался произведением европейского мастера XVII в. Живопись Кипренского привлекает тёплыми золотистыми тонами в духе любимого им голландского художника Рембрандта. Один из критиков того времени отметил в его полотнах «кисть широкую, смелую, мягкую, колорит сильный, удивительное сочетание в красках, искусные переливы теней».
   Совет Академии художеств присудил Кипренскому за картину «Дмитрий Донской на Куликовом поле» (1805 г.) Большую золотую медаль, которая давала право на пенсионерскую поездку за границу. Но отъезд был отложен из-за наполеоновских войн в Европе.
   В 1809 г. Кипренский был откомандирован на три года в Москву. Там он создал несколько полотен, за которые его избрали академиком. Одно из них — парадный портрет гусара Евграфа Владимировича Давыдова (1809 г.), двоюродного брата поэта и будущего героя Отечественной войны Дениса Давыдова.
   В 1816 г. Кипренский, уже сложившийся мастер, впервые поехал за границу. В Италии художник прожил несколько лет, работая в основном над историческими картинами. Однако они либо не сохранились, либо вообще не были закончены.
   В начале 1822 г. Кипренский выставил несколько работ в парижском Салоне.
   В 1823 г. Кипренский вернулся в Петербург. На родине художник написал множество портретов, в том числе портрет Александра Сергеевича Пушкина (1827 г.).
   В 1828 г. Кипренский вновь покинул Россию — теперь уже навсегда. Его влекла в Италию любовь к юной Мариучче (Анне-Марии Фалькуччи), «девочке в маковом венке», портрет которой он написал почти десять лет назад. В 1834 г. Кипренский перешёл в католичество и обвенчался с Мариуччей. Через два года мастер скончался.
   Орест Кипренский выдающийся мастер портретного искусства, его великолепные тонко прописанные портреты в которых он получил истинное признание В его портретах отражается красота волнения, утонченный внутренний мир образов, постоянно раскрывая все новые качества человека. Первый портрет в 1804 году на выставке в Санкт Петербурге который принес ему признание был Портрет Адама Швальбе, в 1805 г. картина Дмитрий Донской на Куликовом поле за, которую он был награжден большой золотой медалью Современники сравнивали его работы с жанрами лирической поэзии, стихотворным посвящением друзьям, что было хорошо распространено в Пушкинское время. Кипренский во многом раскрыл для себя новые возможности в живописи. Каждый его портрет отличается все новым живописным строем, грамотно подобранными светом и тенью, разнообразным контрастом. Его портреты Автопортрет, А. Р. Томилова, И. В. Кусова, А. И. Корсакова 1808 г. Портрет Голицина А. М. и 1809 г. В 1816 году Кипренский отправился в Италию где его портреты очень понравились итальянской публике и для галереи Уффици во Флоренции получает заказ Автопортрет, удостоенный по тем временам таким вниманием как великий живописец. Портрет Дениса Давыдова, 1819 г. Девочка с венком из мака, самый удачный 1827 г. портрет А. С. Пушкина и др. В 1812 году Кипренскому было присвоено звание академика, Во время Отечественной войны рисовал множество графических портретов ветеранов войны в 1813 г. Е. И. Чаплица, А. Р. Томилова. Некоторые замыслы художника остались не осуществленные. Орест Кипренский выдающийся мастер портретного искусства, получивший особую известность среди художников России.

2

https://img-fotki.yandex.ru/get/1/92936793.8/0_10cce3_306b4fb7_orig.jpg
Портрет Адама Карловича Швальбе. 1804 год.
Дерево, масло. 78,2 х 64,1 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

       Адам Карлович (Карпович) Швалбе (1742 г.-1807г.) - отец художника, был крепостным небогатого ораниенбаумского помещика А.С.Дьяконова. Мать Кипренского— Анна Гаврилова, была выдана замуж за А.К.Швалбе через год после рождения у неё сына. Известно, что он был хорошим отцом Оресту. В семье Швалбе было ещё пятеро детей (сын и четыре дочери). После смерти А.С.Дьяконова, в 1800 году, А.К.Швалбе получил вольную.
       Ранним, но одним из лучших считается портрет отчима — Адама Швальбе. По-рембрандтовски сочно изображён умудренный жизнью, суровый, властный старик. Разметавшиеся волосы, резкая игра света и тени, широкие, густые мазки создают впечатление необычности натуры. Такого ещё не было в русском искусстве. Не случайно неаполитанская академия в 1830 году дала заключение, что холст «не суть работа художника нынешнего века».
      Кипренский писал: «...отца портрет они почли шедевром Рубенса, иные думали Вандика (Ван Дейка), а некто Албертини в Рембрандты пожаловал». Автор очень дорожил этим портретом, дважды возил с собой за границу и вообще не расставался с ним.

3

https://img-fotki.yandex.ru/get/3810/92936793.8/0_10cce5_dbfe12d2_orig.jpg
Автопортрет в розовом шейном платке. 1809 год.
Холст, масло. 41 x 85,7 см.
Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.

       В «Автопортрете» передана взволнованность человека, познающего мир. Горячие тёмные глаза с любопытством и ожиданием всматриваются в незнакомую ещё жизнь. Во всем облике художника, в одежде, повороте фигуры, лице, причёске, взгляде сквозит непринужденность, что создает впечатление искренности, естественности чувств и поведения.
       Светлому обаянию этого образа вторит колорит портрета. Свобода живописных мазков, тонкая нюансировка нежных серо-голубых, коричневых, зеленоватых, розовых тонов ещё более усиливают ощущение внутренней энергии созданного образа, придавая «Автопортрету» особую выразительность.

4

https://img-fotki.yandex.ru/get/4122/92936793.8/0_10cce2_170e8e3d_orig.jpg
Бедная Лиза. 1827год.
Портрет написан по рассказу Николая Михайловича Карамзина
"Бедная Лиза".
Холст, масло. 45 х 39 см.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.

       Картина написана на сюжет повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» (1792 год), с восторгом встреченной публикой. В основе повести тема, чрезвычайно популярная в литературе сентиментализма: трогательная и трагическая история юной, чистой душой девушки из поселян, соблазнённой молодым дворянином. Слова Карамзина «и крестьянки любить умеют» стали девизом целого поколения просвещённой дворянской молодёжи. Повесть воспринималась как быль. Окрестности московского Симонова монастыря и место гибели героини, «Лизин пруд», стали надолго местом паломничества образованной публики. Кипренский как бы возвращается к образности эпохи сентиментализма. Художественный язык прост, но символически насыщен. Сочетание розового и белого в одежде героини означает чистоту и свежесть юности, гвоздика в её руке – нежную искреннюю любовь. Однако Кипренский, будучи человеком другого поколения, уже не мог вполне ощутить наивную трепетность чувств прошедшей эпохи, и его картина приобретает классицистический холодноватый блеск.

5

https://img-fotki.yandex.ru/get/3105/92936793.8/0_10cce4_bb070c55_XXXL.jpg
Мадонна с младенцем. Икона из Казанского собора. 1807 год.
Дерево, масло.
Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.

6

https://img-fotki.yandex.ru/get/3811/92936793.8/0_10cce6_63ce854_orig.jpg
Варвара Ушакова. 1810 год.
Бумага, карандаш. 23 х 24,3 см.

7

https://img-fotki.yandex.ru/get/15493/92936793.8/0_10cce7_5bacacfe_XXXL.jpg
Портрет Великого князя Николая Павловича.
Рисунок.
Картон, карандаш.
Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.

8

https://img-fotki.yandex.ru/get/4426/92936793.8/0_10cce8_d30051d9_orig.jpg
Ворожея со свечой. 1830 год.
Холст, масло. 64 х 51 см.
Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.

9

https://img-fotki.yandex.ru/get/5636/92936793.8/0_10cce9_dca7d308_orig.jpg
Портрет  Николая Ивановича Гнедича
(неизвестный художник с оригинала О. А. Кипренского). 1826-1828 годы.
Холст, масло. 28,5 x 22,5 см.
Музей-квартира А. С. Пушкина (Набережная реки Мойки, 12).

10

https://img-fotki.yandex.ru/get/5006/92936793.8/0_10ccea_17e2777f_orig.jpg
Гурко Варвара Дмитриевна (урождённая Полторацкая). 1814 год.
(Женский портрет).
Картон, карандаш.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.

11

https://img-fotki.yandex.ru/get/3811/92936793.8/0_10cceb_dbf8677a_orig.jpg
Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке (Мариучча). 1819 год.
Холст, масло. 42,5 х 40,9 см.
Государственная Третьяковская галерея

       На судьбе Кипренского роковым образом сказалось заблуждение, которое он питал относительно своего творчества. Этот замечательный, прирождённый портретист занимался портретной живописью в основном для заработка, а подлинным своим призванием считал историческую живопись.
       Для этого портрета художнику позировала десятилетняя девочка Мариучча, к которой художник необычайно привязался и проявлял о ней исключительную заботу. Уезжая из Италии, он устроил её в школу при католическом монастыре, где она и жила.
       Вернувшись в Италию, О.A.Кипренский осуществил давно принятое решение — жениться на Мариучче (Анне-Марии Фалькуччи), которую он разыскал. Для этого ему пришлось в июне 1836 года принять католичество, и в июле он обвенчался без огласки.

12

https://img-fotki.yandex.ru/get/3112/92936793.8/0_10ccec_df461c48_orig.jpg
Дмитрий Донской на Куликовом поле. 1805 год.
Холст, масло. 118 х 167 см.
Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.

13

https://img-fotki.yandex.ru/get/6740/92936793.8/0_10cced_56123ac8_orig.jpg
Портрет Екатерины Павловны Бакуниной. 1811- 1813 годов.
Рисунок.

14

https://img-fotki.yandex.ru/get/66958/92936793.8/0_10ccee_7fd20c52_orig.jpg
Женский портрет. 1816-1820 годов.
Холст, масло. 70,2 х 58,8 см.
Сумской областной художественный музей им. Н. Х. Онацкого.

15

https://img-fotki.yandex.ru/get/9314/92936793.8/0_10ccef_6e68d8b_orig.jpg
Портрет поэта Константина Николаевича Батюшкова. 1815 год.
Рисунок.

16

https://img-fotki.yandex.ru/get/5646/92936793.8/0_10ccf0_a5a3118_orig.jpg
Конный портрет Александра I. 1820-е годы.
Л. Поль по оригиналу Ореста Кипренского.
Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург.

17

https://img-fotki.yandex.ru/get/9503/92936793.8/0_10ccf1_cda0ae4_orig.jpg
Мать с ребёнком. (Портрет госпожи Прейс). 1809 год.
Бумага, итальянский карандаш, мел. 57,5 х 49 см.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.

18

https://img-fotki.yandex.ru/get/3614/92936793.8/0_10ccf2_fad7f5a3_orig.jpg
Мечтательница. 1826-1827 годы.
Холст, масло. 66 х 52,5 см.
Тверская областная картинная галерея. Тверь.

19

https://img-fotki.yandex.ru/get/4510/92936793.8/0_10ccf3_3c694568_orig.jpg
Портрет поэта Александра Сергеевича Пушкина. 1827 год.
Холст, масло. 63 х 54 см.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.

20

https://img-fotki.yandex.ru/get/6602/92936793.8/0_10ccf4_cdbf13c6_orig.jpg
Портрет поэта Адама Мицкевича. 1824-1825 годы.
Рисунок.

https://img-fotki.yandex.ru/get/3510/92936793.8/0_10ccf5_fafe83ff_orig.jpg
Портрет поэта Адама Мицкевича. 1824 год.
Рисунок.

21

https://img-fotki.yandex.ru/get/6831/92936793.9/0_10cd08_2f7343e7_orig.jpg
Молодой садовник. 1817 год.
Холст, масло. 62 х 49,5 см.
Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.

22

https://img-fotki.yandex.ru/get/3513/92936793.8/0_10ccf7_9fcd7744_orig.jpg
Мужской портрет. 1826 год.
Холст, масло. 62 x 47 см.
Ужгородский художественный музей.

23

https://img-fotki.yandex.ru/get/15486/92936793.8/0_10ccf8_daf6be14_orig.jpg
Неаполитанская девочка с плодами. 1831 год.
Холст, масло.
Национальный музей изобразительного искусства Республики Молдова. Кишинев.

24

https://img-fotki.yandex.ru/get/5311/92936793.8/0_10ccf9_775bfbb4_orig.jpg
Неаполитанские мальчики-рыбаки. 1829 год.
Холст, масло.
Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.

25

https://img-fotki.yandex.ru/get/6725/92936793.8/0_10ccfa_734b1fcf_orig.jpg
Портрет А. А. Швальбе. 1807-1808 годы.
Холст, масло. 76 x 62 cм.
Государственный Русский музей.  Санкт-Петербург.

26

https://img-fotki.yandex.ru/get/4528/92936793.9/0_10ccfb_eb590c95_XXL.jpg
Портрет Александры Осиповны Смирновой
(урождённой Россет). Около 1830 года.
Холст, масло. 64 х 54 см.
Республиканский художественный музей Северной Осетии. Владикавказ.

27

https://img-fotki.yandex.ru/get/9807/92936793.9/0_10ccfc_a15f6231_XXL.jpg
Портрет Александра Павловича Бакунина. 1813 год.
Бумага, итальянский карандаш, пастель. 29 х 24 см.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.

28

https://img-fotki.yandex.ru/get/17934/92936793.9/0_10ccfd_17192143_XXL.jpg
Портрет Алексея Романовича Томилова. 1808 года.
Холст, масло. 68 х 55,5 см.
Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.

     
https://img-fotki.yandex.ru/get/15493/92936793.9/0_10ccfe_36e37f5f_XXL.jpg
Портрет Алексея Романовича Томилова в форме ополченца. 1813 год .
Бумага, итальянский карандаш. 24,7 х 19,8 см.
Государственный Русский Музей. Санкт-Петербург.

https://img-fotki.yandex.ru/get/4412/92936793.9/0_10ccff_a951c124_XXL.jpg
Портрет Алексея Романовича Томилова. 1828 год.
Картон, масло. 44,5 х 35,2 см.
Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.

       Как самостоятельный мастер Кипренский формировался под влиянием своего друга А.Р. Томилова. Возможно, в имении Томилова написан и первый автопортрет Кипренского, в котором ярко проявились новые романтические черты восприятия личности художника как человека, от природы наделённого особенной яркостью чувств и эмоций.
       Кипренский писал своего друга не один раз. В приёмах, использованных в этой работе Кипренским есть нечто, что роднит этот портрет с произведениями раннего периода: погрудное изображение, домашняя одежда, белый смятый воротничок, подчёркивающих светлых и тёмных тонов. Однако в работе 1828 году нет уже романтической напряженности, которая ощущалась в раннем портрете; менее насыщенная колористическая гамма непосредственно отражает цветовые и световые отношения, существующие в натуре. В лице Томилова, приближённого к переднему краю полотна, угадывается выражение усталости, горечи, внутреннего смятения.
       Алексей Романович Томилов (1779-1848) - коллекционер, член Академии Художеств, один из основателей Общества поощрения художников, любитель искусств, один из создателей эстетической теории русского романтизма. Будучи артиллерийским офицером, командовал работами по укреплению в Кронштадте (1799 год). В 1808 году вышел в отставку, тогда же познакомился с Кипренским. Во время войны с французами руководил отрядом ополченцев из своих крепостых. Был ранен. Дом Томилова в Санкт-Петербурге всегда был открыт для молодых художников, многим из которых он помог.

29

https://img-fotki.yandex.ru/get/4528/92936793.9/0_10cd00_610f4228_XXL.jpg
Портрет Александра Семёновича Шишкова. 1825 год.
Холст, масло. 111,5 x 88,5 см.
Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств. Санкт-Петербург.

       Шишков Александр Семёнович - писатель и государственный деятель, родился в 1754 году. О годах его детства и о его первоначальном воспитании мы не имеем никаких сведений, но весьма вероятно предположение биографов, что именно к этому периоду жизни Шишкова нужно отнести первые зародыши тех патриотических и религиозных чувств, которые так ярко проявляются в позднейшей государственной и литературной деятельности Шишкова. "Скорее всего, - говорит Стоюнин , - он воспитывался при тех же условиях, при которых воспитывались и некоторые из его сверстников, почтенных деятелей в общей русской жизни второй половины XVIII века, как, например, Фонвизин, Державин и др. В них развивались религиозное чувство и мысль под влиянием чтения религиозных книг, священной истории и Четьи-Минеи, а с этим вместе и ухо роднилось с церковным языком; развивалась и любовь к природе под влиянием близких отношений к ней, развивалась любовь к человеку под впечатлениями любящей родной семьи, развивалась любовь к родине под впечатлением рассказов о славных и громких прошедших временах Петра, под впечатлением народных песен, а может быть, и звучных од Ломоносова и других стихотворцев".

30

https://img-fotki.yandex.ru/get/3614/92936793.9/0_10cd01_ed21ced9_XXL.jpg
Портрет Авдотьи Ивановны Молчановой с дочерью Елизаветой. 1814 год.
Холст, масло. 71 х 57 см.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.

31

https://img-fotki.yandex.ru/get/66958/92936793.9/0_10cd02_a60d0a63_XXL.jpg
Портрет Александра Александровича Челищева. Около 1809 года.
Дерево, масло. 48 x 38 см.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.

32

https://img-fotki.yandex.ru/get/52/92936793.9/0_10cd03_221126c3_XXL.jpg
Портрет актёра Ивана Афанасьевича Дмитревского. 1814 год.
По собственному рисунку. Офорт.
Бумага, карандаш.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.

33

https://img-fotki.yandex.ru/get/5636/92936793.9/0_10cd05_c716b458_XXL.jpg
Портрет Анны Алексеевны Олениной.  Март 1828 года. (Вариант)
Рисунок.     
Бумага, карандаш, пастель. 22,5 x 17,8 см.

       Портрет удивительно правдив. И эта правда характера известна нам по дневнику семьи Олениной. Кому же, как не Кипренскому, "волшебнику милому", постоянному посетителю салона и передать красоту Олениной и характер: немного кокетливый, чуть настороженный, но мягкий, добрый, весёлый.

34

https://img-fotki.yandex.ru/get/66958/92936793.9/0_10cd04_b48d9d08_XXL.jpg
Портрет Афанасия Фёдоровича Шишмарёва. 1827 год.
Холст, масло. 135 х 101,2 см.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.

35

https://img-fotki.yandex.ru/get/9314/92936793.9/0_10cd06_85cdbc84_XXL.jpg
Портрет Василия Алексеевича Перовского
в испанском костюме XVII века. 1809 год.
Холст, масло. 112 х 83 см.
Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.

36

https://img-fotki.yandex.ru/get/9302/92936793.8/0_10cce0_49d348bb_XXL.jpg
Портрет сенатора Василия Семёновича Хвостова. 1814 год.
Холст, масло. 70,3 х 57,6 см.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.

37

https://img-fotki.yandex.ru/get/4006/92936793.9/0_10cd5a_8fa312f2_XXL.jpg
Портрет Василия Сергеевича Шереметева. 1825 год.
Холст, масло.  77 х 67, 5 см.
Государственная Третьяковская галерея. Москва

       Василий Сергеевич был единственным сыном гвардии капитана Сергея Васильевича Шереметева и княжны Натальи Яковлевны Голицыной. По линии отца — внук генерал-майора Василия Петровича Шереметева, брата знаменитого фельдмаршала графа Бориса Петровича.
       Начав службу в 1766 году, он в 1784 году был произведён в полковники и вскоре переведён в легко-конный Полтавский полк. Произведённый в 1791 году в генерал-майоры, Шереметев два года спустя был пожалован в премьер-майоры легко-конного Полтавского полка и награждён орденом св. Анны 1-ой степени. В следующем году он был назначен правителем (губернатором) Изяславской губернии и получил орден св. Владимира 2-ой степени. Прослужив в должности правителя Изяславской губернии 1,5 года, Шереметев вышел в отставку, но в 1796 году снова поступил на службу и был назначен правителем Волынской губернии. Умер 8 февраля 1831 года.

38

https://img-fotki.yandex.ru/get/6401/92936793.9/0_10cd5b_37833407_orig.jpg
Портрет Великого князя Михаила Павловича.

https://img-fotki.yandex.ru/get/4006/92936793.9/0_10cd5c_b9f163b_XXL.jpg
Портрет Великого князя Михаила Павловича. 1819 год.
Рисунок.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.

39

https://img-fotki.yandex.ru/get/9167/92936793.9/0_10cd5d_2aad360a_XXL.jpg
Портрет Великого князя Николая Павловича. 1814 год.
Холст, масло. 89 х 75 см.
Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый
музей-заповедник «Павловск», Ленинградская область.

40

https://img-fotki.yandex.ru/get/15575/92936793.9/0_10cd5e_6104187f_XXL.jpg
Портрет Голицыной. 1815 год.
Холст, масло. 75 х 55 см.
Кыргызский национальный музей изобразительных искусств. Бишкек.

41

https://img-fotki.yandex.ru/get/6722/92936793.9/0_10cd5f_79b56de0_XXL.jpg
Портрет госпожи Валло, воспитательницы в семье коллекционера
и любителя искусств Алексея Романовича Томилова. 1813 год.
Картон, итальянский карандаш, пастель. 24,5 х 19,5 см.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.

42

https://img-fotki.yandex.ru/get/5507/92936793.9/0_10cd60_a08068bf_XXL.jpg
Портрет графа Дмитрия Николаевича Шереметева. 1824 год.
Холст, масло. 252 х 204 см.
Государственный исторический музей. Москва.

43

https://img-fotki.yandex.ru/get/5507/92936793.9/0_10cd63_630e9c94_XXL.jpg
Портрет графа Фёдора Васильевича Ростопчина. 1809 год.
Холст, масло. 61,3 x 75,8 см. 
Государственная Третьяковская галерея. Москва.

      В 1809 году Орест Кипренский написал два парных портрета: графа Фёдора Васильевича Ростопчина и его супруги. Эти работы отличаются по масштабу.
       Граф Фёдор Васильевич Ростопчин был покровителем Кипренского. После того как русские войска оставили город, в Москве вспыхнул пожар, в котором и французы, и многие русские винили Ростопчина, хотя сам он в поджоге не признавался. Когда же французы ушли из разорённого города, граф приложил много усилий к его восстановлению, однако москвичи уже были настроены против него. Это вынудило графа в 1814 году покинуть Россию.
       Кипренский изобразил Ростопчина в традициях камерного портрета XVIII века. Он представляет зрителю не внешний антураж модели, а богатство его внутреннего мира. Ничто не указывает на высокое социальное положение графа. Перед нами светский человек благородной наружности, погружённый в свои мысли (в 1800-е годы, в период создания портрета, граф Ростопчин занимался литературной деятельностью). Портрет строг, не изобилует деталями. Главный акцент в нём ставится на лицо героя - открытое, спокойное, обнаруживающее природный ум и рассудительность.

https://img-fotki.yandex.ru/get/3810/92936793.9/0_10cd61_72e19892_XXL.jpg
Портрет графини Екатерины Петровны Ростопчиной. 1809 год.
Холст, масло. 61 x 77 см.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.

       
        Женские образы, созданные признанным мастером портрета Орестом Кипренским - бесценная страница в истории русского искусства. Каждый из портретов живописца покоряет удивительным проникновением в глубины души, неповторимым своеобразием облика, тончайшим мастерством исполнения.
        Екатерина Петровна Ростопчина (урождённая Протасова) по характеру и поведению сильно отличалась от мужа. Она сторонилась светской жизни, одевалась подчёркнуто скромно. Такой она и предстала на портрете Кипренского: закрытое тёмное платье, скорее подходящее прислуге, нежели барыне, чепец из тонких кружев. Ничто в одеянии женщины не может поразить зрителя, не прельщает она и красотой, однако есть в её облике что-то притягательное. Этот одухотворённый взгляд, мечтательный и слегка беспокойный, создает особое чувство дуновения жизни.

44

https://img-fotki.yandex.ru/get/5408/92936793.9/0_10cd62_2c525505_orig.jpg
Портрет графини Марии Александровны Потоцкой, сестры её -
графини Софьи Андреевны Шуваловой с мандолиной в руках и эфиопянки 1834-1836 годы.
Холст, масло. 154,7 х 203 см.
Киевский национальный музей русского искусства.

45

https://img-fotki.yandex.ru/get/5507/92936793.9/0_10cd64_a047d411_XXL.jpg
Портрет Дарьи Николаевны Хвостовой. 1814 год.
Холст, масло. 71 х 57,8 см.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.

       Хвостова Дарья Николаевна, супруга сенатора, Томского губернатора в отставке  Василия Семёновича Хвостова, троюродная сестра Марии Михайловны Арсеньевой, матери поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Плавный, волнообразный ритм линий, мягкая моделировка лица с неправильными чертами, тёплый неяркий колорит, «ренессансный» жест руки  –  все делает образ необыкновенно задушевным, доверительно интимным. Романтизм предполагает в женщине  не столько силу чувств, сколько эмоциональную утончённость, повышенную восприимчивость. Кажется, взгляд модели направлен на зрителя, на самом деле – сквозь него, в бесконечность.

46

https://img-fotki.yandex.ru/get/4006/92936793.9/0_10cd65_e0e45b3b_XXL.jpg
Портрет датского скульптора Бертеля Торвальдсена. 1831 год.
Холст, масло. 79, 5 х 65 см.
Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.

47

https://img-fotki.yandex.ru/get/4006/92936793.9/0_10cd66_cfcb9e5e_XXL.jpg
Портрет Елизаветы Михайловны Хитрово. 1816-1817 годы.
Бумага, итальянский карандаш. 38 х 32 см.
Государственный Музей им. А.С.Пушкина. Москва.

48

https://img-fotki.yandex.ru/get/6722/92936793.9/0_10cd67_5d7f24b7_XXL.jpg
Портрет Екатерины Семёновны Семёновой в роли Клеопатры.1815 год.
Холст, масло. 79 х 66 см.
Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени. Москва.

https://img-fotki.yandex.ru/get/5507/92936793.9/0_10cd68_49a6d34c_XXL.jpg
Портрет Екатерины Семёновны Семёновой
в роли Сивиллы Дельфийской в опере Г.Спонтини «Весталка». 1828 год.
Холст, масло. 110 х 90 см.
Театральный музей им. А. А. Бахрушина. Москва.

49

https://img-fotki.yandex.ru/get/4006/92936793.9/0_10cd69_6a20d41d_XXL.jpg
Портрет Екатерины Сергеевны Авдулиной. 1822 год.
Холст, масло. 81 х 64,3 см.
Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.

50

https://img-fotki.yandex.ru/get/9230/92936793.9/0_10cd59_7e28691d_XXL.jpg
Портрет Зинаида Александровна Волконской. 1829 год.
Холст, масло.
Частная коллекция.

       Зинаида Волконская была светской дамой. Когда в её знаменитый салон на Тверской явился Пушкин, княгиня порадовала поэта, исполнив песню на его стихотворение “Погасло дневное светило”: голос у Волконской был обворожительный. Да и сама была красавица, ею увлекался сам император Александр Первый. Не говоря о толпе других мужчин. Волконская написала несколько романов на французском, причём про жизнь древних славян. В 1829 году навсегда уехала в свою любимую Италию и поселилась в римском палаццо Поли, прямо за фонтаном де Треви. И Для светской жизни она купила огромную виллу близ Рима, куда к ней заглядывали Гоголь, Стендаль и Вальтер Скотт. А в московском “салоне” княгини Волконской хотя бы раз в жизни оказывался каждый: теперь в этом здании Елисеевский магазин.


Вы здесь » "Альтернатива" » Русские художники ХIХ века » Орест Адамович Кипренский