"Альтернатива"

Объявление

 

 

 

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "Альтернатива" » Русские художники ХIХ века » Карл Павлович Брюллов


Карл Павлович Брюллов

Сообщений 51 страница 81 из 81

51

http://www.angelreiki.ru/gallery/data/media/101/Portret%20pojeta%20i%20dramaturga%20gr.%20A.K.Tolstogo%20v%20yunosti.%201836.jpg
Портрет Алексея Константиновича Толстого. 1836 год.
Холст, масло. 134 х 104 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

       Толстой - граф Алексей Константинович - известный поэт и драматург. Мать его, красавица Анна Алексеевна Перовская, воспитанница графа А.К.Разумовского, вышла в 1816 году замуж за пожилого вдовца графа Константина Петровича Толстого (брата известного художника-медальера Фёдора Толстого). Брак был несчастлив; между супругами скоро произошёл открытый разрыв.
       В автобиографии Толстого (письмо его к Анджело Де-Губернатису, т.1 "Сочинений" Толстого) мы читаем: "Ещё шести недель я был увезён в Малороссию матерью моей и моим дядей со стороны матери, Алексеем Алексеевичем Перовским, бывшим позднее попечителем Харьковского университета и известным в русской литературе под псевдонимом Антона Погорельского. Он меня воспитал и первые мои годы прошли в его имении".
       Создавая портрет Толстого, Брюллов проникновенно угадал те чувства, которые поэт вложил в свои романтические стихи:

Бор сосновый в стране одинокой стоит,
В нём ручей меж деревьев бежит и журчит,
Я люблю тот ручей, я люблю ту страну,
Я люблю в том лесу вспоминать старину.

Так шептал, и журчал, и бежал ручеёк,
На ружье опершись, я стоял одинок,
И лишь говор струи тишину прерывал,
И о прежних я грустно годах вспоминал.

       Гармонична и светла колористическая гамма портрета. Зелёные, золотисто-коричневые тона палитры подчинили себе звучные яркие пятна, полюбившиеся Брюллову в Италии.

52

https://img-fotki.yandex.ru/get/3710/92936793.4/0_10a4bf_40057c46_orig.jpg
Портрет графа Алексея Алексеевича Перовского
(писателя А.Погорельского). Не окончен.1836 год.
Холст, масло. 136 x 104 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

       Алексей Алексеевич Перовский, более известный под литературным псевдонимом Погорельского - писатель Пушкинской эпохи, сын графа Алексея Кирилловича Разумовского и Марьи Михайловны Соболевской (впоследствии по мужу Денисьевой). Получив отличное домашнее воспитание, в 1805 году поступил в Московский университет; в 1807 году "произведён" в доктора философии и словесных наук, для чего должен был прочесть 3 пробные лекции, на языках русском, немецком и французском.
       В 1813 году участвовал в сражениях под Дрезденом и при Кульме, затем был назначен старшим адъютантом при князе Н.Г. Репнине, генерал-губернаторе королевства саксонского, и около двух лет жил в Дрездене. Был дружен с Дельвигом и другими приятелями Пушкина.
       В последние годы своей жизни усердно занимался воспитанием своего племянника, будущего поэта, графа Алексея Толстого. Известен под псевдонимом А. Погорельский, как автор волшебной повести для детей: "Чёрная курица, или Подземные жители".

53

http://www.nearyou.ru/kbrullov/galery5/5alekseeva.jpg
Портрет Марии Ивановны Алексеевой, урождённой Трофимовой. 1837-1840 годы. Овал.
Холст, масло. 92 х 73 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

       По экспрессии осенённого вдохновением лица и тонкости живописного мастерства портрет М.И.Алексеевой занимает одно из первых мест в наследии Брюллова. Биография Алексеевой не изобилует интересными жизненными эпизодами. Но весь её облик дышит такой поэзией и возвышенностью чувств, что изображение оказывается воплощением совершенного идеала женской красоты.
       Образу Алексеевой, с её нежным лицом, обрамлённым пышными локонами, изяществом фигуры, грациозностью движения рук, придерживающих упавшую с плеч мантилью, созвучны тишина и покой задумчивого парка.
       С огромным мастерством вписана фигура в овал. Искусством овального портрета блестяще владели Рокотов и Левицкий. Брюллов был достойным их продолжателем.

54

https://img-fotki.yandex.ru/get/6506/92936793.4/0_10a4c0_76662b6d_orig.jpg
Портрет Николая Алексеевича Охотникова. 1827 год.
Холст, масло. 75,0 х 60,5 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

55

http://static.biblioclub.ru/art_portal/pictures/498/498137/brul0067.jpg
Портрет брата, Александра Брюллова. 1826 год.
Картон, графический карандаш. 18,6 х 14,2 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

56

https://img-fotki.yandex.ru/get/3505/92936793.4/0_10a4c1_66fc525a_orig.jpg
Портрет Александра Николаевича Рамазанова. 1821 год.
Холст, масло. 64,5х 52,5 см.
Государственная Третьяковская галерея,Москва

       Рамазанов Александр Николаевич актёр санкт-петербургских сцен. Дебютировал в 1813 году, по окончании курса в Санкт-Петербургском театральном училище. Был хорошим актёром в комедии, главным образом, на амплуа слуг, весьма важное в то время, когда на русском театре в большой моде был Мольер, Бомарше и Мариво. Позже отличался и в водевиле. Преподавал танцы ученикам Академии художеств.
       Наклон головы и жест обнаруживают живость характера Рамазанова; улыбка молодит его лицо.
       Умер в 1828 году, тридцати одного году от роду.
       Портрет Рамазанова может быть отнесён к числу лучших ранних работ художника. В нём Брюллов обнаружил свои окрепшие профессиональные знания и умение воспроизвести жизненно-правдивый облик человека. Тонко и выразительно передал художник живую игру лица актёра, отличавшегося замечательным мимическим талантом. Современная печать писала о А.Н.Рамазанове, выступавшем на сцене императорского театра:
«Он превосходен в ролях слуг..., сверх того, выдерживает с успехом комические полу-характеры. Живость, проворство, лукавство, перемена голоса, вникание в свойство представленного лица делают его отличным Актёром».
       Портрет А.Н.Рамазанова объединяет с изображением Кикиных та же гуманистическая основа характеристик людей, которая отличала портреты русских классиков.

57

http://artpoisk.info/files/images/_thumbs/19655/516x0.jpg
Обнажённый юноша с копьём. 1821-1822 годы.
Академический этюд.
Холст, масло. 56 х 34 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

58

http://classic-online.ru/uploads/000_picture/358100/358016.jpg
Портрет А.Г.Гагарина (Ребёнок в бассейне). 1829 год. Овал в прямоугольнике.
Бумага, акварель. 25 х 23 см.
Третьяковская галерея, Москва

59

https://img-fotki.yandex.ru/get/15490/92936793.5/0_10a4c2_8edb47b3_orig.jpg
Портрет Григория Григорьевича Гагарина. 1829 год. Овал.
Бумага, акварель, тушь, графитный карандаш. 19,8 х 16,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

       Григорий Григорьевич Гагарин  - художник-любитель; сын русского посланника в Риме князя Г. И. Гагарина. С 1826 году состоял на дипломатической службе. В 1820-х годах брал уроки живописи у К. П. Брюллова, который часто бывал в доме его родителей в Риме, ставшего одним из центров общения русских художников, был спутником Брюллова во время путешествия от Афин до Константинополя в 1835 году. Оставил воспоминания о Брюллове.

60

https://img-fotki.yandex.ru/get/3907/92936793.5/0_10a4c3_2a4ddfa1_orig.jpg
Портрет Сильвестра  Федосьевича Щедрина. 1824 год.
Бумага, акварель. 93 х 46 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

       Сильвестр Федосьевич Щедрин (1791-1830 гг.), сын профессора скульптуры Ф.Ф.Щедрина, живописец-пейзажист, поступил в воспитанники Академии Художеств в 1800 году, был в ней учеником сперва своего дяди, Семёна Фёдоровича Щедрина, а потом, после его смерти, М.М. Иванова, в 1808 году получил за свои успехи в рисовании с натуры малую серебряную медаль и в 1809 году за живопись малую золотую медаль.
       Окончил академический курс в 1812 году со званием художника XIV класса и с большой золотой медалью. Приобретя вместе с наградою право на поездку в чужие края на счёт казны, по политическим обстоятельствам не был отправлен туда до 1818 года. С этого года вся его деятельность протекала в Италии. Жил попеременно в Риме, Неаполе и их окрестностях.
      Умер и похоронен в Сорренто.
      Братья Брюлловы познакомились с С.Ф.Щедриным сразу после своего приезда в Италию.

61

http://www.artmuseum.by/assets/images/Gallery/50/04855.jpg
Портрет музыканта Матвея Юрьевича Виельгорского. 1828 год.
Холст, масло. 138 х 97,5 см.
Государственный художественный музей Белорусии, Минск

       Одним из первых больших портретов Брюллова было изображение музыканта М.Ю. Bиельгорского в 1828 году. Композиция портрета Виельгорского отмечена чертами декоративности. Повышенно ярко звучит колорит портрета, в котором господствует красный цвет халата, подбитого голубым шёлком, — приподнято-театральна поза музыканта, торжественным жестом проводящего смычком по струнам виолончели.
       Но сквозь все условности портрета прорывается живое чувство вдохновения, объявшего сердце музыканта. В его облике ещё ощущается та напряжённость внутреннего мира, которая отличала ранние портреты Брюллова. Сдвинув брови, сжав губы, Виельгорский внимает звукам виолончели. Но уже есть какая-то суровая сдержанность в выражении его лица, которую подчёркивает туго стянутый на шее платок. Исчезла непосредственность порывов ранних портретов Брюллова. Их сменила серьезность человека, умудрённого жизненным опытом.
       Брюллов остался удовлетворённым портретом, о чём сообщил своему брату-наставнику — Федору Брюллову:
«Я уже написал портрет графа Вильегорского, сего редкого гения в музыке, масляными красками; портрет коленный в рост с виолончелем; вышел не дурён» ".
       Высокую оценку дал также ему М. Ю. Виельгорский.
       «Матвей Юрьевич Виелигорский приехал, говорит, что портрет его, которой Карл написал, есть Совершенство, что это неисчерпаемый гений» ", — писал Федор Брюллов брату Александру.
       Матвей Юрьевич Виельгорский, искусный виолончелист, ученик Бернгарда Ромберга, устраивал у себя квартетные собрания. Принимал участие в учреждении Императорского русского музыкального общества. Автор немногочисленных пьес для струнных инструментов, для одного и для двух виолончелей и пр. Завещал Санкт-Петербургской консерватории свою ценную нотную библиотеку
      Декабрист Михаил Лунин, один из блестящих исполнителей Бетховена, так вспоминает об игре Матвея Юрьевича: "Матвей послал за своим инструментом и стал играть. Вот это была музыка. Мы не знали, где мы, на небе или на земле: мы забыли обо всём на свете". У Матвея Юрьевича не было своей семьи, и он помогал старшему брату в воспитании его детей. Михаилу Юрьевичу не свойственен был практицизм, он был анекдотически рассеян, и Матвей Юрьевич вёл хозяйственные и финансовые дела семьи. У него была редчайшая коллекция струнных инструментов: пять из них — работы Страдивари.

62

https://vsdn.ru/images/data/mus/70395_big_1450964447.jpg
Портрет Доменико Марини. 1828-1830 годы.
Холст, масло. 50 х 62 см.
Новгородский историко-художественный музей

       Новые устремления Брюллова своё замечательное воплощение нашли в небольшом портрете известного итальянского дискобола — Доменико Марини. В динамике разворота его фигуры, в резкости вскинутой вверх головы, в пламенности взгляда жгучих глаз и гневном сжатии губ, заключена такая сила чувств, которая делает портрет дискобола олицетворением человеческой отваги, мужества и дерзания.
      Контраст между сверкающей белизной рубашки Марини и смуглой кожей его лица и обнажённой до локтя мускулистой руки усиливает экспрессию образа. Уже современники справедливо улавливали в портрете Марини черты героев будущей картины «Последний день Помпеи».
      «Русский живописец Брюллов, — писал итальянский критик о портрете Марини,— поклонник всякого, кто возвышается над обыкновенною сферою, написал его в Риме. Сколько искусства в этом маленьком холсте! В какой счастливый момент схвачен атлет, лоб которого ты видишь блестит от пота. Верность рисунка, смелое и величавое движение, наконец, исполнение великого мастера, предвещали тут творца картины, изображающей «Последний день Помпеи».

63

https://img-fotki.yandex.ru/get/9059/92936793.5/0_10a4c4_e9ef5e10_orig.jpg
Портрет Сергея Александровича Соболевского. 1832 год.
Бумага, акварель.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

       Соболевский Сергей Александрович - известный библиограф, библиофил и юморист; окончив курс в благородном пансионе при Санкт-Петербургском педагогическом институте, поступил на службу в Московский архив иностранных дел. С 1828 годы долго путешествовал за границей, где положил основание своей обширной библиотеке. Друг А.С.Пушкина.

64

http://classic-online.ru/uploads/000_picture/358300/358232.jpg
Портрет графа Владимира Алексеевича Мусина-Пушкина. 1841год.
Холст,масло. 101 х 88 см.
Ярославский областной художественный музей

       В. А. Мусин-Пушкин состоял членом Северного общества декабристов; после подавления восстания был переведён из гвардии в армейский Петровский полк
       Написанный в начальный петербургский период, портрет В. А. Мусина-Пушкина дополняет галерею портретов декабристов. Образ Мусина-Пушкина находившегося под надзором жандармского управления, привлёк художника благородством натуры и тем достоинством, которое он сохранил в годы жизненных невзгод. При внешней схожести позы, одежды с эффектно накинутым на плечи плащом, портрет Мусина- Пушкина резко отличается от изображения Н. Кукольника. За романтически-приподнятым образом ощущается горечь душевных переживаний.

65

http://polarstarspb.ru/sites/default/files/Avrora%20Demidova.jpg
Портрет Авроры Карловны Демидовой, урождённой Шернваль. 1836-1838 годы.
Холст, масло.
Нижнетагильский историко-краеведческий музей-заповедник

       Уникальным и редкостным для коллекции провинциального музея является портрет жены П. Н. Демидова Авроры Карловны Шернваль кисти К.П.Брюллова. Портрет написан вскоре после свадьбы в 1836-38 годах. Точных сведений о появлении портрета в Тагиле пока не выявлено. Хранится в коллекции и портрет Андрея Николаевича Карамзина кисти неизвестного художника. А.Н.Карамзин, сын писателя и историка Н.Карамзина, был вторым супругом Авроры Карловны.
       Её именем был назван корабль, выстрел которого послужил сигналом к Октябрьскому восстанию, но этот крейсер получил своё названного в честь другой «Авроры» — корабля, принимавшего участие в Крымской войне.
       Имя «Аврора» было дано судну во время шутливого пари, проигранного командиром корабля своему другу,
мужу Авроры Демидовой-Карамзиной, полковнику Андрею Карамзину.
       Получив новое имя, корабль вскоре был подорван англичанами, но название его сохранилось, и было дано затем
крейсеру, ставшему легендарным.
       Трое мужчин, любивших её, погибли. В возрасте 46 лет скоропостижно скончался и её единственный сын.
       Один из кораблей, названный её именем, вскоре был потоплен, другой же стал символом гибели Российской Империи.

66

https://img-fotki.yandex.ru/get/15580/92936793.5/0_10a4e8_e17f1ff0_orig.jpg
Гадающая Светлана. 1836 год.
Холст, масло. 94 х 81 см.,
Хдожественный музей, Нижний Новгород

       Создавая картину, навеянную поэмой В. А. Жуковского, к которому он часто обращался, художник не ограничился задачами простой иллюстрации. Не случайно выбор сюжета совпал с приездом Брюллова в Москву накануне святок.
       Увиденную у москвичей, бытовую сцену гадания он оживил поэтическим чувством. При этом художник не увлекся одними лишь подробностями обряда святочного гадания и особенностями народной одежды.
       Изображая Светлану в русском национальном костюме, сидящей перед зеркалом, на которое она обратила свой испуганно ожидающий взор, Брюллов создал живой и впечатляющий образ молодой девушки, привлекающий своей непосредственностью и правдивостью.
       Правда, крестьянская девушка, воссозданная Брюлловым, лишена одухотворенности образов Венецианова. Но в творчестве Брюллова её изображение сыграло определённую положительную роль.
       «Гадающая Светлана» вызвала живой отклик в Москве. 0 впечатлении, произведённом картиной Брюллова, говорили напечатанные князем П.И.Шаликовым в «Московских ведомостях» стихи:
«Брюллову, написавшему молодую девушку в русском платье перед зеркалом».
        В свойственном ему выспреннем тоне Шаликов писал:

Склони чело, друг гения, пред тем,
Кто, творческим господствуя искусством
Бездушное вдруг наделяет всем —
Сиянием и красотой, и чувством.

67

http://artpoisk.info/files/images/_thumbs/17818/516x0.jpg
Портрет Великой княгини Ольги Николаевны,
этюд для неосуществлённого группового портрета. 1837 год.
Холст, масло. 61.4 х 55 см.
Куйбышевский художественный музей

       Ольга Николаевна - королева вюртембергская (1822 - 1892 гг.), дочь императора Николая I . Получила образование под руководством П.А.Плетнёва , протоиерея Павского и В.А.Жуковского; последний пользовался её благосклонностью и состоял с нею в переписке.
       В 1846 г. Ольга Николаевна сочеталась браком с наследным принцем вюртембергским, позднее королём Карлом I. Королева была известна в Вюртемберге своей широкой благотворительностью, а во время войны 1870 года стояла во главе организации помощи раненым.

68

https://img-fotki.yandex.ru/get/3907/92936793.5/0_10a4c5_3df7623e_orig.jpg
Портрет архитектора А.М.Болотова. 1843 год.
Холст, масло. 65.3 х 54.5 см.
Кировский областной художественный музей им. В.М. и А.М.Васнецовых

69

https://img-fotki.yandex.ru/get/9172/92936793.5/0_10a4c6_75648fc0_orig.jpg
Портрет И.А.Монигетти. 1840 год.
Холст,масло. 49.5 х 42.5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

       Монигетти Ипполит Антонович-архитектор. Родился в Москве 2 мая 1819 года. После окончания московского Строгановского училища поступил в Петербурге в Императорскую Академию художеств на архитектурное отделение по классу профессора Александра Павловича Брюллова. В 1839 году окончил Академию с золотой медалью второй степени. В 1840-е годы совершил несколько путешествий по Египту, Турции и Италии. По личному приглашению императора Николая I начинает работать в Царском Селе, где создает целый ряд парковых сооружений и жилых зданий: павильон "Турецкая баня" (1850-1852 гг.)," Детская фермочка" -1861 г., Ламской павильон (перестройка и реконструкция в 1866 году.)
      С любовью и нежностью воссоздал Брюллов облик ученика своего брата — воспитанника архитектурного класса Академии — Ипполитa Антоновичa Монигетти .
      Портрет Монигетти чарует юношеской чистотой и непосредственностью чувств. Он скромен, правдив и вместе с тем поэтически возвышен. Пламенный блеск увлажнённых глаз, трепет чуть открытых губ говорят о затаённых страстях юноши. Обрамлённое мягко спадающими тёмными волосами бледное лицо Монигетти осенено творческой мыслью. Мечтательно устремлён вдаль его восторженный взгляд, доверчиво выражение лица.
      Таким скромным и обаятельным Монигетти был и в жизни.
      «И. А Монигетти,— писали о нём в некрологе (архитектор умер в больнице для душевнобольных.),— принадлежал к числу тех редких художников, которые при значительном таланте и обширной неутомимой деятельности не любят выставлять себя на показ; он жил в тесной семейной среде и весь с утра до вечера в продолжение всей своей жизни отдавался искусству» ".
      Сдержан колорит портрета, соответствуя облику юноши в простой чёрной одежде. Но из однотонно-тёмной гаммы Брюллов извлек тончайшее цветовое звучание. Оживлённый лишь розовым пятном губ, портрет излучает мягкий внутренний свет.
      Портрет Монигетти дошёл до нас в искажённом виде. Ещё в прошлом столетии он подвергся варварской операции. Его прежний владелец, желая «подогнать» четырехугольный холст под эффектную резную раму овальной формы, обрезал холст по живописи (уничтожив часть подписи), чем нарушил его пропорции и соотношение фигуры.

70

https://regnum.ru/uploads/pictures/news/2015/12/23/regnum_picture_1450894635918351_normal.JPG
Портрет архитектора Константина Андреевича Тона. 1823—1827 годы.
Xолст, масло. 56,5 x 51 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

       Российский архитектор. Учился в Академии художеств в Санкт-Петербурге и в Италии (1819-1828 гг.),где познакомился с К.Брюлловым. Он строил Собор Христа Спасителя (1837-1883 гг, разрушенный в 1933 г.), Большой Кремлёвский дворец, Государственный склад оружия, железнодорожные станции в Москве и Санкт-Петербурге.
       В облике К.А.Тона, известного своей трезвой уравновешенностью, Брюллов усмотрел душевное смятение. Дрогнули его широкие брови, безрадостно вопрошающим стал взгляд, поникла голова. Но сколь ни мятежны переживания и взволнована душа, они выражаются в сдержанной форме.

71

https://img-fotki.yandex.ru/get/4200/92936793.5/0_10a4c7_b0806e24_orig.jpg
Портрет Елены Ивановны Тон, урождённой Берг. 1837-1840 годы.
Холст, масло. 56 х 47 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

      Жена архитектора Константина Андреевича Тона была блондинкой, но, по её просьбе, на портрете она - тёмная шатенка.

72

https://img-fotki.yandex.ru/get/9059/92936793.4/0_10a4ba_4d2f4715_orig.jpg
Портрет актёра Василия Васильевича Самойлова. Не окончен. 1847 год.
Дерево, масло. 86,5 x 70 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

    Василий Васильевич был блестящим мастером эпизода, создав, например, самостоятельный образ Растаковского из гоголевского Ревизора, исключенного автором в первом издании. Актёра отличала большая сценическая фантазия, богатство выдумок и трюков при исполнении самых маленьких ролей. Так родилось его искреннее убеждение относительно значения драматургии: «Пьесы – это канва, которую мы вышиваем бриллиантами».

73

http://img-fotki.yandex.ru/get/4525/121447594.772/0_16adfb_11a156b1_orig.jpg
Портрет Софии Андреевны Шуваловой. 1849 год.
Холст, масло. 100 х 84см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

       Графиня Софья Андреевна Шувалова (17 июля 1829 — 9 сентября 1912), дочь Андрея Петровича Шувалова и Фёклы Игнатьевны Зубовой, урождённой Валентинович (1801—1873), бывшей в первом браке за графом Зубовым.
       30 апреля 1850 года вышла замуж за графа Александра Алексеевича Бобринского (1823—1903) — русский генеалог, обер-гофмейстер. В 1878 году по ходатайству графини Бобринской был открыт Мариинский приют, который она возглавляла до 1903 года. В браке родились пятеро сыновей.

74

https://arthive.com/res/media/img/ox800/work/b40/405934.jpg
Портрет Фанни Персиани-Такинарди
в роли Амины в опере Беллини Сомнамбула. 1834 год.
Холст, масло. 113 х 87см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

       Художник стремится создать портрет, как жанровый сюжет. В данном случае актриса изображена в одной из сыгранных ею ролей. Таким образом Брюллов хотел показать её характер, те черты, которые пересекаются в ней, как в человеке, и как в героине спектакля. Ближе для Брюллова была роль Амины, поэтому он пишет портрет певицы в соответствующем костюме. Актриса игриво сморит на невидимого поклонника – её взгляд насмешлив, она даже чуть поджала губу, чтобы не рассмеяться. На ней широкая жёлтая шляпа, надетая поверх голубой косынки. Чёрные волосы гладко зачесаны на прямой пробор и заплетены в косы. Она игрива, иронична, молода и красива – вот что хочет сказать художник в этом портрете.

75

https://arthive.com/res/media/img/oy800/work/2b3/405489.jpg
Портрет Петра Александровича Чихачёва. 1835 год.
Акварель, бумага.
Частная коллекция, Италия

       Большой интерес представляет находящийся в одном из частных зарубежных собраний акварельный портрет Петра Александровича Чихачёва, известного русского географа и геолога, с которым Карл Брюллов встретился в 1835 году в Турции. Учёный путешественник Пётр Александрович Чихачёв, стяжавший мировое признание своими географическими и геологическими изысканиями, изображён Брюлловым на заре его деятельности. Учёный, к тому времени, только что возвратился из опасного путешествия по Малой Азии и Египту, побывав также на острове Родос, где едва не погиб.
       П.А.Чихачёва Брюллов написал в Константинополе. Просто и непосредственно характеризует Брюллов интеллектуальность образа Чихачёва, неприхотливость привычек путешественника.

76

https://img-fotki.yandex.ru/get/17835/92936793.5/0_10a4fd_12817f2b_orig.jpg
Портрет Джузеппины Ронци де Беньис. 1833-1835 годы.

       Джузеппина Ронци де Бени (урождённая Джузеппина Ронци; Милан 11 января 1800 года - Флоренция, 7 июня 1853 года)  итальянская оперная певица сопрано, известная ролями, написанными для неё выдающимися композиторами 1820-х и 1830-х годов.
       Её отец, Гаспаре, был выдающимся танцовщиком и балетмейстером, её мать - Антония, балериной. Её братья Станислао и Поллайон были оперными певцами.
       Как певица, она дебютировала в Неаполе в Teatro dei Fiorentini в 1814 году в L'Avaro Джованни Корделлы. 
       В 1817 году Джузеппина вышла замуж за итальянского певца-баса Джузеппе де Бени (1793–1849 гг.), когда ей было только 16 лет. Брак продлился несколько лет, и в 1825 году они с мужем расстались.

77

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/bf/Stephanie_Radziwil_%281809-1832%29%2C_by_Russian_School_of_the_19th_century.jpg/800px-Stephanie_Radziwil_%281809-1832%29%2C_by_Russian_School_of_the_19th_century.jpg
Портрет княжны Стефании Радзивилл , графини Витгенштейн. 1828 год.
Холст, масло.  87 х 74,8 см.
Московское частное собрание.

        Княжна Каролина Эмилия Луиза Валерия Стефания Радзивилл, в замужестве графиня Витгенштейн ( 9 декабря 1809, Париж — 26 июля 1832 года, Бад-Эмс ). Единственная дочь последнего несвижского Радзивилла князя Доминика, от второго брака с Теофилой Моравской. Она была единственной наследницей отца, владевшего 150 000 душ крестьян в Польше и Литве, огромными великолепными лесами в Царстве Польском, местечком Кайданы и городком Несвиж.
        Россет: «Чтобы дать понятие о богатстве Доминика Радзивилла, я привожу слова старика Грабовского. В Несвиже был огромный дворец, окружённый садами и парком. Одна комната была назначена для приёма короля. Карнизы были из лучшего серебра, массивные и самой лучшей работы столы, кресла, стулья, канделябры — все серебряные. Стулья были обиты самым лучшим малиновым венецианским бархатом, и полы устланы богатыми коврами. В стенах были заделаны во время войны знаменитые изумруды».
       Отец Стефании погиб в бою, когда ей было три года. Её мать, Теофилия Моравская имевшая скандальную известность в свете, дочерью не занималась. Стефанию взяла на воспитание троюродная сестра её бабушки — вдовствующая императрица Мария Фёдоровна. Россет писала: «Бедняжке было шесть лет, когда её привезли в институт, мать её не любила, она была почти сирота, но добрая государыня была совершенно как мать для неё». 
       Прошло время, и в марте 1826 года жена английского посланника леди Дисборо писала своим родным: « В субботу мы поехали в школу св. Екатерины на выпускной экзамен ‹...› Наслышавшись прежде о красоте княжны Радзивилл, я была сильно разочарована. Её мать, знаменитая княгиня "многочисленных мужей", приехала, чтобы забрать свою дочь, но, согласно слухам, старая императрица не собирается отдавать дочь её в такие плохие руки, а намерена оставить её при своей особе». Так это и произошло. После двенадцати лет, проведенных в институте, Стефания была пожалована во фрейлины и оказалась при этом одной из самых богатых невест Европы.
       Княжна Радзивилл при всём своём знатном происхождении и богатстве была, как подобает истинной аристократке, весьма скромна в быту. Россет по этому поводу писала: «Двор отправился в Зимний дворец, но фрейлинские комнаты ещё не были готовы, и я жила в Аничковом и с утра отправлялась к Стефани. При ней была гувернантка, мадемуазель Унгебауэр, при ней мы с Стефани делали свой туалет в спальне за перегородкой. С ног до головы мылись холодной водой с одеколоном, сами причёсывались и очень хорошо делали свои букли, на босу ногу в капотах у открытой форточки садились пить чай; медный самовар кипел, мы сами заваривали чай в высоком чайнике, подле был калач, всякое кушанье свежее из лавки, масло, варенье из чёрной смородины, купленное в лавочке, она находила, что оно лучше».
       Стефании не везло с женихами. По желанию Радзивиллов, она должна была выйти замуж за дальнего родственника князя Фердинанда Фридриха Радзивилла, но в 1827 году бедный Фердинанд умер, и его последние слова были: «Прощай, Стефани, до свидания в лучшем мире».
       К ней сватался влюблённый в неё потомок древнего княжеского рода Рюриковичей «кривой князь Львов», который получив отказ, «впал в чахотку», и уехал для поправки здоровья в Ливорно, где вскоре тоже умер.
       Делал попытку завоевать сердце красавицы дипломат, меценат, любитель искусства и коллекционер князь Н. Б. Юсупов. Во время посещения Архангельского вдовствующей императрицей Марией Фёдоровной и княжной Радзивилл, он приказал убрать комнату фрейлины розами, и послал письменное предложение: «Княжна, позвольте мне принести к вашим ногам своё сердце и всё, что я имею». На что княжна ответила: «Князь, благодарю вас за розы, но не могу принять ни вашего сердца, ни ваших роз».
       Мария Фёдоровна, в конце концов, решила, что мужем Стефании станет один из незначительных, но знатных князей Германии. Но здесь не нашлось достойного претендента. Наконец, императрица обратила внимание на сына генерал-фельдмаршала, происходившего из древнего германского графского рода, графа П. Х. Витгенштейна, который сумел понравиться княжне Радзивилл, и в июне 1828 года в церкви Зимнего дворца состоялся обряд бракосочетания.
       Выйдя замуж, эта наследница огромного состояния по любопытному стечению обстоятельств поселилась в доме на набережной реки Фонтанки, принадлежавшем тому самому министру финансов графу Д. А. Гурьеву, в честь которого названа известная «гурьевская каша».    Особняк был меблирован модным тогда мастером краснодеревщиком Генрихом Гамбсом, а слуги, под стать мебели, носили синие ливреи, панталоны коричневого цвета, оливковые чулки и башмаки. По свидетельству Россет, живя здесь, Стефания не изменила своего отношения к еде: «Повар их Lallemand был лучший в Петербурге и делал des dîners tins (изысканные обеды – И. С.). Дипломатический корпус, падкий на хороший обед, часто посещал их дом, особенно Лагрене, француз, пустой ветрогон, почти всякий день там обедал, из товарищей князь Суворов, я и Любинька Ярцева, иногда пепиньерка Качалова. ‹…› За столом стоял за ней Сергей. Когда ели суп, ей подавали щи с кашей, она пила брусничную воду с водой и льдом; вареники, колдуны, кулебяка, картофель жареный с луком составляли её обед, а французской кухни она не касалась. M-r Lallemand огорчался, учился русской кухне; но она ему не давалась, и на княгиню готовила какая-то кухарка, которой она сама заказывала любимые блюда».
      Современница Стефании Долли Фикельмон в дневнике написала: «Графиня Витгенштейн — высокая, стройная, с тонкими и нежными чертами, скромный, кроткий вид, бескрайне учтива, застенчива и очень молода… Абсолютное отсутствие претенциозности красит графиню Витгенштейн, придает ей истинное очарование. Она — олицетворение душевной чистоты и счастья». Но счастье графини было недолгим. После родов у Стефании обнаружились первые признаки скоротечной чахотки и по совету врачей Витгенштейны поехали на курорт Эмс (Bad Ems), где в 1832 году, по свидетельству Россет, наступил «конец бедняжки в 22 года жизни; она не страдала, а только кашляла и слабела. Раз вечером надела розовое атласное платье, обшитое белыми кружевами, и чепчик с розовыми цветами, закашлялась, просила мужа сделать un lait de poule (гоголь-моголь – И. С.) и, не проглотив ложечки, склонила головку на плечо мужа — умерла», оставив супругу всё своё состояние и двоих детей. В память о жене Лев Витгенштейн по проекту А. П. Брюллова возвёл над её могилой в усадьбе Дружноселье костёл - усыпальницу святой Стефании, который впоследствии стал местом фамильного захоронения десяти членов семьи Витгенштейнов.

78

https://img-fotki.yandex.ru/get/3409/121447594.771/0_16ac0e_2a9878d4_orig.jpg
Портрет Эмилии Тимм. 1828 год.
Бумага, акварель.

https://img-fotki.yandex.ru/get/15488/121447594.771/0_16ab97_51ce215c_XXL.jpg
Портрет молодой женщины у фортепиано. 1838 год.
Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.

       У великого русского художника Карла Брюллова есть портрет тоненькой девушки-пианистки в белоснежном платье, стоящей возле рояля. Холст хранится в Третьяковской галерее и считается одним из шедевров кисти Брюллова.
       На картине изображена 18-летняя дочь рижского бургомистра Федера Тимма - Эмилия.
       Она была единственной супругой известного русского живописца.
       Но по таинственным причинам брак длился всего месяц.. Самое загадочное в этой истории — то, что Священный синод моментально дал разрешение на расторжение этого венчанного союза. Тайна скоропалительного развода Карла Брюллова с юной супругой из Риги по сей день окутана массой домыслов и сплетен. И всё же сама тайна как бы открыта!
       Вот уже несколько дней Карл Брюллов не выходил из своей мастерской. Наброски, развешанные по стенам, в углу — мольберт с неоконченной картиной. «Нужно собраться, взять в руки кисть, ведь работа всегда помогала отвлечься, — думал художник. — Хотя зачем всё это? О моей личной жизни судачит весь Петербург, они уже забыли, как восхищались моими картинами, теперь их интересуют только подробности моего развода — правда ли Брюллов оказался садистом или всё-таки его молоденькая жёнушка — вовсе не такой уж образец чистоты и невинности, как казалось на первый взгляд? Большинство, конечно, считает, что во всём виноват я. Дескать, сумасшедший художник выгнал несчастную из дома в одной ночной сорочке, да ещё и вырвал серьги из ушей вместе с мочками. Но разве я могу оправдываться? Ведь правда намного омерзительнее, чем все слухи на свете». Перед глазами художника неожиданно всплыл день его свадьбы.
       Вот он стоит перед алтарём. В 39 лет он ещё очень красив — недаром многие женщины сходили от него с ума. Рядом с ним 18-летняя Эмилия Тимм — юная красавица, дочь рижского бургомистра. Жених необыкновенно мрачен, он старается не смотреть на свою суженую и механически повторяет за священником брачные клятвы. Накануне свадьбы Эмилия призналась Карлу Павловичу в том, что она уже не девственница. А ведь какой невинной она казалась ему в день их знакомства, когда пленила его игрой на фортепьяно на балу в доме своего отца. Тогда художнику казалось, что с этой девушкой он будет по-настоящему счастлив. Она выглядела настолько чистой и непорочной, что заподозрить её в том, что после свадьбы она станет изменять мужу, было просто невозможно. И тут это признание. Впрочем, тогда Брюллову думалось, что не всё так страшно — он уже успел понять: в мире нет совершенства. Возможно, по молодости лет Эмилия совершила ошибку, в которой раскаялась, и после венчания она станет верной подругой. Однако их брак продлился всего месяц. Сразу после свадьбы отец Эмилии настоял на том, чтобы молодые поселились с ним под одной крышей. Тогда эта прихоть показалась Карлу странной — новоявленные супруги были достаточно состоятельными, чтобы позволить себе собственный дом. Но Эмилии тоже хотелось жить вместе с отцом, и Брюллов не стал возражать. Об истинной причине такой привязанности девушки к отчему дому Карл Павлович не догадывался до тех пор, пока не застукал жену в постели со своим… тестем. В тот же день Брюллов ушёл из дома. Вскоре он подал прошение о разводе. Для того чтобы получить свободу, пришлось в подробностях рассказать эту грязную историю — хорошо ещё те, кто присутствовал на суде, не стали распространяться об услышанном. К счастью, бракоразводный процесс закончился довольно быстро, однако сплетни о семейных делах художника не утихали. А теперь ещё и это… У бывшего тестя хватило нахальства требовать у Брюллова пожизненной пенсии для себя и дочери! Суд не удовлетворил это прошение, но пришлось снова вытаскивать на свет омерзительные подробности семейной истории.
       А ведь после знакомства с Эмилией Брюллов был полон самых радужных надежд. Ему так хотелось наконец пожить спокойной жизнью. Тихие семейные вечера, отсутствие сомнений, преданность близкого человека. Ради этих идеалов он когда-то оставил самую большую любовь в своей жизни.

79

https://img-fotki.yandex.ru/get/5624/121447594.771/0_16ac0d_cd598b28_orig.jpg
Портрет Юлии Павловны Самойловой. 1830-е годы.
Бумага, карандаш, акварель.

      …Брюллов огляделся — на стене висел набросок. Женщина с какой-то нездешней, слишком яркой для пасмурного Петербурга красотой не раз встречается на его картинах. Юлия Павловна Самойлова. Юленька. Зачем он оставил её? Верность, доверие, семейная жизнь — всё это не более чем слова, которые к тому же оказались обманом. Только с Юлией он был по-настоящему счастлив.
       Впервые художник увидел Юлию Самойлову на балу у князя Гагарина, русского посланника в Италии. После блестящего окончания Академии художеств 23-летнего живописца отправили стажироваться в Рим. Планировалось, что Брюллов проведёт на Апеннинском полуострове 3 года, после чего вернётся в Россию, однако стажировка затянулась (в результате Брюллов прожил в Италии 12 лет). Талант художника быстро покорил и Россию, и Италию — его картинами не переставали восхищаться, а от заказов не было отбоя. К тому же Брюллов очень быстро превратился в светского льва — он пользовался огромным успехом у женщин, и редкий бал обходился без его участия. К моменту встречи с графиней Самойловой Карлу Брюллову уже исполнилось 28 лет. В то время записному ловеласу казалось, что женщины вряд ли способны чем-то его удивить и что его сердце навсегда останется свободным от слишком сильных привязанностей.
       Перед тем как представить художника Юлии Самойловой, хозяин дома дружески предупредил Брюллова: «Бойтесь её, Карл! Эта женщина непохожа на других. Она меняет не только привязанности, но и дворцы, в которых живёт. Но я согласен, и согласитесь вы, что от неё можно сойти с ума». Действительно, за графиней Самойловой волочился длинный шлейф слухов. Обладательница огромного состояния всегда была окружена толпой поклонников и при этом даже не пыталась соблюдать приличия. О самоубийстве некоего корнета, который покончил с собой из-за любви к прекрасной графине, судачили не один месяц, однако Юлия Павловна даже не старалась сделать вид, будто ей жаль несчастного влюблённого. В свои 25 лет она уже успела пережить развод — её мужем был граф Николай Самойлов. Возможно, именно неудачный брак научил её так легко относиться к условностям. Через несколько дней после свадьбы муж юной графини свалился с тяжелейшей лихорадкой. Тогда-то Юлия и поняла, что отнюдь не является единственной женщиной графа, — в бреду супруг называл её Александрой. Сочтя себя свободной от каких-либо обязательств, она вмиг окружила себя множеством обожателей, а через некоторое время добилась развода.
       Юлия Павловна обменялась с художником всего лишь десятком фраз, но этого хватило для того, чтобы превратить живописца в преданного поклонника. Да и Карл очень понравился графине. Особенно сильно её забавляла трогательная манера художника слегка склонять голову при разговоре (в детстве отец сильно ударил маленького Карлушу за то, что тот недостаточно усердно занимался живописью, и художник оглох на одно ухо). Их роман развивался с поразительной скоростью. На светских вечеринках судачили, будто Брюллов — известный всему Риму дамский угодник — навсегда прирос к одной-единственной женщине. Он пишет с неё свои шедевры: вот она покидает светский вечер на картине «Портрет Юлии Самойловой, удаляющейся с бала», вот она распростёрта на земле в «Последнем дне Помпеи», да и на многих других работах мастера можно увидеть её черты. «Между мной и Карлом ничего не делалось по правилам», – признается Юлия позже. Это было именно так – с первой минуты первой встречи. Они были равны по темпераменту - и этот сумасшедший огонь, эта экспрессия страсти мощными потоками света выливались в картинах Карла, в его многочисленных портретах Юлии.
       Она ездит вместе с ним по всей Италии, постоянно наведывается в его мастерскую. Она всегда рядом. Но при этом она не принадлежит художнику. Юлия Павловна считает, что настоящая любовь должна быть свободной: что толку связывать себя клятвами верности и глупыми обещаниями? Она ничуть не стесняется рассказывать Карлу о своих интрижках на стороне, постоянно просит его рассказать о женщинах, с которыми он встречается помимо неё: «Скажи мне, где живёшь и кого любишь? Нану или другую?» Брюллов сходил с ума от ревности — он никогда не думал, что так трудно делить с кем-то возлюбленную. Но Самойлову подобные страдания только забавляли. В 1834 году, спустя 6 лет после первой встречи с Юлией Самойловой, Брюллов принял окончательное решение — он покидает Италию и возвращается в Петербург. Только так можно поставить точку в этой мучительной любовной истории. Графиня, казалось, совсем не была опечалена разрывом. От души пожелала счастья, нежно потрепала «драгоценного Бришку» по щеке и ни одним словом не попыталась его удержать.
       В Петербурге художник полностью погрузился в работу: создал рисунки на тему Отечественной войны 1812 года и знаменитую картину «Гадающая Светлана», написал множество портретов. Живопись помогала ему хотя бы на время забывать о Юлии. Относительно спокойная жизнь продолжалась несколько лет, вплоть до женитьбы Брюллова на Эмилии Тимм.
       …Брюллов внезапно поймал себя на том, что сидит в тёмной мастерской и уже несколько часов бессмысленно смотрит в пустоту. Вдруг послышались какие-то голоса, двери комнаты распахнулись, и на пороге возникло видение из прошлого — в свои 39 лет Юлия Самойлова была всё ещё прекрасна. Юлия Павловна приехала в Петербург по делам наследства, и, услышав о неприятностях художника, тут же кинулась к нему.
       Её появление напоминало небольшой ураган: графиня тут же надавала пощёчин пьяному лакею, отправила кухарку готовить ужин, а самому Брюллову велела немедленно собираться на прогулку по вечерней столице. Она провела в доме художника всего несколько дней — за это время он почти забыл о своих бедах. А потом Самойлова начала собираться в одно из своих имений. Брюллов вышел проводить её до экипажа. Пока прощались, он никак не мог совладать с желанием броситься на колени, чтобы умолять её остаться. Но лукавый взгляд чёрных глаз графини удерживал его — художник понимал, что она всё равно никогда не сможет принадлежать только ему. После той встречи Карл Брюллов ни разу не видел Юлии Самойловой.
       В 1845 году Юлия Павловна приняла решение расстаться с Брюлловым и порывает с ним. В 1846 году она вышла замуж за молодого итальянского тенора Пери, отличавшемся необыкновенной красотой. Выйдя замуж, Юлия Павловна лишилась подданства Российской империи. Новое семейное счастье было недолгим, синьор Пери умер в том же году в Венеции от чахотки. Потеря графского титула очень огорчала Юлию Павловну. Живя в имении Груссе под Парижем и располагая большими средствами, она в 1863 году опять вышла замуж — за разорившегося французского графа, дипломата Шарля де Морнэ. Он был немногим старше Юлии Павловны, ей было 60 лет, ему 66. Но почти сразу после свадьбы супруги разъехались, получив титул мужа, Юлия Павловна ежегодно выплачивала ему огромное содержание, что негативно отразилось на её состоянии. К концу жизни она потеряла практически всё. На старости лет из ценных вещей у Юлии Павловны остались лишь картины Брюллова — их она не продала даже в самые тяжёлые годы.
       Умерла Юлия Павловна 14 марта 1875 года в Париже на 73-м году жизни, и по завещанию была похоронена на кладбище Пер-Лашез, вместе со вторым мужем.
       Брюллов скончался в 1852 году, в возрасте 52 лет. Графиня Самойлова пережила его почти на четверть века.

80

может кто подсказать, где самая большая выставка работ Брюллова??

81

Bets, приветствую Вас!!!

         Как мне известно, картины Карла Павловича в России находятся в: Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге, Государственном Эрмитаже, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Нижегородском государственном художественном музее, Ульяновском областном художественном музее, Архангельском музее изобразительных искусств, Пермской художественной галерее.
         Много картин находятся в частных коллекциях по всему миру. Периодически в России проводятся большие выставки, когда картины художника выставляются в одном месте, но о таких событиях сообщается отдельно.


Вы здесь » "Альтернатива" » Русские художники ХIХ века » Карл Павлович Брюллов